Пути использования опыта зарубежных стран в российской практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ механизма правового регулирования специальных налоговых режимов как совокупности отдельных институтов в налоговом праве, выявление их сущностных характеристик, системных взаимосвязей с иными налоговыми институтами, раскрытие имеющихся проблем в правовом обеспечении специальных налоговых режимов и возможность использования опыта развитых стран в российской практике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Виды, роль и место специальных налоговых режимов……………5
Виды специальных налоговых режимов…………………………………5
Роль специальных налоговых режимов………………………………..10
Место специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации…………………………………………………..11
Глава 2. Специальные налоговые режимы в системе налогообложения зарубежных стран………………………………………………………………13
2.1. Налоговая система США………………………………………………..13
2.2. Налоговая система Европейских стран………………………………..17
2.3. Сравнительная характеристика налоговых систем с зарубежными странами………………………………………………………………….21
Глава 3. Пути использования опыта зарубежных стран в российской практике…………………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….34
Использованная литература…………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая В2 (завтра).docx

— 94.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути использования опыта зарубежных стран

 в российской практике

В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%.

Снижение высоких  нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех  компаний, хотя и носит избирательный характер.

Практически во всех странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.

Многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями.

Некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в "налоговые убежища", которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе его деятельности, целесообразно подразделить на налоги, оплачиваемые по счетам издержек, и налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить налоги, уплачиваемые предприятием от имени других лиц, и налоги, подлежащие делению между предприятием и другими лицами. Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым.

Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты на собственные издержки, зависит не от налогового законодательства, а от конкретных условий взаимоотношения данного предприятия со своими контрагентами.

Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при благоприятных обстоятельствах могут через цены полностью перекладываться на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически сбалансируется соответствующим увеличением выручки. Среди налогов, уплачиваемых предприятием от имени других лиц, можно выделить налоги на заработную плату. 9

Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем если говорить об акционерах, то балансовая прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.

В своем внутреннем планировании предприятия ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый ряд других форм, под которыми маскируется реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды (точнее, их избыточная часть по сравнению с реальным износом оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во-вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.д. В третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное время: суммы налогов, по которым государством предоставлена отсрочка; пенсионные фонды и фонды привлечения к участию в капитале предприятия наемных работников, образуемого путем начислений на них заработную плату; временно освобождаемые от налогов фонды накопления средств на капиталовложения и т.д. Не все эти фонды в одинаковой степени выражают накопление предприятия; поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних группах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.

С точки зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки; разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечное бремя налогов с оборотов таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть определено лишь с учетом возможности переложения этих  налогов на потребителей (путем изменения цен); размер корпорационного налога зависит от целого ряда компонентов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении этого налога может быть лишь более или менее точный прогнозный расчет. Кроме того, предприятие должно планировать возможную экономию на уплату налогов вследствие использования льгот, предусмотренных для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д. Таким образом, часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную долю общих издержек, другие налоги являются переменной величиной, зависящей от факторов, в разной степени поддающихся измерению или прогнозированию.

Поэтому при планировании своей деятельности, размещении накопленных доходов и ресурсов предприятие  разрабатывает, как правило, несколько вариантов, из которых выбирает тот, который обеспечивает минимальный размер налоговых обязательств (естественно, при равенстве прочих коммерческих и финансовых условий). При этом наиболее широкие возможности для налогового планирования существуют именно со стороны налогов, уплачиваемых по счетам прибылей, поскольку именно для этих налогов законом предусмотрено наибольшее число льгот, скидок, вычетов и т.д. в зависимости от выбора того или иного пути осуществления деятельности, формы и методов вложения капиталов.

Необходимо отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в США и ФРГ, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стране.

1. Хорошо развитая и  финансируемая автоматизация системы  сбора налогов, а также распространение  системы безналичных расчетов.

2. Большое значение деловой  и финансовой репутации бизнесмена  на Западе. Информация об уклонении  от уплаты налогов или о  наличии проблем с налоговыми  органами может пагубно сказаться  на дальнейшем развитии бизнеса, “отпугнуть” деловых партнеров.

3. Систематизация опыта  работы налоговых служб и правоохранительных  органов, их хорошая техническая  оснащенность, высокий авторитет  у граждан и субъектов финансово-хозяйственной  деятельности.

4. Горизонтальные и вертикальные  механизмы сотрудничества налоговых  служб, отработанные в США.

5. На Западе налоговое  законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных  толкований и интерпретации. Положительным  моментом является также и  устоявшаяся налоговая система  государств.

6. Разумная дифференциация  санкций за налоговые правонарушения  и преступления. Практика ограничения  виновных в некоторых гражданских  правах. Например, лишение права  участвовать в выборах, лишение  водительских прав являются действенными  мерами предупреждения налоговых преступлений.

7. Относительно стабильная  экономическо-политическая ситуация.

8. Налоговые преступления  рассматриваются в тесной связи  с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями  теневой экономики. Они рассматриваются  как тяжкие преступления против  общества или государства.

9. Отлаженная система  возмещения причиненного государству  финансового вреда. Возложение взыскания  на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

10. Опыт, в частности США, привлечения к уголовной ответственности  юридических лиц за налоговые  преступления может быть очень  полезен для российского налогового  и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов  осуществляется зачастую не только  в личных интересах руководителя  фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех  учредителей.10

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основной задачей этой курсовой работы было рассмотрение специальных налоговых режимов. Мы раскрыли понятие и виды специальных налоговых режимов, сравнили налоговую систему с России с другими странами.

Вопрос о налоговых режимах, приобретший важное значение в переходной экономике России, остается не менее актуальным и сейчас. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Почти все режимы можно применять добровольно, с учетом условий их применения, кроме ЕНВД. Их применяют как организации, так индивидуальные предприниматели.

На каждый из режимов есть свои ограничения перехода организаций и индивидуальных предпринимателей.

При переходе на иной режим налогообложения невозможно, передумав, сразу вернуться обратно, должен пройти год.11

При определенных моментах налогоплательщики могут лишиться права на применение какого-либо специального налогового режима. Существуют ограничения в каждом режиме, установленные НК РФ.

В первую очередь знать условия и правила перехода на какой-либо специальный режим надо самим организациям и индивидуальным предпринимателям, для того, чтобы уменьшить свои расходы в отношении уплаты налогов, увеличения соответственно своих доходов.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране.

Следует отметить вывод, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  3. Глубокова Н.Ю., Громов В.В. Специальные налоговые режимы: зарубежный опыт и оценка его применения в России / В.В. Громов, Н.Ю. Глубокова // "Налоговая политика и практика". – 2011. – № 9-1. – С. 45-49
  4. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавров / Л.И. Гончаренко, А.В. Варнавский, Н.С. Громова и др.; Под науч. ред.   Л.И. Гончаренко. – М.: ИНФРА-М, 2009.-318 с.
  5. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
  6. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение : учебное пособие / В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2013.- 320 с.
  7. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / М.: КНОРУС, 2010. - 304с
  8. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.
  9. Майбуров И.А., Ушак Н.В., Косов Н.Е. Теория и история налогообложения: учеб. пособие/  2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 423 с.
  10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов. – М: ИНФРА-М, 2011
  11. Молчанов С.С. Налоги: расчет и оптимизация. 3-е изд., перераб. и доп. / Молчанов С.С.- М.: Эксмо, 2010. – 544с.
  12. Медведев А. Использование специальных налоговых режимов в налоговых схемах // Налоговый вестник – 2011 - №4 – 77с.
  13. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учеб. пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 208 с.
  14. Попова Л.В. Теория и история налогообложения. – М.: Дело и сервис, 2011. – 368 с.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов / В.Г. Пансков. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010.- 680 с.
  16. Петров О. Бухотчетность субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН
  17. Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: «Юрайт-Издат», 2010.- 684 с.
  18. Романовский М.В. Налоги и налогообложение.6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2010. – 496с.
  19. Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка российских сельскохозяйственных товаропроизводителей // Налоги – 2011 - №3 – 23 с. 
  20. Тарасова В.Ф., Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина, - 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2010. - 320с.
  21. Шкребела Е.В., Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения., под ред. д. э. н. Синельникова-Мурылева С., к. э. н. Трунина И. - М.: ИЭПП, 2011. - 163 с
  22. Худолеев  В.В. Налоги и налогообложение : учебник / В.В. Худолеев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 320 с.
  23.   Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Д.Г. Черник и др.]; под ред. Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 367с.
  24. [Электронный ресурс].URL:

Информация о работе Пути использования опыта зарубежных стран в российской практике