Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми. В любом, даже самом сплоченном коллективе возникают конфликты. Чтобы найти оптимальное решение в конфликтной ситуации, нужно обладать знанием того, как развиваются конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни.
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Конфликты и социально-психологический климат на предприятии..
1.1 Понятие и сущность конфликта……………………………………………...
1.2 Причины, признаки и последствия конфликтов……………………………
1.3 Стили разрешения конфликтов………………………………………………
1.3.1дУход от конфликта………………………………………………………..
1.3.2жПриспособление…………………………………………………………..
1.3.3лПринуждение……………………………………………………………...
1.3.4лКомпромисс………………………………………………………………..
1.3.5дСотрудничество…………………………………………………………..
1.4 Формирование и управление социально-психологическим климатом….
Глава 2. Практическая часть на примере исследования конфликтов в трудовом процессе на примере организации ПАО «КДЗ»…………….……
2.1 Формы производственных конфликтов на ПАО «КДЗ»………………….
2.2 Порядок разрешения конфликтов на ПАО «КДЗ»………………………..
2.3 Анализ социально-психологического климата на ПАО «КДЗ»………….
2.4 Рекомендации по коррекции социально-психологического климата……
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конфликты
и социально-психологический
1.1 Понятие и сущность конфликта……………………………………………...
1.2 Причины, признаки и последствия конфликтов……………………………
1.3 Стили
разрешения конфликтов………………………
1.3.1дУход от конфликта………………………………………………………
1.3.2жПриспособление…………………………
1.3.3лПринуждение…………………………………
1.3.4лКомпромисс……………………………………
1.3.5дСотрудничество…………………………
1.4 Формирование и управление социально-психологическим климатом….
Глава 2. Практическая часть на примере исследования конфликтов в трудовом процессе на примере организации ПАО «КДЗ»…………….……
2.1 Формы производственных конфликтов на ПАО «КДЗ»………………….
2.2 Порядок разрешения конфликтов на ПАО «КДЗ»………………………..
2.3 Анализ социально-психологического климата на ПАО «КДЗ»………….
2.4 Рекомендации по коррекции социально-психологического климата……
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы заключается в том, что у большинства людей слово конфликт вызывает малоприятные ассоциации. Вряд ли найдется хоть один человек, кто никогда не попадал ни в какие конфликтные ситуации. О конфликте - даже не употребляя это слово - писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития. История человечества показывает, что конфликты существовали всегда и, увы, без них невозможно обойтись. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами - все это было источниками конфликтов и предметом размышления философов на протяжении многих веков.
Человечество за свою историю накопило огромнейший опыт, как в завязывании, так и в разрешении разнообразнейших конфликтных ситуаций - от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой отрасли знаний о конфликтах и способах их урегулирования - конфликтологии.
Разумеется, в простейших случаях человек, оказавшись в конфликтной ситуации, может без специальных конфликтологических знаний сориентироваться в том, что делать. Но, когда ситуация достаточно сложна, то оказывается далеко не лишним владение приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам - конфликтологам.
На сегодняшний день мы имеем обилие конфликтов самых разных типов и видов и, наряду с этим, невозможность или неспособность их разрешить. Одним из объяснений существующего в урегулировании конфликтов непростого положения является слабая разработанность конфликтной проблематики, несмотря на то, что исследованию конфликтов в последнее время уделяется большое внимание. А ведь, возможно, именно углубленная научная разработка этой проблематики приведет к подготовке обоснованных рекомендаций, предвосхищению последствий предпринимаемых для разрешения конфликта шагов, а в будущем и создание общественного и государственного механизмов по предотвращению зарождающихся конфликтов и способов их урегулирования.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.
Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».
Целью работы является анализ конфликтных отношений и разработка мероприятий по улучшению социально-психологического климата в организации.
Задачи курсовой работы:
организации.
Объектом исследования являются конфликты и конфликтные ситуации на ПАО «КДЗ»
Предметом исследования будут являться конфликтные отношения, а также условия и факторы, обеспечивающие снижение конфликтности на предприятии ПАО «КДЗ».
Гипотеза исследования - при правильном подходе руководителя к проблематике конфликтов, возникающих в организации, при использовании современных технологий управления ими, возможно избежание возникновения деструктивных конфликтов, либо перевод их в конструктивное русло для достижения целей организации.
Данная курсовая работа состоит из титульного листа, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава работы носит название «Конфликты и социально-психологический климат в коллективе». В ней рассмотрены понятие, причины и признаки конфликтов, стили их разрешения и управление социально-психологическим климатом.
Вторая глава называется «Практическая часть на примере исследования конфликтов в трудовом процессе на примере организации ПАО «КДЗ»». В ней в самом начале дается характеристика предприятия, затем анализируется социально-психологический климат и приводятся рекомендации по его улучшению.
Заключение содержит выводы по работе в целом.
Глава 1 Конфликты и социально-психологический климат в коллективе
1.1 Понятие и сущность конфликта
Конфликт – феномен, пронизывающий жизнь человека. Каждый человек в своей жизни обязательно вступал в конфликтные ситуации. Прежде чем давать определение понятия «конфликт», нужно рассмотреть некоторые из его черт [9; 32].
1) Конфликт
– явление социальное, порождаемое
самой природой общественной
жизни. Он непосредственным
2) Конфликт
– явление осознанное, действие
обдуманное. Он предстает как
осознание на уровне
3) Конфликт
– явление широко
4) Конфликт
– это такое взаимодействие, которое
протекает в форме
5) Конфликт
– прогнозируемое явление,
Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для управленческой науки наиболее близким и приемлемым будет следующее определение: конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [4].
Элементами конфликта являются: объект конфликта; предмет конфликта; участники конфликта; среда конфликта.
Объект – то, из-за чего возникает конфликт. Основными характеристиками объекта конфликта являются:
Предмет – те противоречия, которые возникают между субъектами по поводу объекта.
Следующий основной элемент социального конфликта – его участники (субъекты). В конечном счете, ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.
Еще один
объективный элемент конфликта
– его среда, включающая совокупность
объективных условий конфликта.
Среда конфликта оказывает
С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта – это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликты. Масштаб микросреды – это малая социальная группа. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами [11; 12].
1.2 Причины, признаки конфликтов и их последствия
Причина конфликта – это различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.
Объект конфликта, а, значит, и причины конфликтной ситуации формируются:
а) в зависимости от желания и воли субъектов – участников конфликта; такие причины называются субъективными;
б) вне зависимости от воли сторон, из-за сложившихся внешних обстоятельств; такие причины называются объективными.
Конфликтная ситуация может быть вызвана несколькими причинами. В открытом конфликте причины осознаются конфликтующими сторонами – это открытые причины. Однако существуют более сложные, запутанные или вовсе не подозреваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон. Такие причины принято называть латентными причинами.
К конфликту могут привести несколько причин одновременно. Среди них выделяются причины, которые создают противоречие – основные причины, – а также причины, которые лишь незначительно обостряют противоречие, – второстепенные причины.
Причины, по которым впервые сталкиваются интересы сторон, – это первичные причины. Причины, возникшие вследствие дальнейшего обострения взаимоотношений, в том числе, за счет первопричин, следует отнести к производным причинам.
Каждому виду конфликтов соответствуют причины, вызывающий тот или иной конфликт [1; 92]. Можно выделить ряд причин независимо от того, к какому виду конфликта они относятся:
Нехватка ресурсов – к ресурсам относятся власть, энергия, деньги, время и другие материальные, информационные и трудовые ресурсы.
Организационные причины – несправедливая или неэффективная организация взаимодействия и распределения ресурсов, задач, а также системы контроля и оценки деятельности.