Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ механизма правового регулирования специальных налоговых режимов как совокупности отдельных институтов в налоговом праве, выявление их сущностных характеристик, системных взаимосвязей с иными налоговыми институтами, раскрытие имеющихся проблем в правовом обеспечении специальных налоговых режимов и возможность использования опыта развитых стран в российской практике.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Виды, роль и место специальных налоговых режимов……………5
Виды специальных налоговых режимов…………………………………5
Роль специальных налоговых режимов………………………………..10
Место специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации…………………………………………………..11
Глава 2. Специальные налоговые режимы в системе налогообложения зарубежных стран………………………………………………………………13
2.1. Налоговая система США………………………………………………..13
2.2. Налоговая система Европейских стран………………………………..17
2.3. Сравнительная характеристика налоговых систем с зарубежными странами………………………………………………………………….21
Глава 3. Пути использования опыта зарубежных стран в российской практике…………………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….34
Использованная литература…………………………………………………..36
Личный подоходный налог уплачивает все население Великобритании, получающее доход. Однако режим налогообложения зависит от статуса налогоплательщика. Согласно налоговому законодательству, налогоплательщики разделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидента Великобритании подлежат обложению независимо от их источника. Нерезидент выплачивает налоги лишь с доходов, полученных на территории этой страны.
Среди прямых налогов, взимаемых с населения, действует также налог с наследства. Данный налог не взимается с большей части вида даров, осуществляемых при жизни владельцев, если даритель остается после этого живым в течение последующих семи лет. Но если в течение этих семи лет даритель умирает, то данная сделка подлежит обложению. Ставка налога установлена на уровне 40% с суммы имущества, превышающей 200 000 ф.ст. Такая операция смены владельцев рассматривается как "потенциально освобождаемая" от налогообложения.
Корпоративный налог применяется ко всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. Резидентской компанией считается корпоративный орган, если его деятельность осуществляется в контролируется в данной стране, т.е. там находится руководящий орган компании.
Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применятся к доходам за предыдущий финансовых год. В настоящее время действуют ставки 33 и 24% (для малого бизнеса). Обложение корпорационным налогом осуществляется исходя из расчетных периодов, не превышающих 12 месяцев. Обычно налог уплачивается спустя 9 месяцев после окончания расчетного периода.
В соответствии с импутационной системой компания подлежит налогообложению корпорационным налогом в отношении всей суммы полученных ею прибылей. Если эти прибыли подлежат распределению среди акционеров, то соответствующая часть уплаченного компанией налога засчитывается акционерам при уплате причитающегося с них подоходного налога.
Нерезидентская компания, занимающаяся торговлей в Великобритании через отделение, облагается корпорационным налогом:
а) с дохода от торговли, возникающего прямо или косвенно через отделение или от имени отделения 4
б) с дохода от собственности или права собственности, используемых этим отделением;
в) с прироста капиталов от активов, используемых этим отделением.
Нерезидентская компания облагается подоходным налогом по базовой ставке с любого дохода, возникающего в Великобритании, не подлежащего обложению корпоративным налогом, при этом она не облагается авансовым корпоративным налогом с распределяемой прибыли.
Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных законодательством расходов, произведенных в отчетном году. При этом большинство законодательных актов не носит характер разрешения на вычитаемые доходы, а предусматривает не разрешаемые к вычету расходы. Таким образом, вычету подлежат все расходы, которые не запрещены. Чтобы иметь право на вычет, эти расходы должны проходить по статье "Текущие расходы" и использоваться полностью и исключительно в целях предпринимательской деятельности.
Специальный налоговый режим установлен для компаний, добывающих нефть в Северном море. Эти компании уплачивают нефтяной корпоративный налог по ставке 75%. Они не освобождаются, однако, от уплаты общего корпоративного налога.
Среди налогов на потребление большую роль играет налог на добавленную стоимость. В Великобритании он был введен с 1 апреля 1973 г. Законодательством страны определены лица, с которых взимается НДС. В основном эти лица, осуществляющие продажу товаров и услуг.
В настоящее время действуют три ставки НДС - 0; 8 и 17,5%. Нулевая ставка применяется к 17 группам товаров и услуг, включающим: продукты питания; водоснабжение и канализацию; топливо и отопление; строительство жилых домов; международные услуги; транспорт; золото; ценные бумаги; экспорт; благотворительность; лекарства; книги; одежду и обувь. Ставка 8% применяется к услугам по снабжению топливом и электричеством предприятий и организаций некоммерческого характера.
Существуют также группы товаров и услуг, освобождаемые от НДС. К этим группам относится: земля; страхование; почтовые услуги; игорный бизнес и лотереи; финансы; образование; здравоохранение; похоронные услуги; тред-юнионы и профессиональные общества; спортивные соревнования; произведения искусства.
Источником налоговых поступлений в доходы местных бюджетов Великобритании служил до 1990 г. налог, взимаемый с недвижимого имущества - земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик. Не подлежали (и не подлежат) налогообложению сельскохозяйственная земля и церкви. Базой налога являлась годовая чистая стоимость имущества.
В марте 1990 г. правительство М. Тэтчер объявило об отмене поимущественного налога и замене его подушным налогом. Этот налог носил не местных характер, а национальный. Суммы налога распределялись между местными органами власти в зависимости от численности взрослого населения, проживающего на территории, контролируемой местным органом власти.
Размер налога определялся исходя из стоимости собственности. Для этого была создана своеобразная шкала соотношения стоимости жилья и размера налога. При этом расчет строился на том, что в каждом доме или квартире проживало два человека. Если жильцов больше, то это в расчет не принималось, а если же всего один, то ему делалась скидка в размере 25%. Бурный протест населения против подушного налога заставил правительство принять решение о его поэтапной отмене. Этот налог был заменен налогом с недвижимости.
2.3. Сравнительная характеристика налоговых систем
с зарубежными странами
Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Общих принципов определения такого критерия не существует, и они широко варьируются между странами. Таким образом, можно сказать, что единой теории налогообложения малого бизнеса не существует. В различных странах при использовании особых режимов налогообложения преследуются различные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению – в разных странах различны традиции уплаты налогов, различна налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, различаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций, различна степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.7
Как показывает мировая практика, именно малый и средний бизнес играют одну из главных ролей в обеспечение экономического роста и занятости населения (рис. 1).
Доля малых предприятий в ВВП России, ровным счетом, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.
Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости разных стран
Рассматривая категорию "малое предприятие" необходимо опираться преимущественно на количественные показатели, такие как максимальная численность занятого населения на предприятии и объем выручки (табл.4).
Таблица 2
Сравнительный анализ количественных показателей малого бизнеса в России и за рубежом.
Страна |
Максимальная численность занятого населения на предприятии (чел.) |
Объем выручки |
США |
1. Микропредприятия – до 20 2. Малые предприятия – от 21 до 100 3. Средние предприятия – от 101 до 500 |
до 3,5–14,5 млн. долл. |
Страны ЕС |
1. Микропредприятия – до 10 2. Малые предприятия – от 11 до 50 3. Средние предприятия – от 51 до 250 |
до 427 млн. евро |
Япония |
1. Добывающая, обрабатывающая промышленность, строительство – до 300 2. Оптовая торговля – до 100 3. Розничная торговля и индустрия услуг – до 50 |
– |
Россия |
1. ИП 2. Микропредприятия – до 15 3. Малые предприятия – до 100 4. Средние предприятия – от 101 до 250 |
Микропредприятия – до 60 млн. руб. Малые предприятия – до 400 млн. руб. Средние предприятия – до 1000 млн. руб. |
По Закону– в целях различного порядка налогообложения, – определяются правительством и должны пересматриваться каждые пять лет. Сегодня такие финансовые критерии определены Законом следующем образом:
Если годовой оборот не превышает 60 миллионов рублей (по текущему курсу – 2,2 миллиона долларов), то это – "микропредприятие".
Если выручка составляет от 60 до 400 миллионов рублей (до 13 миллионов долларов), предприятие будет считаться "малым".
К категории "средний бизнес" относятся предприятия с объемом годовой выручки от 400 миллионов до 1 миллиарда рублей (около 35 миллионов долларов).
Применение более низкой ставки налога на прибыль организации для малого бизнеса, по сравнению с корпорационным налогом крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически развитых странах, при этом в некоторых случаях разница достаточно значительна, как на пример в США (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ ставок налога на прибыль для малых и крупных предприятий в России и за рубежом
Правительство РФ планирует постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. С 01.01.2011 г. сократился размер предельной среднесписочной численности работников организации или индивидуального предпринимателя, применяющих единый налог на вмененный доход, со 100 до 15 человек. С 01.01.2012 г. планировалось исключить ряд видов предпринимательской деятельности из перечня, по которым применяется единый налог на вмененный доход, такие как оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и др., а с 01.01.2014 г. специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет отменен.
Проводимая на сегодняшний день налоговая политика в нашей стране явно идет вразрез с мировой практикой. Неоправданно высокое налогообложение у нас буквально уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли.
Налогообложение малого бизнеса в нашей стране за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г. размер страховых взносов увеличился. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, – с 26 до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, – с 14 до 34% (в 2,5 раза).
Одной из распространенных форм стимулирования развития сектора малого предпринимательства в развитых странах является создание для них преференций в налогообложении путем введения специальных налоговых правил (Франция) или применение общих правил с отдельными льготами для малых предприятий (США, Великобритания).
Поэтому целесообразно рассмотреть международную практику применения упрощенных (специальных) режимов налогообложения малого предпринимательства и необходимость ее адаптации и применения в России.
При упрощенном налоговом режиме применяется упрощенная форма отчетности – малые и средние предприятия подают в налоговые органы основные данные о свой баланс, основные фонды, размер инвестиций и финансовые результаты деятельности.
В Великобритании малые и средние предприятия рассчитывают и декларируют доходы на общих основаниях, хотя с некоторыми исключениями. Предприятия, годовой доход которых меньше чем 15 тыс. фунтов стерлингов, заполняют простую налоговую декларацию без детальных данных о своей деятельности, активы или обязательства. Компании, которые зарабатывают до 300000 фунтов стерлингов облагаются по ставке 20%, а когда их прибыль достигнет 1500000 фунтов стерлингов, применяется ставка 30%. Для малых предприятий законодательством предусмотрена налоговая скидка на амортизацию зданий и оборудования, которая позволяет вычитать из налогооблагаемой базы до 40%, также применяются налоговые льготы на инвестиции в информационные технологии, средства связи и научно-исследовательскую деятельность. Малые предприятия, в которых годовой оборот не превышает 52000 фунтов стерлингов, не обязаны регистрироваться в качестве плательщиков НДС. Стандартная ставка НДС составляет 17,5%. Предприятия освобождаются от обязательного аудита, если их оборот не превышает 1000000, а валюта баланса не превышает 1400000 фунтов стерлингов.
Например, упрощенная система налогообложения в виде уплаты единого налога существует в таких развитых странах, как Австрия, Канада, Нидерланды, Швейцария и др. В этих странах создания привлекательных условий ведения малого бизнеса является приоритетным, и многолетний опыт подтвердил экономическую эффективность этой стратегии.
Так, в Австрии все виды хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса, облагаются налогом на предпринимательскую деятельность, который состоит из двух частей – налога на прибыль предприятия и налога на фонд заработной платы. В Нидерландах с физических лиц взимается единый (комбинированный) налог, в состав которого входят подоходный налог и налог на социальное страхование.
Существенным преимуществом упрощенной системы налогообложения является уменьшение налогового давления на представителей малого и среднего бизнеса. Но следует сказать, что упрощенная система не полностью решила вопрос об устранении теневой экономики малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что предприятие не получает больших прибылей, оно своим переходом на упрощенную систему налогообложения страхует себя от многочисленных проверок, недоразумений и штрафов, которые часто встречаются на практике. Также упрощенная система налогообложения, учета и отчетности позволяет небольшому предприятию уменьшить численность штата бухгалтерии и благодаря этому повысить свою рентабельность через уменьшение расходов на оплату труда.8
Информация о работе Пути использования опыта зарубежных стран в российской практике