Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:59, реферат
Целью аттестации является оценка эффективности выполнения руководителями и специалистами своих должностных обязанностей.
Основными задачами аттестации являются следующие:
Объективная оценка результатов труда работников, выполнения ими своих должностных обязанностей и установление соответствия их занимаемым должностям. Эта оценка формируется, прежде всего, с учетом аттестационной характеристики, подготавливаемой непосредственным руководителем, а также с учетом полученных результатов на заседании комиссии.
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов
3.1 Аттестация персонала как один из способов оценки работников предприятия
В последнее
время администрации
Целью аттестации
является оценка эффективности выполнения
руководителями и специалистами
своих должностных
Основными задачами аттестации являются следующие:
Объективная оценка
результатов труда работников, выполнения
ими своих должностных
Например, для
оценки квалификации работников на предприятиях
используется следующие показатели:
общее и специальное
Выявление потенциальных способностей аттестуемого в целях решения вопроса о включении его в резерв на выдвижение.
Кадровики очень хорошо знают важность составления действенного резерва, а также необходимость его постоянного обновления, исходя из практических результатов работы.
Определение необходимости
дальнейшего повышения
Здесь нужно совместить желания работника и возможности предприятия. Учиться хотят многие, однако профессиональная учеба сегодня требует финансовых затрат, и часто немалых. Поэтому руководству необходимо найти оптимальный вариант максимального удовлетворения потребностей работника в обучении с запросами и возможностями предприятия.
Уточнение должностной инструкции конкретного работника по результатам аттестации.
Это важный элемент работы с персоналом. Ведь не секрет, что с этим документом после его составления и утверждения работа практически не ведется. И только при возникновении какой-то неоднозначной ситуации выясняется, что в должностной инструкции на этот счет пробел. Следовательно, необходимо разумно и грамотно подойти к ее уточнению.
Наниматель принимает решение о проведении аттестации, ее периодичности, перечне работников, подлежащих аттестации, а также о нормативных документах, необходимых для ее проведения.
Например, на различных предприятиях утверждены соответствующие положения, формы как аттестационной характеристики и аттестационного листа, так и протокола заседания комиссии, установлен интервал между аттестациями от 1 до 3 лет.
В то же время руководству необходимо знать, что от аттестации освобождаются:
лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее 1 года;
выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;
беременные женщины;
работники, находящиеся на длительном лечении;
женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в течение первого года после их выхода на работу;
работники, не подлежащие аттестации по условиям контрактов.
Например, на некоторых предприятиях было принято решение не привлекать к аттестации работающих пенсионеров, у которых срок контракта заканчивается в текущем году.
Аттестацию проводят
аттестационные комиссии, создаваемые
приказом руководителя предприятия. Их
количество может быть разным в зависимости
от численности и структуры
Аттестация проводится последовательно, в несколько этапов. Накопленный опыт подсказывает следующую схему работы.
Аттестационная комиссия в составе руководителя предприятия, председателя профкома, председателя наблюдательного Совета (в ОАО), представителей местных органов власти и вышестоящих министерств и ведомств проводит аттестацию заместителей и помощников директора, а также руководителей структурных подразделений, непосредственно ему подчиненные. Затем эта же комиссия в расширенном составе или комиссия под руководством уже аттестованных заместителей руководителя аттестует остальных работников.
Подготовка к
аттестации занимает у кадровой службы
и руководителей структурных
подразделений организации
подготовку приказа о проведении аттестации;
составление списков работников, подлежащих аттестации, работников, временно освобожденных от неё;
установление количества аттестационных комиссий и их состав;
подготовка характеристик на работников, подлежащих аттестации, и других необходимых документов;
подготовка бланков аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий;
проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственный руководитель составляет служебную аттестационную характеристику. Характеристика должна отражать: исполнение работником своих обязанностей согласно должностной инструкции; качество и результативность его труда; вклад работника в решение главной задачи предприятия, указанной в уставе; развитие работника через расширение и углубление профессиональных знаний, совершенствование навыков и умений; профессионально-деловые и личностные качества.
Кроме того, характеристика должна содержать один из трех выводов:
соответствует занимаемой должности;
соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы повторной аттестации через год;
не соответствует
занимаемой должности. При аттестации
руководителей различных
Аттестационный лист содержит: основные анкетные данные о работнике (Ф.И.О., занимаемая должность и дата назначения на нее, год рождения); данные о его квалификации (образование, что и когда окончил; специальность и квалификация по диплому, стаж работы по специальности и на данном предприятии, когда и где проходил повышение квалификации); оценку эффективности выполнения работником своих должностных обязанностей по результатам голосования и рекомендации комиссии. Аттестационный лист подписывается (с указанием даты) председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, аттестуемый знакомится с ним под роспись.
Например, можно провести аттестацию по следующей схеме:
Директором предприятия создается аттестационная комиссия в количестве четырех человек. Чтобы избежать предвзятости, необходимо менять состав аттестационной комиссии. Для проведения аттестации главных специалистов в организации рекомендуется создать следующую комиссию:
Председатель - директор предприятия;
Секретарь - инспектор отдела кадров
Заместитель директора по экономике;
Заместитель директора по производству.
Подготовка к проведению аттестации состоит из следующих этапов:
1. Подготовка
приказа о проведении
2. Составление списков работников, подлежащих аттестации;
3. Подготовка графика проведения аттестации;
4. Подготовка
необходимых документов для
5. Проведение
разъяснительной работы по
На каждого работника, подлежащего аттестации составляется служебная аттестационная характеристика, которая отражает наиболее важные показатели, позволяющие сделать выводы о профессионально-деловых, личных качествах, а также результата творческой деятельности.
Работник, который подлежит аттестации, должен быть ознакомлен с характеристикой и другими материалами аттестации не менее чем за неделю до ее начала. Он имеет право представить в комиссию недостающие материалы, которые, по его мнению, могут повлиять на результаты аттестации.
Аттестационная комиссия проводит заседание в соответствии с графиком, предварительно изучив поступившие документы на аттестуемых работников.
Аттестация проводится с участием аттестуемого работника. В случае неявки работника на заседание комиссии без уважительных причин аттестация проводится в его отсутствие. Работники, не прибывшие на заседание комиссии по уважительным причинам, аттестуются в другие, предусмотренные графиком дни.
В работе комиссии очень важно объективно, неформально подойти к оценке. А для этого необходимо выполнить два главных условия: тщательное изучение членами комиссии деловых и профессиональных качеств аттестуемого и качественная подготовка аттестационных документов.
Оценка и рекомендации считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов принимается решение в пользу аттестуемого.
Решения аттестационной комиссии в отношении аттестуемых носят рекомендательный характер. Все документы после завершения аттестации передаются в кадровое подразделение для хранения в личном деле работника.
Для проведения
аттестации главных специалистов на
предприятии рекомендуется
Анкета для проведения аттестации.
Служебная характеристика:
Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Какое учебное заведение закончил
Специальность по образованию
Должность, дата назначения
Таблица 3.1 - Оценка эффективности работы
Показатели | Соответствие требованиям | |
1 Профессионально-деловые
качества:
1.1 Знание документов, регламентирующих служебную деятельность. 1.2 Уровень квалификации 1.3 Качество работы (точность выполнения заданий). 1.4 Способность
в короткие сроки внедрять
все новое, наличие 1.5 Способность анализировать новую ситуацию и принимать соответствующие решения возникших проблем. 1.6 Умение оперативно
принимать решения по 1.7 Способность на практике применять функции руководства. 1.8 Своевременность
и степень выполнения 1.9 Способность справляться с большим объемом работы. 1.10 Самостоятельность. 1.11 Ответственность за результаты работы. 2 Конкретные
результаты трудовой 3 Личные качества работника, его авторитет и воздействие на социально-психологический климат коллектива. 3.1 Способность
создавать и поддерживать в
коллективе атмосферу высокой
взаимотребовательности, доброжелательности,
заинтересованности в 3.2 Способность не допускать конфликтных ситуаций в коллективе, уравновешенность и самообладание при разрешении возникших конфликтов. 3.3 Дисциплинированность. 3.4 Исполнительность. 3.5 Умение взять на себя ответственность. 3.6 Обмен информации с коллегами 3.7 Работа в команде. 3.8 Убедительность. 3.9 Контактность. 3.10 Общий культурный уровень. |
||
Информация о работе Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов