Производительность труда и мотивирование персонала на автотранспортном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния производительности труду на автотранспортном предприятии и выявление факторов, способствующих ее росту.
Целью данной работы является изучение теоретических основ производительности труда и мотивации персонала, а также расчет экономических показателей производительности труда на примере автотранспортного предприятия ООО «Экотранс»
В качестве объекта исследования выступает автотранспортное предприятие ООО «Экотранс»
Предметом исследования являются принципы, методы мотивирования персонала и производительности труда используемые в управлении персоналом.

Содержание работы

1 Теоретический раздел
1.1 Показатели производительности труда и методы измерения ее уровня
1.2 Факторы роста производительности труда на автотранспортном предприятии
1.3 Сущность понятия мотивация персонала, методы мотивирования персонала.
2 Расчетная часть
2.1 Общая характеристика предприятия
2.1 Расчет экономических показателей производительности труда на примере ООО «Экотранс»
3 Обобщающая исследовательская часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мотивирование персонала изменить.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Производственная трудоемкость слагается из трудоемкости технологической  и обслуживания, т.е это затраты  труда основных и вспомогательных  рабочих на выполнение единицы работ.

Трудоемкость управления складывается из затрат труда руководителей, специалистов, служащих. Одна часть таких затрат, которая непосредственно связана с изготовлением изделий, прямо относится на эти изделия, другая часть затрат, которая непосредственно не связана с изготовлением изделий, относится к ним пропорционально производственной трудоемкости.

Полная трудоемкость продукции  отражает все затраты труда на изготовления каждого изделия и  всей их суммы.

Различают трудоемкость нормативную, плановую, фактическую.

Нормативная трудоемкость рассчитывается на основе действующих норм труда, норм времени, норм выработки, норм времени  обслуживания, норм численности. Она  используется для определения общей  величины трудовых затрат, необходимых  как для изготовления отдельных  изделий, так и на выполнения всей производственной программы.

Плановая трудоемкость отличается от нормативной на величину снижения трудозатрат, планируемых в текущем  периоде за счет реализации организационно-технических  мероприятий.

Фактическая трудоемкость –  это сумма совершенных трудозатрат  на выпущенный объем продукции или  выполненный объем работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы роста  производительности труда на  автотранспортном предприятии

 

Производительность труда  характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством  продукции, произведенной в единицу  рабочего времени, либо затратами труда  на единицу произведенной продукции  или выполненных работ. Производительность труда является одним из важнейших  качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труду. Уровень производительности труда  характеризуется соотношением произведенной  продукции или выполненных работ  и затрат рабочего времени. От уровня производительности труда зависят  темпы развития промышленного производства, увеличения заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости  продукции. Повышение производительности труда путем механизации и  автоматизации труда, внедрения  новой технологии практически не имеет границ. Поэтому целью анализа  производительности труда является выявление возможности дальнейшего  увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда, более рационального использования  работающих и их рабочего времени.

Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции  в единицу времени, что непосредственно  влияет на повышение эффективности  производства , так как в одном  случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции  по статье «заработная плата основных производственных рабочих», а в другом – в единицу времени протизводится  больше продукции.

Значительное влияние  на рост производительности труда оказывает  внедрение достижений научно-технического прогресса, которое проявляется  в использовании экономичного оборудования и современной технологии, что способствует экономии живого труда (зарплата) и увеличению прошлого труда (амортизация). Однако прирост стоимости прошлого труда всегда меньше, чем экономия живого труда, иначе внедрение достижений научно-технического прогресса экономически не оправдано (исключение является повышения качества продукции).

В условиях становления рыночных отношений рост производительности труда – объективная предпосылка, так как происходит отвлечение рабочей  силы в непроизводственную сферу  и сокращение численности работающих в следствии демографических  изменений.

Среди обстоятельств, влияющих на уровень производительности труда, можно выделить факторы.

Под факторами роста производительность труда следует понимать всю совокупность движущих сил и причин, определяющих уровень и динамику производительности труда. Факторы роста производительности труда весьма разнообразны и в  совокупности составляют определенную систему, элементы, которой находятся  в постоянном движении и взаимодействии. Большое значение, которое имеет  рост производительности труда для  отдельных предприятий и всего  общества, делает необходимым изучение всех факторов, влияющих на уровень  производительности труда, и вскрытие резервов ее роста.

Факторы – это движущие силы, под влиянием которых изменяется уровень и динамика производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Сущность понятия мотивация персонала, методы мотивирования персонала.

 

Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых  и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают  определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: “Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности”. С точки зрения Б.Ю Сербинского.: “Мотивация-это побуждение людей к деятельности”.

Однако, все определения  мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников - значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками. Образцовые компании, достигающие значительных результатов в побуждении у десятков и даже сотен людей приверженности к труду и склонности к постоянным нововведениям, показывают, что нет никаких причин, по которым невозможно создавать системы, позволяющие большинству персонала чувствовать себя победителями.

Методы мотивирования  персонала  могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности  системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. 

Существуют следующие  методы мотивирования эффективного трудового поведения:

    • материальное поощрение;
    • организационные методы;
    • морально-психологические.

Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования  является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка (по Ф. Тейлору), при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.

Эффективность премирования во многом определяется правильностью  выбора показателей, их дифференциацией  в зависимости от роли и характера  подразделений, уровня должностей, ориентацией  на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.

Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых  работников.

Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность  в деньгах будет расти до определенного  предела, зависящего от уровня жизни, после  которого деньги станут условием нормального  психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут  выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для  руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.

Конечно, ни одна система  материального вознаграждения не может  в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад  работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции  вообще не фиксируются в нормативных  актах и должностных инструкциях.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что  мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в  дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности  в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Как отмечалось, кроме экономических (материальных) способов мотивации  существуют не экономические, а именно: организационные и морально-психологические.

Организационные способы  мотивации (мотивирования) включают в  себя:

    • участие в делах организации (как правило, социальных);
    • перспектива приобрести новые знания и навыки;
    • обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста)

Морально-психологические  методы мотивирования включают в  себя:

    • создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);
    • присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
    • признание (личное и публичное) (ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п. За особые заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными  знаками, присвоение почетных званий и др.);
    • высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);
    • атмосфера взаимного уважения, доверия.

Своеобразным комплексным  методом мотивации является продвижение  в должности. Однако этот метод внутренне  ограничен, так как, во-первых, в организации  число должностей высокого ранга  ограничено; во-вторых, продвижение  по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо  использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций  не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на  достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов  управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием   рыночной экономической системы. В  условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность  и результативность экономических  мотивов,  что позволит поставить  каждого работника и коллектив  в такие экономические условия, при которых появиться возможность  наиболее полно сочетать личные интересы  с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методах  мотивирования, зачастую приводит к  снижению внимания к социально–психологическим  аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

Приведенная схема классификации  методов мотивирования является классической.  В современном  менеджменте применяются и иные группировки методов мотивирования. Укрупненно все методы мотивирования  можно так же сгруппировать в  следующие четыре вида:

  1. Экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
  2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
  3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
  4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

В рамках этих групп методов  сегодня разрабатываются  отдельные  методики и системы мотивирования  персонала.

Информация о работе Производительность труда и мотивирование персонала на автотранспортном предприятии