Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми. В любом, даже самом сплоченном коллективе возникают конфликты. Чтобы найти оптимальное решение в конфликтной ситуации, нужно обладать знанием того, как развиваются конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни.
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Конфликты и социально-психологический климат на предприятии..
1.1 Понятие и сущность конфликта……………………………………………...
1.2 Причины, признаки и последствия конфликтов……………………………
1.3 Стили разрешения конфликтов………………………………………………
1.3.1дУход от конфликта………………………………………………………..
1.3.2жПриспособление…………………………………………………………..
1.3.3лПринуждение……………………………………………………………...
1.3.4лКомпромисс………………………………………………………………..
1.3.5дСотрудничество…………………………………………………………..
1.4 Формирование и управление социально-психологическим климатом….
Глава 2. Практическая часть на примере исследования конфликтов в трудовом процессе на примере организации ПАО «КДЗ»…………….……
2.1 Формы производственных конфликтов на ПАО «КДЗ»………………….
2.2 Порядок разрешения конфликтов на ПАО «КДЗ»………………………..
2.3 Анализ социально-психологического климата на ПАО «КДЗ»………….
2.4 Рекомендации по коррекции социально-психологического климата……
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………….
Ценностные причины – различия в профессиональных, религиозных, культурных, региональных, политических и др. ценностях, убеждениях, оценках справедливости.
Поведенческие причины – задевающие чувство собственного достоинства субъекта, угрожающие его безопасности, непредсказуемое, эгоистичное, «несправедливое» поведение.
Особо следует выделить социально-психологические причины конфликтов:
Существует 5 основных признаков конфликта:
Любой конфликт в конечном итоге приведет к определенным последствиям. Причем последствия эти могут быть не только отрицательными, но и положительными.
Положительные последствия конфликта:
Отрицательные последствия конфликта:
1.3 Стили разрешения конфликтной ситуации
Когда люди вступают в конфликт, они могут попытаться выйти из него, приспособиться, постараться принудить партнера к определенному решению, пойти на компромисс или сотрудничество [3; 58].
1.3.1 Уход от конфликта
Уход – способ справиться с конфликтом, когда люди физически или психологически устраняются от конфликта.
Когда люди уходят от конфликта, они физически или психологически отдаляются от самой ситуации. Люди могут физически уйти, оставив место ссоры. С точки зрения индивидуального удовлетворения, уход создает ситуацию «проигрыш – проигрыш», потому что ни одна из сторон в конфликте не достигает того, чего хочет [4; 40].
Однако уход от конфликта может быть и эффективным для отсрочки конфликта, поскольку человек получает возможность обдумать ситуацию.
1.3.2 Приспособление
Приспособление
– это уступка потребностям другого
за счет игнорирования своих
С точки
зрения индивидуального
Привычка
приспосабливаться в ситуации конфликта
создает две проблемы, когда мы
рассматриваем нашу удовлетворенность
отношениями. Во-первых, когда конфликт
улаживается путем
1.3.3 Принуждение
Принуждение – способ разрешения конфликта с помощью силы, словесных нападок или манипуляции; при этом человек требует, чтобы его потребности были удовлетворены, а идеи одобрены.
Человек принуждает другого человека, когда требует, чтобы его потребности удовлетворялись, все идеи одобрялись, и при этом угрожает физически, оскорбляет словесно, заставляет другого что-либо сделать или манипулирует им. Этот стиль описывается поговоркой «Кто силен, тот и прав».
С точки зрения удовлетворения индивидуальных потребностей, принуждение – это ситуация «выигрыш – проигрыш». Те, кто принуждают, требуют, чтобы все было так, как они хотят, и при этом мало считаются с издержками других [3; 75].
Принуждение
портит отношения. По этой причине принуждение
приемлемо, только когда вопрос очень
важен, а взаимоотношении – нет,
а также в чрезвычайной ситуации,
когда нужно предпринять
1.3.4 Компромисс
Компромисс – ситуация, когда обе стороны идут на жертвы ради поиска общих интересов.
Люди идут на компромисс, когда оба партнера готовы чем-то пожертвовать, чтобы найти общее в их позициях, и пытаются разрешить конфликт, предоставив, по крайней мере, некоторое удовлетворение обеим сторонам.
С точки зрения личного удовлетворения, компромисс создает ситуацию «проигрыш – проигрыш», потому что оба партнера в каком-то смысле «проигрывают», даже когда они «выигрывают». Однако компромисс не приносит вреда длительным отношениям, потому что обе стороны в результате получают некоторое удовлетворение.
Компромисс оказывается приемлемым, когда отношения важны, проблемы не имеют простого решения, и оба партнера заинтересованы в какой-то части вопроса.
1.3.5 Сотрудничество
Сотрудничество
– разрешение проблем, при котором
учитываются потребности и
Сотрудничество – это такой способ разрешения конфликтов, когда учитываются потребности и вопросы каждой стороны и партнеры приходят к взаимно удовлетворяющему решению. В процессе сотрудничества люди обсуждают темы и свое отношение к ним, выделяют, что для них наиболее важно, и находят решение, устраивающее обе стороны.
Сотрудничество дает обоюдный выигрыш, потому что решение конфликта удовлетворяет обе стороны [2; 96].
Если говорить об удовлетворенности отношениями, сотрудничество является позитивным, потому что обе стороны чувствуют, что с их мнением считаются. На практике оказывается, что сотрудничество – наиболее приемлемый и самый эффективный способ уладить конфликт.
1.4. Формирование и управление социально-психологическим климатом
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом [11; 22].
Благоприятный
социально-психологический
Глава 2 Практическая часть на примере анализа социально-психологического климата на ПАО «КДЗ»
2.1. Формы производственных конфликтов на ПАО «КДЗ»
Красноармейский динасовый завод основан в тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Красноармейский динасовый завод – филиал публичного акционерного общества «Красноармейский динасовый завод» является обособленным подразделением общества с ограниченной ответственностью «ГИР Восточная Европа» (ООО «ГИР Восточная»). Сокращенное наименование филиала: ПАО «КДЗ»
Местонахождение филиала: Украина, Донецк, ул. Артема, 163д.
Производственные конфликты – это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.
Производственные конфликты на ПАО «КДЗ» существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие их типы:
Руководитель является наиболее влиятельным и авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений. Если руководитель не замечает своих подчиненных, не считается с их мнением – может возникнуть конфликт.