Производство общественных благ в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

В качестве главной цели своей работы я выделила рассмотрение теоретических основ исследования общественных благ и выявления проблем их производства в экономике современной России. Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:
определить понятие общественных благ и выявить их свойства;
рассмотреть производство чистых и смешанных общественных благ, проблему безбилетника;
определить роль государственного и частного сектора в производстве общественных благ;
исследовать производство общественных благ в экономике современной России;
выявить проблемы производства общественных благ в экономике современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования общественных благ…………5
1.1.Понятие общественных благ и их свойства. Производство чистых и смешанных общественных благ ………………….…………………….…5
1.2. Государственный и частный сектор в производстве общественных благ ….…………………………………………….……………………….11
Глава 2. Производство общественных благ в экономике современной России…………………………………………………………………….….…16
2.1. Характеристика производства общественных благ в экономике современной России…………………………………….….……………..16
2.2. Проблемы производства общественных благ в экономике современной России……………………………….……………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 72.93 Кб (Скачать файл)

Таким образом, общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах и обладающие двумя свойствами: несоперничество и неисключаемость. К чистым общественным благам относятся блага, обладающими свойствами полной неконкурентоспособности, неубываемости, неделимости, неисключаемости. Вследствие такого свойства чистого общественного блага как неубываемость, возникает проблема безбилетника – проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него. К смешанным общественным благам относятся блага, имеющие совместный характер потребления с разной степенью исключаемости и убываемости потребления.

 

 

 

 

1.2. Государственный и частный сектор в производстве общественных благ

Частный сектор - основа экономики  любой развитой страны. Это огромное множество и разнообразие крупных  и мелких предприятий, производящих подавляющую часть товаров, необходимых  для людей. Но есть сферы, где рынок  заведомо не может справиться с удовлетворением  потребностей общества и более того - наносит прямой вред, обостряет  социальные проблемы. Это так называемые провалы рынка. В таких случаях участие государства в процессе производства становится неизбежным, хотя принимать оно может разные формы - от полного огосударствления до государственного контроля или партнерства с частным предпринимательством. К таким сферам относятся:11

  • производство общественных благ, главная особенность которых - совместное потребление (оборона, охрана порядка, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.);
  • защита общества от "внешних эффектов" рыночной деятельности. Прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды;
  • регулирование производства в отраслях, где возникают условия для "естественной монополии" (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение и т.п.);
  • корректировка неблагоприятных социальных последствий рыночной экономики, рождающих (или закрепляющих) социальное неравенство, безработицу, бедность.

Английский экономист  Артур Сесил Пигу в своей теории общественного благосостояния12 говорит о том, что рынок не способен учитывать общественную сторону товаров и регулировать объемы производства в соответствии с общественной полезностью благ и предлагает свой критерий оценки оптимального распределения ресурсов. Согласно его теории, социальный оптимум для каждого товара устанавливается тогда, когда предельные общественные выгоды от производства данного товара оказываются равными предельным общественным издержкам. Поскольку рынок не способен обеспечить такое соотношение, то необходимо внешнее вмешательство. Для этого А. Пигу предложил ввести систему правительственных мер по регулированию действий рынка.13 Если общественные выгоды некоего товара превышают частные выгоды, то государство должно предоставлять субсидии производителю, чтобы тот увеличивал предложение этого товара, а также предоставлять субсидии потребителю на покупку этого товара, государство должно устанавливать налог либо на сам товар, либо на экономическую деятельность по производству данного товара.

Вместе с тем в некоторых  случаях производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором.14 Это происходит когда:

  • предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника» не срабатывает;
  • речь идет о клубных благах;
  • имеются дополняющие частные блага.

Существуют случаи, когда  предпосылка о рациональном поведении  потребителя общественных благ как  «безбилетника» является неверной. В  частности, это относится к поведению  людей в небольших коллективах, небольших населенных пунктах. В  небольших коммунах люди в большей  степени склонны к честному поведению, для них в меньшей степени  характерна психология фрирайдера. Они чувствуют себя частью общества, их поведение на виду у всех членов коллектива, оно «контролируется» обществом в разных формах. Жители небольших городов в большей степени чувствуют поощрение со стороны общества за нравственное поведение и осуждение за безнравственные поступки.

Примером такого общественного  блага, производство которого не требует  государственного вмешательства, может  служить организация общественной охраны в небольшом населенном пункте, например в деревне. От общественной охраны выигрывают все жители. Данное благо обладает свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, оно является общественным благом. При организации общественной охраны всем видно, кто не участвует лично в этом мероприятии или не участвует в финансовой форме, т. е. кто является «безбилетником».

Возможно, что их поведение  будет другим, если речь пойдет о  каком-то дорогостоящем проекте, требующем  значительного вклада каждого, например о строительстве дорогого спортивного комплекса в деревне.

Случай с клубными благами  также представляет собой решение  проблемы производства общественных благ без вмешательства государства.

Клубное благо – это  смешанное общественное благо, число  потребителей которого ограничено, при  этом потребители делят между  собой как выгоды, так и издержки.15

Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.

Исключение из потребления, его ограничение, могут быть достигнуты установлением цены за пользование  благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и  решающие проблему «безбилетника». Например, в случае с плавательным бассейном  пользование им ограничивается теми, кто платит. По мере увеличения числа  желающих пользоваться услугами плавательного  бассейна возникает проблема переполнения, которая решается либо путем повышения  платы, либо путем расширения бассейна. Объемы производства этого общественного блага в любом случае будут определяться условием равенства предельной выгоды предельным издержкам.

Частная фирма также сможет обеспечить производство общественного  блага, если общественное благо производится в комплексе с дополняющим  его частным благом. В этом случае фирма продает за определенную цену дополняющее частное благо, которое  исключает из потребления этого  блага других людей, и вместе с  этим получает средства для субсидирования производства общественного блага, которое обладает свойством неисключаемости. Например, какая-то частная фирма поставляет шезлонги для загорания на пляже. Пляж – общественное благо, пользование которым доступно всем (свойство неисключаемости), а шезлонги – частное благо, пользование которым доступно одному индивиду (свойство исключаемости). Доход, который фирма получает за пользование шезлонгами, может быть направлен на поддержание чистоты и порядка на пляже. Тем самым обеспечение общественного блага становится возможным и частному предприятию благодаря дополняющему его частному благу.

Ситуации, рассмотренные  выше, относятся к смешанным общественным благам, которые не в полной мере обладают свойствами неисключаемости и несоперничества. При определенных условиях обеспечение смешанными общественными благами возможно в рамках негосударственного сектора, представленного коллективными и частными предприятиями.

Таким образом, действия государственного сектора направлены на решение проблемы безбилетника и производство общественных благ, главная особенность которых - совместное потребление (оборона, охрана порядка, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.). Кроме того, государственный сектор регулирует производство в отраслях, где возникают условия для "естественной монополии" и корректирует неблагоприятные социальные последствия рыночной экономики, рождающие (или закрепляющие) социальное неравенство, безработицу, бедность. Производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором, когда предпосылка о поведении потребителя как безбилетника не срабатывает, речь идет о клубных благах или имеются дополняющие частные блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Производство общественных благ в экономике современной  России

2.1. Характеристика  производства общественных благ  в экономике современной России

Основные статьи расходов федерального бюджета по состоянию на 01.01.2010г. - 01.04.2011г. представлены в Таблице 1. К ним относятся: расходы на социальную политику, национальную оборону, экономику и т.д.

Таблица 1

Структура расходов федерального бюджета

Наименование статьи расходов

01.01.10г.

млрд. руб.

01.01.11г.

млрд. руб.

01.04.11г.

млрд. руб.

По всем разделам и подразделам

9 660,1

10 115,6

2 214,7

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

3 593,4

4 136,0

135,7

Социальная политика

390,5

410,7

822,1

Национальная экономика

1 650,7

1 222,7

248,5

Национальная оборона

1 188,2

1 276,5

263,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 004,5

1 085,4

248,2

Общегосударственные вопросы

853,1

886,0

890,0

Прочие расходы

1 370,1

1 509,1

496,5


Источник: Министерство финансов http://info.minfin.ru/fbrash.php 16

По данным Таблицы 1 видно, что по состояния на 10.04.2011 первое место среди расходов заняла социальная политика, проводимая государством, хотя в 2009 и 2010 годах лидирующей статьей расходов являлись межбюджетные трансферты. Вследствие чего можно сделать вывод, что федеральный бюджет стал больше внимания уделять улучшению качества и уровня жизни населения, решению социальных проблем страны, и меньше оказывать финансовую помощь нижестоящим бюджетам, что соответствует принципам рыночной экономики.

Таблица 2

Общий объем социальных выплат

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Социальные выплаты, млрд. руб.

1253,4

1407,4

1755,6

2080,4

2477,7

3333,3

4247,7

из них:

             

пенсии

879,9

1059,4

1254,6

1438,3

1669,7

2282,3

2825,8

пособия

141,3

141,0

314,9

467,5

639,5

830,0

1167,9

стипендии

7,3

9,4

10,0

11,3

26,4

35,7

39,8

Удельный вес социальных выплат, процентов:

             

в ВВП

9,5

8,3

8,1

7,7

7,5

8,0

10,9

  в объеме денежных  доходов населения

14,1

12,8

12,7

12,0

11,6

13,2

14,9

Изменение социальных выплат, в процентах к

предыдущему году

106,0

 

 

101,3

110,7

108,0

109,3

117,9

114,1


Источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/free_doc/2010/B10_44/06-07.htm17

 

Самую крупную статью в  расходах республик, входящих в РФ, и местных органов власти (муниципалитетов) составляют затраты на образование (среднюю школу), социальное обеспечение, здравоохранение, включая содержание больниц, органов общественного  порядка, пожарной службы, строительство  дорог, уборку улиц и т. п. Средства на все эти цели правительство получает преимущественно из местных налогов.

 

Таблица 3

Медицинские учреждения (на конец года)

Годы 

Число больничных

учреждений, тыс.

Число больничных коек

Число врачебных амбулаторно-поликлинический учреждение, тыс.

Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических  учреждений, посещений в смену

всего, тыс.

на 10тыс. человек населения

всего, тыс.

на 10тыс. человек населения

2003

10,1

1596,6

111,6

21,5

3557,8

248,7

2004

9,8

1600,7

112,5

22,1

3577,5

251,3

2005

9,5

1575,4

111,3

21,8

3637,9

256,9

2006

7,5

1553,6

109,2

18,8

3646,2

256,4

2007

6,8

1522,1

107,2

18,3

3674,6

258,8

2008

6,5

1398,5

98,6

15,6

3651,6

257,3

2009

6,5

1373,4

96,8

15,3

3657,8

257,7




 

Источник: Федеральная служба государственной статистики18




В соответствии с государственной система социальной защиты интересов граждан в охране здоровья – обязательным медицинским страхованием, каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, соответственно, медицинское обслуживание является смешанным общественным благом. В Таблице 5 и Таблице 6 представлены данные, свидетельствующие о недостаточном развитии медицинского обслуживания и сокращающемся числе больничных учреждений.

Поскольку охрана правопорядка является чистым общественным благом, рационально будет представить данные о работе полиции, судебных органах.

Информация о работе Производство общественных благ в экономике современной России