Производство общественных благ в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

В качестве главной цели своей работы я выделила рассмотрение теоретических основ исследования общественных благ и выявления проблем их производства в экономике современной России. Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:
определить понятие общественных благ и выявить их свойства;
рассмотреть производство чистых и смешанных общественных благ, проблему безбилетника;
определить роль государственного и частного сектора в производстве общественных благ;
исследовать производство общественных благ в экономике современной России;
выявить проблемы производства общественных благ в экономике современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования общественных благ…………5
1.1.Понятие общественных благ и их свойства. Производство чистых и смешанных общественных благ ………………….…………………….…5
1.2. Государственный и частный сектор в производстве общественных благ ….…………………………………………….……………………….11
Глава 2. Производство общественных благ в экономике современной России…………………………………………………………………….….…16
2.1. Характеристика производства общественных благ в экономике современной России…………………………………….….……………..16
2.2. Проблемы производства общественных благ в экономике современной России……………………………….……………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 72.93 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...… 3

Глава 1. Теоретические  основы исследования общественных благ…………5

1.1.Понятие  общественных благ и их свойства. Производство чистых и смешанных общественных благ ………………….…………………….…5

1.2. Государственный и частный сектор в производстве общественных благ ….…………………………………………….……………………….11

Глава  2. Производство общественных благ в экономике современной  России…………………………………………………………………….….…16

2.1. Характеристика  производства общественных благ  в экономике современной России…………………………………….….……………..16

2.2. Проблемы  производства общественных благ в экономике современной России……………………………….……………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В период адаптации отечественной  экономической системы к рыночным отношениям сектор производства общественных благ был в наименьшей степени затронут процессом экономического реформирования. Между тем именно в рамках данного сектора осуществляется обеспечение населения такими социально значимыми услугами, как судопроизводство, услугами правоохранительной системы, науки, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства, обороны, здравоохранения и других общественных благ, способствующих сохранению социальной стабильности и национальной безопасности. Кризисное состояние этих отраслей, а также медленное их реформирование обусловливают актуальность рассмотрения проблем производства общественных благ в России. Ограниченность бюджетных средств и государственных ресурсов по субсидированию социальной сферы делает крайне важной проблему привлечения частных ресурсов, актуализирует исследование способов и механизмов кооперации частного и общественного секторов российской экономической системы.

Значительный вклад в  исследование общественных благ внесли такие зарубежные ученые – экономисты А.Пигу, Э.Аткинсон, А.Таккер, М.Олсон, Э.Кларк, Т.Гроувс и др. Среди отечественных экономистов можно отметить Л.И.Якобсона, А.Н.Чеканского, Н.А.Восколович, А.Дадашеву, и др.

В качестве главной цели своей работы я выделила рассмотрение теоретических основ исследования общественных благ и выявления проблем их производства в экономике современной России. Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:

  • определить понятие общественных благ и выявить их свойства;
  • рассмотреть производство чистых и смешанных общественных благ, проблему безбилетника;
  • определить роль государственного и частного сектора в производстве общественных благ;
  • исследовать производство общественных благ в экономике современной России;
  • выявить проблемы производства общественных благ в экономике современной России.

Объектом исследования являются общественные блага и проблемы их производства в экономике современной  России.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и заключения. В первой главе работы представлены теоретические основы исследования общественных благ. Во второй главе рассматривается производство общественных благ в России, выявляются характерные черты и проблемы.

В процессе написания работы, мною были изучены 26 различных источников, в том числе учебные пособия, книжные издания, статьи в газетах, электронные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования общественных благ

1.1.Понятие общественных  благ и их свойства. Производство  чистых и смешанных общественных  благ

Общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах и обладающие двумя свойствами:

  • несоперничество или неконкурентность в потреблении;
  • неисключаемость.1

Польза от общественного  продукта одного потребителя не преуменьшает способность другого извлечь  выгоду. Неконкурентные товары доступны каждому, что не отражается на возможности  потребления их отдельными лицами. Этот признак экономически объясняется  так: для большинства товаров, которые  производятся в частном секторе, предельные издержки производства большого объема благ положительны. Но для таких  товаров как общественные блага  дополнительное потребление не увеличивает  издержек. Таким образом, товар является неконкурентным, если при любом заданном объеме его производства дополнительные издержки предоставления его дополнительному потребителю равны нулю. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и не снижает его качества. Или, скажем, использование света маяка в качестве ориентира одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями.

Второе свойство состоит  в том, что если товар или услуга предоставляется всему населению страны, нет никакой возможности отрицать ее доступность любому человеку или требовать прямой платы за доступ. Товар является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого, трудно или вовсе невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми товарами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Например, не существует технических средств, которые могли бы не допустить использование света маяка в качестве ориентира одними судами, в то время как его могут использовать в этом качестве другие. Невозможно (или, во всяком случае, очень дорого) воспрепятствовать приему радиопередач одним слушателем тогда, когда их может принимать его сосед.

Общественное благо признается чистым, если оно в высокой степени  обладает двумя основными свойствами: свойством несоперничества и неисключаемости в потреблении.2

Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления  одному лицу, то невозможно запретить  потребление блага другими лицами.3

Несоперничество в потреблении  блага означает, что потребление  блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся  для потребления другими лицами.4 Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю. Например, уличное освещение: сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

Несоперничество в потреблении  блага состоит в том, что потребление  блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся  для потребления другими лицами, предельные издержки предоставления блага  дополнительному потребителю равны нулю.

Примерами чистых общественных благ могут служить национальная оборона или законодательство. Так, увеличение численности населения  само по себе не требует изменения  масштабов национальной обороны. В  отличие, например, от продуктов питания  все элементы оборонной системы  «потребляются» населением страны в  целом. Имеется в виду, что они  приносят выгоды каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей. В тоже время отдельный  житель страны фактически не может  быть выведен из-под «военной защиты».

Примеры обороны и законодательства показательны, помимо прочего, в том  отношении, что чистые общественные блага – это, как правило, не обычные  материальные продукты, а относительно сложные институциональные устройства, зачастую увязывающие воедино целый  ряд видов деятельности, материальных и нематериальных элементов. Скажем, боеприпасы не являются как таковые  общественными благами. Однако боеприпасы выступают в роли компонентов  чистого общественного блага, а  именно оборонной системы.

Под смешанным общественным благом понимают благо, у которого хотя бы одно из указанных основных свойств  выражено в умеренной степени. Смешанные  блага можно разделить на следующие  категории:5

  • перегружаемые – блага, у которых свойство неконкурентности в потреблении выполняется только до определенного момента. Самым ярким примером такого блага может выступать автомобильная дорога. Увеличение количества участников дорожного движения приводит к возникновению экстерналий – пробок, что, в свою очередь, ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей;
  • исключаемые (клубные блага) – блага, которые при определенных условиях в очень ограниченной степени обладают свойством неисключения в потреблении, т.е. перед потребителями таких благ встают различные барьеры, ограничивающие доступ к этим благам. Потребители такого блага делят между собой как выгоды, так и издержки. Например, парк, за вход в который установлена плата, плавательный бассейн или клуб любителей собаководов;
  • прочие – блага, которые не попадают под категорию перегружаемых или исключаемых благ. Такие блага сочетают в себе различные вариации степеней выраженности свойств общественных благ.

В действительности для большинства  смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно  происходит тогда, когда множество  людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо.6 Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага  дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении благ. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля.

При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что  не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства  по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также  иметь в виду, что некоторые  общественные блага поставляются частным  сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям  купания на частном пляже.

Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при  определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое  их свойство, как несоперничество.

В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство.7

Что касается определения  оптимального объема производства, то социальный оптимум для каждого товара устанавливается тогда, когда предельные общественные выгоды от производства данного товара оказываются равными предельным общественным издержкам8.

MB,MC

 E MC




  MB



Qe Q

Рисунок 1 Оптимальный объем производства общественного блага9

Таким образом, оптимальный  объем производства общественного  блага Qe имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.

В связи с таким свойством чистых благ, как неисключаемость, возникает проблема безбилетника (фрирайдера).

Проблема безбилетника (фрирайдера) – это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.10 В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета». Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено. Поэтому такие блага обычно производятся при участии правительства за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

Информация о работе Производство общественных благ в экономике современной России