Проверка полноты и своевременности расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:03, реферат

Описание работы

Выбранная тема «Проверка полноты и своевременности проведения расчетов с поставщиками и подрядчиками» является актуальной по причине невозможности производственного процесса без взаимодействия
с сторонними организациями. Любая организация осуществляющая деятельность не может функционировать односторонне. Поставщики
и подрядчики составляют одну из сторон взаимодействия. Поставщики
и подрядчики - это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь, отопление. Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это нам предоставляют поставщики.

Файлы: 1 файл

контроль и ревизия.rtf

— 616.80 Кб (Скачать файл)

 

Руководитель аудиторской организации     подпись

Руководитель аудиторской группы     подпись

 

Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Программу аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками представим в таблице №3.

 

Таблица №3

Программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверяемая организация

Период проверки

Число человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы 

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

 

п/п

Перечень аудитор-ских процедур по разделам аудита

Период

проведения аудита

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примечания

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

1.1

 

 

1.2

Правовая оценка до-говоров с поставщи-ками и подрядчика-ми

 

Экспертиза догово-ров с поставщиками

 

Экспертиза догово-ров с подрядчиками

   

Договор, со-глашения, контракты; копии пере-писки или заключение эксперта (в случае его привлечения

При провер-ке приме-нять непред-ставительную выборку

1

2

3

4

5

6

2

Проверка организа-ции первичного учета расчетов с пос-тавщиками и под- рядчиками

   

Первичные до-кументы (нак-ладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки)

При осущес-твлении про-верки по пос-туплению ТМЦ-приме-нять

2.1

 

 

 

 

 

2.2

 

 

 

 

2.3

 

2.4

 

 

2.5

 

 

 

2.6

Проверка достовер-ности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ принятия к учету ра-бот, услуг

Проверка оператив-ности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

Проверка законнос-ти ПУД

Проверка соблюде-ния графика доку-ментооборота

Проверка полноты и точности регистра-ции документа в учетных регистрах

Проверка организа-ции хранения доку-ментов и организа-ции доступа ПУД

   

договоры, складского уче-та, книги поку-пок, графики документообо-рота, организа-ционно-распо-рядительная документация по вопросам хранения и доступа к пер-вичной учетной докупентации

репрезента-тивную вы-борку (метод систематичес-кого отбора), операции по принятию к учету услуг (работ)- вы-борка не-представи-тельная

3

 

 

 

3.1

 

 

 

3.2

Проверка состояния задолженности пе-ред поставщиками и подрядчиками

Проверка реальнос-ти дебиторской и кредиторской задол-женности

Проверка правиль-ности списания де-биторской задол-женности, безна-дежной к взысканию

   

Регистры бух-галтерского учета,акты све-рок, ответы на запросы постав щикам, решения судов в части призна-ния задолжен-ности безна-дежной ко взысканию и другие подоб-ные документы

Провести вы-борочную ин-вентаризацию задолженнос-ти, списанные безнадежно долги прове-рить сплош-ным методом

1

2

3

4

5

6

4

Проверка правиль-ности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с пос-тавщиками и под-рядчиками

   

Регистры бух-галтерского учета, первич-ные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и др.

Проверку проводить сплошным методом

4.1

 

 

4.2

 

 

4.3

 

 

4.4

 

4.5

Проверка расчетов по неотфактурован-ным поставкам

Проверка расчетов по векселям выдан-ным

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

Проверка расчетов по претензия

Проверка учета кур-совых и суммовых разниц

       

5

 

 

 

 

 

 

 

5.1

 

 

 

 

 

5.2

Проверка соответ-ствия данных анали-тического учета рас-четов с поставщика-ми и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

Проверка соответ-ствия данных анали-тического учета обо-ротам и остаткам по счетам синтетичес-кого учета

Проверка правиль-ности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками

   

Регистры анна-литического учета, регистры синтетического (сводного) уче-та, отчетность

 

6

 

 

 

 

6.1

 

 

 

6.2

 

 

6.3

Проверка организа-ции налогового уче-та по расчетам с пос-тавщиками и под-рядчиками

Налоговый учет про-центов по векселям и коммерческим кредитам

Налоговый учет сом-нительной задол-женности

Налоговый учет су-мовых разниц

   

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, догово-ры, первичные документы

 

6.4

Учет налога на до-бавленную стои-мость

       

 

 

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы

 

На первом этапе проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками производится правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Эта процедура необходима и обязательна, так как от правовой формы и условий договора зависят их варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.

Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.

Первая группа: Экспертиза договоров с поставщиками. Операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав оформляются договорами этой группы. В ходе проведения аудита аудитор должен убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки, а также в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора этой группы отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи или вещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров происходит путем сверки данных количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, что подтверждает факт сделки. Договора с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, так как они однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.

Вторая группа: Экспертиза договоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Предметом договоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольший риск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг: реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные, охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск, что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторские доказательства) некачественны - довольно высок. Помимо этого велика вероятность фиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты.

Исходя из всех перечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственность давать правовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следует привлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.

 

Состав процедур проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

 

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются:

- отсутствие много кратного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

- сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

- большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

- значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме:

Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы.

Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.

Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур.

Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке.

Один из вариантов опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представим в таблице №8.

При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг.

Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период, которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущие периоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем аудитор проверяет наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудитор сверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работам, услугам.

Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью.

По результатам проведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и , выявив нарушения, отражает их в акте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, либо они оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, либо в документах имеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.

Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №4, что бы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Таблица №4

Вопросник к определению объема и характеристик первичной документации, подлежащей проверке

 

п/п

Раз-

дел

пер- вич-ного уче-та

Типовые

хозяйственные операции

Документы которые вы

Число докумен-тов в день, ме-сяц, квартал

Уровень ав-томатиза-ции: АП-пол-ная АЧ-частичная Р-ручное создание

Номер и наимено-вание учетного регистра в кото-ром вы отража-ете дан-ную опе-рацию

Бухгал-терские провод-ки, кото рые вы выполня-ете по данной операции

соз-дае-те

обра-батыва-ете

создаваемых вами

обрабатываемых вами

при создании доку-мен-та

при об-ра-ботке до-ку-мента

1

Расчеты с пос-тав-щиками и под-ряд-чика-ми

Поступление ТМЦ

               

2

Принятие услуг производственного и непро-изводственно-го характера

               

3

Претензии пос-тавщикам

               

4

Учет векселей выданных

               

5

Учет курсовых и суммовых разниц по опе-рациям в инос-транной валю-те

               
 

Итого

по разделу

               

 

Проверка соблюдения графика документооборота.

Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №5, что бы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Информация о работе Проверка полноты и своевременности расчетов с поставщиками и подрядчиками