Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа конкурентоспособности и качества услуг на примере ООО "Интека".
В соответствии с вышеуказанной целью, задачами курсовой работы являются:
Подбор и анализ теоретических материалов;
Изучить показатели качества и конкурентоспособности;
Выполненить анализ предоставляемых услуг на примере организации ООО «Интека»
Заключение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Качество и конкурентоспособность продукции как факторы экономического роста деятельности организации………………………………………………….4
Понятие качества и конкурентоспособности продукции…………………...4
Задачи и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………..….7
Методика анализа качества и конкурентоспособности организации…….…….9
Анализ выполнения договорных обязательств ………………………….….9
Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции, и их оценка………………………………………………………………………..…10
Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции…………………..23
Заключение……………………………………………………………………..…..26
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, экономический анализ.docx

— 61.62 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

Кафедра___________________________________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине_______________________________________

на тему______________________________________________

______________________________________________

 

 

Студента(ки)__________________курса

__________________________________

(ФИО)

___________________________________

(группа, шифр)

Руководитель_______________________

___________________________________

(должность, ученое звание, ученая степень)

___________________________________

(ФИО)

Оценка после защиты________________

Состав комиссии:

___________________________________

(подпись)   (ФИО)

___________________________________

___________________________________

 

 

Дата защиты_______________________

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск   2013.

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Качество и конкурентоспособность продукции как факторы экономического роста деятельности организации………………………………………………….4
    1. Понятие качества и конкурентоспособности продукции…………………...4
    2. Задачи и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………..….7
  2. Методика анализа качества и конкурентоспособности организации…….…….9
    1. Анализ выполнения договорных обязательств ………………………….….9
    2. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции, и их оценка………………………………………………………………………..…10
  3. Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции…………………..23
  4. Заключение……………………………………………………………………..…..26
  5. Список использованных источников………………………………………..……28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема качества продукта и его  конкурентоспособность носит в современных рыночных отношениях универсальный характер. Качество товара, его эксплуатационная безопасность, надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении сделки, следовательно, определяют успех организации на рынке.

Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей.

 

Цель данной работы заключается  в проведении исследования и экономического анализа конкурентоспособности  и качества услуг на примере ООО "Интека".

В соответствии с вышеуказанной  целью, задачами курсовой работы являются:

  1. Подбор и анализ теоретических материалов;
  2. Изучить показатели качества и конкурентоспособности;
  3. Выполненить анализ предоставляемых услуг на примере организации ООО «Интека»
  4. Заключение.
  5. Качество и конкурентоспособность продукции как факторы экономического роста деятельности организации.

 

    1. Понятие качества и конкурентоспособности продукции.

 

Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на товарном конкурентном рынке. Это универсальное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность — понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи и поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Качество продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Свойство продукции — объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).

Свойства  могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным - надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции. По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными. По стадии определения — прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

По  характеризуемым свойствам применяются  следующие группы показателей: назначения, надежности, транспортабельности, безопасности, экономичности, патентно-правовые, технологические, эргономические, эстетические. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.

Надежность — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. К показателям технологичности относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке. Патентно-правовые показатели свидетельствуют о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке.

Экологические показатели характеризуют уровень  вредных воздействий на окружающую среду.

Качество  начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара или услуги, так как именно на нем решается общий замысел товара или услуги, формируется образ, устанавливаются общие характеристики. Качественный товар или услугу нельзя сделать на основании плохого проекта, в котором не учтены особенности изделия, не просчитаны возможные поломки и отказы, не проанализированы каждая составляющая товара или услуги и ее влияние на функционирование изделия в целом, не оптимизирована стоимость изготовления и последующего обслуживания.

Переводить  проект из чертежей и замыслов в  физическую форму нужно только качественно  организовав производство, т.е. спланировав  все процессы изготовления и способы контроля. Качество закладывается в товар с самого начала и контролируется на всех стадиях. Качественный товар получается, только если на всех стадиях соблюдаются необходимые требования. С понятием качества неразрывно связано такое понятие, как конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность любого товара или услуги может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром или услугой и поэтому является относительным показателем. По своей сути она представляет собой характеристику товара или услуги, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. Для того чтобы выяснить уровень конкурентоспособности какого-либо изделия, необходимо не просто сравнивать товары по степени их соответствия конкретным потребностям, но и учитывать затраты потребителя по покупке товара и его дальнейшему использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Задачи и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции

 

Цель анализа качества продукции:

  • оценить технический уровень продукции;
  • выявить отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  • проанализировать структуру выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;
  • выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
  • обосновать возможности повышения качества.

 

Цель анализа конкурентоспособности  продукции:

  • Изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
  • Анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;
  • Оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
  • Оценка эффективности производства и сбыта продукции.

 

Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.

 

Для проведения анализа качества и конкурентоспособности  продукции используются следующие источники информационного обеспечения:

  • международные стандарты (ИСО);
  • государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы);
  • отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО); стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ);
  • сертификаты сооответствия; технические требования;
  • прайс-листы; опросники (по вопросам предпочтения продукции);
  • анкетирование.

 

Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.

Повышение качества продукции надо рассматривать  в различных аспектах, в том  числе на макро и микро уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика анализа качества и конкурентоспособности

организации.

 

    1. Анализ выполнения договорных обязательств.

Объем реализации продукции (работ, услуг) является в современных условиях одним  из важнейших показателей работы предприятий. Значение этого показателя определяется тем, что только в процессе реализации произведенная предприятием продукция получает общественное признание. От величины объема реализации зависят финансовые результаты деятельности предприятия, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке.

Основные  задачи анализа реализации продукции  состоят в том, чтобы установить динамику и степень выполнения плана  реализации по общему объему и ассортименту, проверить соблюдение договорных обязательств по поставкам продукции отдельным покупателям, установить влияние факторов на изменение объема реализации и выявить резервы ее увеличения. Эти задачи решаются на основании данных форм: № П-1 Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (за месяц), № 1-предприятие (за год), № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (квартал и год). Кроме того, привлекаются данные бизнес-плана, оперативно-технического и бухгалтерского учета.

Информация о работе Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции