Производительность труда и мотивирование персонала на автотранспортном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния производительности труду на автотранспортном предприятии и выявление факторов, способствующих ее росту.
Целью данной работы является изучение теоретических основ производительности труда и мотивации персонала, а также расчет экономических показателей производительности труда на примере автотранспортного предприятия ООО «Экотранс»
В качестве объекта исследования выступает автотранспортное предприятие ООО «Экотранс»
Предметом исследования являются принципы, методы мотивирования персонала и производительности труда используемые в управлении персоналом.

Содержание работы

1 Теоретический раздел
1.1 Показатели производительности труда и методы измерения ее уровня
1.2 Факторы роста производительности труда на автотранспортном предприятии
1.3 Сущность понятия мотивация персонала, методы мотивирования персонала.
2 Расчетная часть
2.1 Общая характеристика предприятия
2.1 Расчет экономических показателей производительности труда на примере ООО «Экотранс»
3 Обобщающая исследовательская часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мотивирование персонала изменить.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  Краснодарского края

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

Краснодарский политехнический  техникум

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономика отрасли»

На тему: «Производительность  труда и мотивирование персонала  на автотранспортном предприятии»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы №136

Кизим

 

 

 

 

г. Краснодар

2012 г.

Содержание

 

          1 Теоретический раздел

1.1 Показатели производительности труда и методы измерения ее уровня

1.2 Факторы роста производительности труда на автотранспортном предприятии

1.3 Сущность понятия мотивация персонала, методы мотивирования персонала.

2 Расчетная часть

2.1 Общая характеристика  предприятия

2.1 Расчет экономических  показателей производительности  труда на примере ООО «Экотранс»

3 Обобщающая исследовательская  часть

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Автотранспортные предприятия (АТП) играют особую роль в экономике  нашей страны. Они обеспечивают значительную долю в общем объеме перевозок  грузов и пассажиров в стране.

Автомобильный транспорт  наряду с другими видами транспорта (железнодорожным, водным, воздушным, трубопроводным) составляет основу транспортной системы  нашей страны и обеспечивает транспортные потребности населения и экономике  за счет комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере автотранспортной деятельности.

Производительность труда  является одним из важнейших качественных показателей работы автотранспортного  предприятия, выражением эффективности  затрат труда.

На автотранспортном предприятии  решаются вопросы, связанные с наиболее рациональной организацией транспортного  процесса и систематическим ростом производительности труда, повышения  рентабельности перевозок путем  снижения себестоимости, безопасности эксплуатации автомобилей и прицепов, а также ведется бухгалтерией оперативный статистический учет.

Эффективность деятельности автотранспортных предприятий, позволяющая  им успешно функционировать на рынке  транспортных услуг, в значительной степени зависит от уровня экономических  знаний и компетентности их работников и руководителей. В рыночных условиях они должны уметь определять потребности  рынка услуг, организовывать в соответствии с ними процесс перевозок грузов и пассажиров, создавать условия  для высокопроизводительной работы своего персонала.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение состояния производительности труду на автотранспортном предприятии и выявление факторов, способствующих  ее росту.

Целью данной работы является изучение  теоретических основ производительности труда и мотивации персонала, а также расчет экономических показателей производительности труда на примере автотранспортного предприятия ООО «Экотранс»

В качестве объекта исследования выступает автотранспортное предприятие ООО «Экотранс»

Предметом исследования являются принципы, методы мотивирования персонала и производительности труда используемые в управлении персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретический  раздел

    1. Показатели производительности труда и методы измерения ее уровня

 

Показателями трудоемкости труда служат выработка и трудоемкость. Они связаны между собой обратно  пропорциональной зависимостью.

В масштабе народного хозяйства  уровень производительности труда (выработки) и сфере материального  производства определяется отношением величины вновь созданной стоимости  – национального дохода за определенный период к среднесписочной численности  персонала, занятого в сфере материального  производства в течении этого  периода. В сфере услуг производительность труда (выработка) определяется отношением стоимости услуг без стоимости  материальных затрат на их оказание за определенный период к среднесписочной  численности персонала сферы  услуг за этот же период. На предприятиях выработка определяется разными  способами в зависимости от того, в каких единицах измеряется объем  продукции, трудовые затраты. Использование  разных единиц и методов измерения  объемов продукции и трудовых затрат дает около двух десятков способов определения выработки продукции  на предприятиях. Выясним их достоинства  и недостатки. Проблема измерения  производительности труда имеет  два аспекта: с точки зрения объема производства и с точки трудовых затрат. Существует три основных метода измерения производства продукции  натуральный, трудовой и стоимостный.

Натуральный метод – объем  производства продукции выражается в физических единицах – штуках, килограммах, метрах и т.д. Такой  способ измерения объема выпускаемой  продукции представляется наиболее точным, но он имеет весьма ограниченную сферу применения, так как редко  предприятие выпускает однородную продукцию. Продукцию машиностроительного  или деревообрабатывающего предприятия, выпускающий большой ассортимент  товаров, выразить через натуральный  показатель вообще невозможно. Следовательно, натуральный измеритель объеме продукции неприменим для большинства предприятий. В этом заключается его существенный недостаток.

Используется еще условно-натуральный  метод измерения объема производства продукции, основанный на приведении разных изделий к одному измерителю. Область  применения этого метода также ограничена лишь некоторыми отраслями народного  хозяйства.

Трудовой метод основан  на использовании для характеристик  объема производства норм трудовых затрат-нормо-часов. Он пригоден для оценки уровня производительности труда на отдельных участках производства, в цехах, но требует строгой обоснованности используемых норм. При разнонапряженности норм такой метод дает существенные искажения, поэтому его применение не имеет широкого распространения.

Стоимостный метод наиболее универсален, он позволяет проводить  сравнение уровня и динамики производительности труда на предприятии в отрасли, регионе, стране. Вопрос состоит в  том, какой показатель стоимости  принять для измерения объема производства. Показатель стоимости  валовой продукции, на основе которого долгие годы планировались и учитывались  объемы производства продукции, хорош  тем, что продукция разных предприятий  и разные годы исчислялись в единых оптовых ценах предприятий по состоянию на какое-то время. Это  позволяло нивелировать изменение  цен в разные периоды и добиваться по этому критерии сопоставимости показателей. Однако стоимость продукции отражает не только затраты живого труда, но и прошлого, овещественного в сырье, материалах, покупных фабрикатах, деталях  и узлах поступающих по кооперации. Более дорогое сырье, направляемое на обработку, увеличиволо стоимость  валовой продукции и соответственно уровень производительности труда  без какого-либо участия работников предприятия. К таким же последствиям приводило изменение точки кооперации, когда, к примеру, предприятие прекращало выпуск какаго-либо узла будущего изделия в силу того, что этот узел начал поступать к нему по кооперативным поставкам с предприятия, а стоимость узла продолжала входить в стоимость готового изделия, выпускаемого предприятием, но затраты труда по изготовлению этого оно уже не несло и за счет этого искусственно повышало у себя производительность труда.

В стоимость валовой продукции  входит так же разница в стоимости  незавершенного производства на начало и на конец периода. Это даст возможность, а вместе с ней и показатель производительности труда за счет увеличения объемов незавершенного производства.

Показатель стоимости  товарной продукции свободен от влияния  объемов незавершенного производства, но сохраняет другие недостатки, присущие показателю валовой продукции. В  швейном, полиграфическом и некоторых  других отраслях использовали для характеристик  объемов производства показатель нормативной  стоимости обработки (НСО), в который  включали нормативную стоимость  затрат живого труда: заработную плату  основных производственных рабочих  с отчислениями на социальное страхование, цеховые общезаводские расходы, рассчитанные по нормативам.

Достоинством показателя НСО является то, что он в основном свободен от влияния затрат прошлого труда – стоимости сырья, материалов, покупных изделий (за исключением таких  затрат, входящих в общецеховые и  общезаводские расходы). Недостатки показателя НСО в том, что он не характеризует всей вновь созданной  стоимости и учитывает не фактическую  стоимость обработки, а лишь ее нормативное  значение. Экономическое содержание этого показателя расплывчато, поэтому  целесообразность его использования  вызывает сомнения. Теоретически наиболее полное представление о вкладе предприятия  и создание продукции дает показатель стоимости чистой продукции –  вновь созданной стоимости, так  как на его величину и узлы, его  величину не влияют затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты  и узлы, он свободен от стоимости  амортизационных  отчислений.

Чистая продукция (заработная плата с начислениями плюс прибыль) точно характеризует вновь созданную  стоимость, если она (продукция) реализуется  по рыночным ценам. Но в нашей действительности большое влияние оказывают монопольные  цены, которые искажают реальный вклад  предприятия в создание новой  стоимости, и установление стоимости  чистой продукции становятся проблематичными.

Показатель условно чистой продукции включает по мимо заработной платы с начислениями и прибыли  также сумму амортизационных  основных средств, т.е часть прошлого труда. Применяется он в отраслях с высоким уровнем технического оснащения. Практика использования  этого измерителя объема производства при значительной разнорентабельности  различных изделий и большими различиями доли прибыли в оптовой  цене предприятий не дала надежных результатов сопоставимости реального  вклада предприятия в выпуск продукции  и его отражения в виде соответствующей  величины прибыли. Трудозатраты могут  измеряться в: человеко-часах, человеко-днях, среднесписочного персонала.

Трудозатраты наиболее точно  отражаются отработанным количеством  человеко-часах. Но их подсчет очень  трудоемок. Человеко-дни дают менее  точный результат по сравнению с  человеко-часами, так как они не учитывают внутрисменных простоев. Среднесписочная численность персонала  по сравнению человеко-дня не учитывает  целодневных простоев, но, тем не менее, именно этот показатель используется при подсчетах годовой производительности труда, так как это обеспечивает сопоставимость показателей различных  предприятий, отраслей и по стране в  целом. Показатели же часовой и дневной  выработки применяют при внутрипроизводственном анализе хозяйственной деятельности предприятия. Итак, для определения  выработки выбираются соответствующие  показатели объема производства продукции  и трудовых затрат и первые делятся  на вторые.

Персонал предприятия  делится на рабочих и служащих. Служащие по выполняемым функциям на специалистов, руководителей и технических исполнителей. Таким образом, различают выработку, приходящуюся на одного рабочего часовую, дневную, месячную, квартальную, годовую.

На основании анализа  достоинств и недостатков показателей  объема продукции и трудовых затрат следует отметить, что любое из возможных сочетаний имеет определенный экономический смысл, а выбор  их должен определяться конкретными  задачами измерения уровня производительности труда. Наиболее универсальным способом выработки на предприятии за год, приходящийся на одного среднесписочного работника этого предприятия  за год.

Нормативная, плановая и  фактическая трудоемкость продукции

Другой показатель производительности труда – трудоемкость – представляет собой сумму затрат живого труда  на производство единицы продукции. Для определения трудоемкости единицы  продукции затраты на все производство делят на объем выпущенной продукции  за определенный период.

В целях планирования и  анализа труда рассчитывают трудоемкость отдельных операций, изделий, работ.

Технологическая трудоемкость определяется затратами труда основных рабочих, сдельщиков и повременщиков. Она рассчитывается по производственным операциям, деталям, узлам и годовым  изделиям.

Трудоемкость обслуживания представляет собой затраты труда  вспомогательных рабочих основных цехов и всех рабочих вспомогательных  цехов и подразделений, занятых  обслуживанием производства. Ее расчет производиться по каждой операции, изделию, либо пропорционально технологической  трудоемкости изделий.

Информация о работе Производительность труда и мотивирование персонала на автотранспортном предприятии