Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 19:24, курсовая работа
Производство и спрос, важные факторы формирования цен на продукцию.
Производством называется деятельность человека, с помощью которой он удовлетворяет потребности, как свои, так и общества.
Спрос - это модель, описывающая поведение реальных и потенциальных потребителей.
Потребности – это нужда человека в каком-либо благе. Потребности человека индивидуальны и разнообразны, а также изменяются во времени.
Введение………………………..………………………………………………5
Экономические ресурсы……………………………………………………6
Понятие и виды экономических ресурсов…………………………….6
Основные направления оценок природных ресурсов………………...8
Ограниченность экономических ресурсов……………………………11
Использование экономических ресурсов……………………………..18
Экономическая оценка ресурсов………………………………………21
Производство экономических ресурсов…………………………………...25
Понятие и виды производства………………………………………….25
Факторы производства…………………………………………………..27
Рынок труда……………………………………………………….28
Рынок капитала……………………………………………………31
Рынок земли………………………………………………………..33
Спрос на экономические ресурсы………………………………………….35
Предельный продукт фактора производства………………………….35
Эластичность спроса на экономические ресурсы……………………37
Рыночный спрос на ресурсы…………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………43
Предельным продуктом фактора производства называется прирост готовой продукции, достигаемый за счет применения дополнительной единицы ресурса. В краткосрочном периоде МРf сначала увеличивается, а потом снижается.
Стоимостью предельного продукта фактора производства (VMPf) является произведением предельного продукта на цену товара, т.е. VMPf = МР × Р, где VMPf – стоимость предельного продукта,
Предельным доходом от предельного продукта фактора производства (MRPf) является прирост выручки, приобретенный в результате использования дополнительной единицы фактора производства.
MRPf = МР × MR, где MRPf – предельный доход от предельного продукта,
В случае если рынок готовой продукции совершенно конкурентен, то стоимость товара равна предельному доходу от его изготовления, т.е. VMPf = MRPf.
Если сравнить предельный доход фактора производства и предельный продукт фактора производства, то узнаем, что первый в условиях совершенной конкуренции станет кратен второму, а в качестве множителя выступает стоимость продукта. В соответствии с этим, кривая предельного дохода фактора производства станет повторять форму кривой предельного продукта фактора производства, т.е. станет сначала расти, а уже после определенного момента уменьшаться.
Проанализируем поведение компании в краткосрочном периоде, когда один фактор является переменным, т.е. именно на него компания предъявляет спрос. Кривая предельного дохода фактора производства иллюстрирует, какое количество ресурса готова купить компания при различных уровнях стоимости на данный ресурс.
На конкурентноспособном рынке ресурсов приобретение каждой дополнительной единицы последнего увеличивает издержки компании на одно и то же значение, т.е. на стоимость ресурса. Таким образом, стоимость ресурса выступает как предельные издержки фактора производства (MRCf). Компания предъявляет спрос на фактор производства до тех пор, пока предельные издержки от использования дополнительной единицы ресурса не превосходят предельного дохода, получаемого от применения этой дополнительной единицы ресурса. Равновесие компании настанет в точке, где MRPf= MRCf (рис. 2). В данной точке компания максимизирует прибыль.
Рисунок 2. Равновесие фирмы на рынке фактора производства.
Для конкурентного рынка факторов производства формула максимизации прибыли имеет вид: MRPf = Pf. [12]
Эластичность спроса на ресурсы зависит от ряда факторов, среди которых – зависимость от степени конкурентности товарного рынка. В этом случае целесообразно рассмотреть ситуацию формирования спроса при совершенной и несовершенной конкуренции.
На товарном рынке спрос на товар для фирмы – совершенного конкурента характеризуется совершенной эластичностью. В этом случае фирма при приобретении производственных ресурсов не подвержена влиянию товарного рынка. Однако, в отличие от товарного рынка, предельный продукт ресурсов при увеличении их вовлекаемого в производство количества сокращается. Поэтому фирме экономически нецелесообразно приобретать разное количество ресурса по одной и той же цене. Степень увеличения спроса при снижении цены на факторном рынке тесно зависит от степени сокращения MRP (при условии, что фирма стремится к минимизации издержек). Учитывая масштабность современного производства, такое сокращение осуществляется небольшими темпами, поэтому кривая спроса на ресурсы в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров обычно более эластичная (D1 на рис.3).
Более сложным является формирование спроса на факторном рынке в условиях несовершенной конкуренции. Это связано с тем, что фирма уже не приспосабливается к ценам товаров, а устанавливает их. Реализация большого количества продукции требует от нее снижения цены. Таким образом, в отличие от рынка совершенной конкуренции MRР для фирмы – несовершенного конкурента постоянно уменьшается. Исходя из того, что фирма покупает ресурсы пока MRP>MRC, найм дополнительной единицы ресурса возможен лишь при увеличении его производительности или снижении его цены. Однако из-за закона убывающей отдачи обычно наблюдается снижение производительности ресурса. Фирме для покупки дополнительной единицы ресурса требуется более значительное снижение ее цены, чем в условиях совершенной конкуренции. В связи с этим спрос на производственные факторы в условиях несовершенной конкуренции на рынке товаров обычно менее эластичен (D2 на рис. 3).
Рисунок 3. Спрос на факторы производства фирм - совершенных и несовершенных конкурентов на товарном рынке.
В то же время, независимо от типа рыночных структур в экономике, на эластичность спроса на рынке производственных ресурсов оказывают влияние следующие факторы.
1. Скорость изменения
2. Возможность и степень
3. Эластичности спроса на
4. Доля производственного
Как и на товарных, на факторных рынках спрос может изменяться как при изменении цены, так и под воздействием неценовых факторов. К числу неценовых относят следующие факторы.
1. Изменения в спросе на товар.
Можно утверждать о прямой
зависимости таких изменений. Например,
повышение спроса на товар
приведет к увеличению
2. Изменения в
3. Изменение цен на другие ресурсы. Аналогично товарному рынку, взаимосвязи рассматриваются в двух направлениях: для ресурсов-заменителей и ресурсов-дополнителей. В первом случае зависимость изменения цен на другие ресурсы и спроса на рассматриваемый ресурс прямая, во втором – обратная. [10]
Рыночным спросом на ресурсы называют сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него, а эластичность рыночного спроса по цене связана с эластичностью спроса по цене в любой из отраслей, которые составляют рынок.
К примеру, рыночный спрос на неквалифицированную рабочую силу в конкретном районе представляет собой необходимую сумму объемов спроса со стороны компаний и всех сфер, где используется данный тип рабочей силы. Все сферы соперничают за рабочих на одном региональном рынке рабочей силы. При любой данной заработной плате, чем больше работников занято в одной сфере, тем меньше может быть занято их в иных отраслях. На рис. 4 представлен спрос на труд в 3-х отраслях. В каждой сфере он показан своей кривой, соответственно, DP, DR, DC (рис.4, а). Региональный рыночный спрос DM (рис.4, б) является суммой объемов спроса этих 3-х сфер при любой данной заработной плате. Кривые спроса на труд для каждой сферы предусматривают ценовые исходы от повышения объема изготовления в сферы.
Рисунок 4. Региональный рыночный спрос на труд.
Рыночный спрос на ресурс получается тем же способом, что и рыночный спрос на продукцию. При каждой стоимости объемы спроса сфер суммируются с целью установления объема рыночного спроса. При любой установленной стоимости эластичность рыночного спроса на ресурс находится в зависимости от соотношения, в котором ресурсы используются в разных отраслях, и эластичности спроса на ресурс по ценам в каждой из данных сфер.
Заключение
Стоимости на ресурсы считаются ключевым условием, определяющим денежные прибыли, и в то же время они осуществляют функцию распределения ресурсов по разным отраслям и компаниям.
Спрос на ресурс находится в зависимости от его производительности и рыночной цены (стоимости) продукта, который изготавливается с его использованием.
Кривая спроса на ресурс понижается, поскольку предельный продукт дополнительно вводимых единиц любого ресурса понижается в соответствии с законом убывающей прибыльности. В случае если компания продает продукцию на рынке в условиях несовершенной конкуренции, то кривая спроса на ресурс спадает ещё и по другой обстоятельству: стоимость на продукт должна падать, чтобы компания сумела реализовать больше продукции. Рыночный спрос на ресурс можно вывести посредством суммирования по горизонтали кривых спроса всех фирм, употребляющих установленный ресурс.
Сокращение стоимости на ресурс "А" как правило влечет за собой снижение спроса на ресурс "В" (эффект замещения). Однако это снижение способно возместиться тем, что снижение стоимости на "А" приведет к сокращению издержек производства и тем самым к увеличению равновесного объема изготовления и в соответствии с этим к увеличению спроса на "В" (эффект выпуска продукции). В отношении взаимодополняемых или сопряженных ресурсов, на которые предъявляется совместный спрос, не действует эффект замещения, а только эффект выпуска продукции.
Компания применяет соотношение ресурсов, обеспечивающее наибольшую доход, в случае если стоимость на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении, и, алгебраически, когда
МRР труда/ цена труда =МRР капитала/цена капитала = 1
Список использованных источников
1.Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014. – 736 с. 2.
2.Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М.Соколинский. – М.: Кнорус, 2014. – 464 с. 5.
3. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 580 с.
4. Микроэкономика / М.И. Ноздрин-Плотницкий. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с.
5. Экономическая теория / И.П. Николаева. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с.
6. Микроэкономика / Ю.В. Тарануха. – М.: КноРус, 2013. – 608 с.
7. Энциклопедия экономиста // http://www.grandars.ru/
8. Микроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — 2006. — 374 с.
9. Микроэкономика / Гальперин
В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. // http://microeconomica.
10. Спрос и предложение — Статья
в Энциклопедии Рукономиста // http://ruconomics.com/
11. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. проф. Г. П. Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011
12. Экономика. Предельный продукт
// http://economics.wideworld.ru/
13. Организация
14. Википедия. Свободная энциклопедия //
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Информация о работе Производство и спрос на экономические ресурсы