Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:59, реферат
Целью аттестации является оценка эффективности выполнения руководителями и специалистами своих должностных обязанностей.
Основными задачами аттестации являются следующие:
Объективная оценка результатов труда работников, выполнения ими своих должностных обязанностей и установление соответствия их занимаемым должностям. Эта оценка формируется, прежде всего, с учетом аттестационной характеристики, подготавливаемой непосредственным руководителем, а также с учетом полученных результатов на заседании комиссии.
*Примечание. Условные обозначения: «+» - соответствует, «-» - не соответствует.
Поскольку весь производственный процесс организуют руководители и специалисты хозяйства, они же планируют производство и реализацию продукции, распоряжаются использованием материально-денежными и трудовыми ресурсами, осуществляют контроль за всеми этапами производства, аттестоваться будут:
Главный бухгалтер.
Главный экономист.
Главный инженер.
Результаты проведенной аттестации главных специалистов прилагаются.
В самостоятельном порядке оценены объективные показатели, включенные в перечень критериев при аттестации и были сделаны следующие выводы, которые отражены в таблице.
Таблица 3.2 - Выводы в результате проведения аттестации главных специалистов
Фамилия, имя, отчество | Соответствие требованиям | Рекомендации | |
А | Б | В | |
Главный бухгалтер | Соответствует требованиям | Совершенствовать личные качества | |
Главный экономист | Соответствует требованиям | Научиться работать в команде | |
Главный инженер | Соответствует требованиям | Избегать конфликтных ситуаций и соблюдать дисциплину | |
Эффективность применения на практике различных способов аттестации работников зависит от используемого метода. Сочетание некоторых из них позволит наиболее объективно дать оценку аттестуемому.
В данном случае предлагается после объективной проверки на соответствие требованиям использовать рейтинговую шкалу. Ее суть заключается в том, что работники получают оценку по заданным критериям по десяти бальной оценке. Результаты оценок представлены в таблице.
Таблица 3.3 - Рейтинговая оценка главных специалистов предприятия
Фамилия, имя, отчество | Критерии | Итого баллов | |||
Профессионально-деловые качества | Конкретные результаты трудовой деятельности | Личные качества работника | |||
Главный
бухгалтер
Главный экономист Главный инженер |
10
10 10 |
10
10 10 |
8
9 8 |
28
29 28 |
|
Шкала соответствия требованиям выглядит следующим образом:
30-25 баллов - соответствует занимаемой должности;
24-20 баллов - не
полностью соответствует
19 баллов и ниже - не соответствует занимаемой должности.
Результаты рейтинговых оценок позволяют сделать следующие выводы: профессионально-деловыми качествами по десяти бальной оценке соответствуют все специалисты. [1, 236-250 c.]
3.2 Регулирование режимов рабочего времени
Вся жизнь человека протекает во времени и в течение ее он может заниматься разнообразной деятельностью. В этой связи измерителем одного из видов деятельности -- трудовой -- является рабочее время, норма которого обусловливается уровнем развития общества, политическими и экономическими факторами. При этом законодательство о труде придает этой мере общеобязательный характер.
Определение рабочего времени данное есть Трудового кодекса Республики Беларусь (далее -- ТК) свидетельствует о том, что рабочее время во-первых, закрепляет меру труда работника по выполнению им своих трудовых обязанностей в общем процессе работы организации и, во- вторых, предоставляет работнику возможность иметь свободное время для отдыха питания восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных его личных потребностей. Выполнение этой задачи запрещает в качестве общего правила увеличивать продолжительность рабочего времени по сравнению с установленной нормой. Это возможно лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом.
Важнейшим инструментом достижения соответствия между потребностью в труде и фактическими возможностями как одного работника, так и коллектива в целом служит регулирование режимов рабочего времени.
Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя. Режим рабочего времени может быть единым для всех работников организации или различным для отдельных подразделений. По соглашению сторон трудового договора можно установить индивидуальный режим работы для какого-либо работника, если это не ухудшает условий его труда по сравнению с установленными в законодательстве или коллективном договоре.
Режим рабочего времени работников может совпадать с режимом работы организации и соответствовать пятидневной или шестидневной рабочей неделе. Вместе с тем организация может функционировать непрерывно, без выходных дней или с выходными, но в несколько смен. И тогда режим рабочего времени работников будет отличаться от режима работы организации.
Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности). Установленный режим рабочего времени доводится до сведения работников не позднее одного месяца до введения его в действие.
Следует отметить, что большинство работников работает по режиму пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, в то же время в некоторых организациях, исходя из характера производства, условий работы и целесообразности, работники работают в условиях шестидневной рабочей недели с одним выходным днем. Однако как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе может применяться любой из предусмотренных ТК режим рабочего времени. [4, 401-406 c.]
Выбор нанимателем того или иного режима рабочего времени производится в целях обеспечения нормального функционирования организации, выполнения стоящих перед ней задач и обусловливается особенностями как производства в целом, так и труда отдельных категорий работников, организационными формами, характером выполняемых видов работ в различных сферах деятельности, имеющейся и необходимой численностью работников, и другими экономическими и социальными причинами.
Исходя из отмеченных целей и условий все более широкое применение стали находить так называемые нестандартные режимы работы, которые предусматривают возможность отработки рабочего времени как меньшего, так и большего по сравнению с нормой часов рабочего дня (смены) или рабочей недели, распределения норм ежедневной продолжительности рабочего времени отдельного работника или коллектива работников, отлично от стандартных их раскладов.
Нестандартные режимы работы, основанные на превышении нормы рабочего времени в большую сторону, используются, как правило, в течение четко определенного периода (недели, месяца, квартала, года и др.), когда «переработка» нормы часов рабочего дня или рабочей недели в одни периоды компенсируется их «недоработкой» в другие.
Эффективность
использования нестандартных
Рассмотрим отдельные виды нестандартных режимов рабочего времени -- разделение рабочего дня на части, режим гибкого рабочего времени.
Общим правилом является то, что установленная в соответствии с законодательством норма часов рабочего дня (смены) распределяется таким образом, чтобы она отрабатывалась работником подряд, с одним перерывом, предоставляемым для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более двух часов.
Статья 127 ТК допускает из этого правила исключение -- возможность разделения рабочего дня на части с соблюдением следующего порядка его применения:
рабочий день дробится на отдельные части, количество которых законодательством не ограничивается;
может быть предоставлен либо один, либо два и более перерыва, включая перерыв для отдыха и питания;
время любого избранного перерыва в течение рабочего дня из предусмотренных законодательством в рабочее время не включается;
продолжительность
рабочего времени не должна превышать
установленной
Исходя из указанного порядка ст. 127 ТК определяет также основные возможности использования этого нестандартного режима рабочего времени для работников, занятых на тех работах, где применение разделения рабочего дня на части вызвано необходимостью, обусловленной особым характером труда или неодинаковой интенсивностью работы в течение рабочего дня (смены).
Основания и порядок применения деления рабочего дня на части для работников отдельных отраслей предусматриваются также положениями о рабочем времени и времени отдыха таких работников.
Рассмотрим это на примере, в частности изучим режим труда и отдыха оператора размоточно-резального станка на производственном предприятии. Исходя из особенностей работы организации, режим труда и отдыха на рассматриваемом рабочем месте является односменным и предусматривает здесь чередование времени работы и времени перерывов, следующим образом:
время работы -- с 900 до 1730;
обеденный перерыв -- с 1200 до 1230.
Недельные режимы труда и отдыха на организации включают установление постоянных выходных дней в течение недели. Таковыми здесь являются суббота и воскресенье.
Полная норма продолжительности рабочего времени в течение недели составляет 40 часов, а для работников на работах с вредными условиями труда, для подростков и для отдельных категорий работников - 35 часов в неделю.
Для всех работников предприятия, не зависимо от длительности рабочей недели, длительность рабочего дня в предпраздничные, а также в перенесенные рабочие дни, сокращается на 1 час. [1, 76-80 c.]
3.3 Подготовка и повышение квалификации кадров предприятия
Подготовка квалифицированных работников осуществляется с учетом конкретных условий, экономической ситуации, научных обоснований и прогнозов о состоянии рынка труда. Специфика занятости населения в сельской местности по сравнению с городской выражается в более низком уровне в ней производственных и непроизводственных отраслей, в особенностях сельскохозяйственной сферы, которые в обобщенном виде характеризуются спецификой аграрного труда по сравнению с индустриальным. Соответственно в сельской сфере формируется специфическая и демографическая структуры работников, ограничены возможности удовлетворения потребностей людей в выборе видов деятельности.
Обучение работников происходит в школе, профессионально-техническом училище, техникуме, вузе. Важно целенаправленно поднимать престижность профессий, чтобы будущий работник, осознанно выбирая свою профессию или в случае необходимости, менял вид своей деятельности.
В связи со складывающимся
многообразием форм хозяйствования
возникает необходимость
Организация системы
образования и производственно-
Подготовка и переподготовка кадров осуществляется также на базе предприятий. Кроме вышеперечисленных видов обучения организуются курсы по усовершенствованию специалистов, периодические стажировки в целях избегания деквалификации работников. [6, 307-309 c.]
Заключение
Экономика нашей страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. Предприятия сами отвечают за свою деятельность, и сами принимают решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности.
Информация о работе Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов