Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью работы является разработка практических рекомендаций по повышению международной конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности в системе конкурентных взаимодействий;
рассмотрены методы оценки конкурентоспособности предприятия;
дана оценка международной конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Счетмаш» (г. Курск);
разработаны практические рекомендации для ОАО «Счетмаш» по повышению международной конкурентоспособности.
Введение…………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы исследования международной конкурентоспособности предприятия………………………………………..........7
1.1. Сущность и роль международной конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………7
1.2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия, функционирующего на внешних рынках …………………………………..........11
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………………………………………………………...........22
2. Современное состояние конкурентоспособности ОАО «Счетмаш» на внутреннем и внешнем рынках……………………………………………………31
2.1. Финансово-экономическая деятельность предприятия....................31
2.2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……….47
2.3. Уровень и тенденции изменения конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке…………………………………………………..53
3. Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Счетмаш»…………………….…………………………………………………….61
3.1. Повышение конкурентоспособности за счет снижения уровня рисков……………………………………………………………………………….61
3.2. Внедрение на предприятии системы всеобщего менеджмента качества (TQM)……………………………………………………………………..65
3.3. Оценка влияния мероприятий всеобщего менеджмента качества на повышение конкурентоспособности ОАО «Счетмаш»……………….................78
Заключение………………………………………………………………....86
Список использованной литературы……………………………………..90
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы исследования международной
конкурентоспособности предприятия………………………………………....
1.1. Сущность и роль международной конкурентоспособности
предприятия…………………………………………………
1.2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия, функционирующего на внешних рынках …………………………………..........11
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
предприятия…………………………………………………
2. Современное состояние конкурентоспособности ОАО «Счетмаш» на внутреннем и внешнем рынках……………………………………………………31
2.1. Финансово-экономическая деятельность
предприятия...................
2.2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……….47
2.3. Уровень и тенденции изменения конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке…………………………………………………..53
3. Основные направления повышения
конкурентоспособности ОАО «Счетмаш»…………………….………………………………
3.1. Повышение конкурентоспособности
за счет снижения уровня рисков………………………………………………………………
3.2. Внедрение на предприятии системы всеобщего
менеджмента качества (TQM)…………………………………………………………………
3.3. Оценка влияния мероприятий всеобщего
менеджмента качества на повышение конкурентоспособности
ОАО «Счетмаш»………………...............
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..90
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
В течение первых тридцати лет ХХ века ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950—1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
В настоящее время столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Оценка конкурентоспособности
предприятия может прояснить
сложившуюся ситуацию, определить его
положение на рынке, выдвинуть решения
назревших проблем в
Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования конкурентоспособности предприятия, недостаточная разработанность методики ее оценки, в том числе различных путей повышения конкурентоспособности предприятий применительно к условиям России, определили выбор темы настоящей дипломной работы.
Предмет исследования: основы
международной
Объект исследования: современный уровень и факторы повышения конкурентоспособности ОАО «Счетмаш».
Целью работы является разработка практических рекомендаций по повышению международной конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
Первая глава работы посвящена рассмотрению сущности и значению международной конкурентоспособности предприятия, а также изучению методики ее оценки.
Вторая посвящена анализу современного состояния конкурентоспособности ОАО «Счетмаш» на внутреннем и внешнем рынках. Предоставлена характеристика изучаемого предприятия, его финансово-экономическая деятельность. А также дана практическая оценка конкурентоспособности ОАО «Счетмаш» и анализу его внешнеэкономической деятельности.
Третья глава посвящена обоснованию основных направлений повышения конкурентоспособности, в частности за счет снижения уровня рисков и внедрения на предприятии системы всеобщего менеджмента качества, а также дальнейшему развитию данного предприятия на основе теоретических познаний и существующего опыта.
Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальные исследования в области конкурентоспособности предприятия, прикладные работы по данной проблеме, действующее российское законодательство, программы, концепции, нормативные акты и другие официальные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в области внешнеэкономической деятельности российских организаций и предприятий, Интернет ресурсы.
С середины 70-х годов понятие
конкурентоспособности
Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы: Е. П. Голубкова, А. Н. Печенкина, А. Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л, Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О, Ермоловой, А. П. Градова, В. С, Ефремова, Т. М, Каретниковой, М. В. Каретникова, И. Максимовой, Н. И, Шайдуровой, Н. С, Яшина, А. Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтля, С. К. Пралада, Р. Т, Паскаля, Т. Петерса, Н. Петса и т.д. [42].
Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность». Многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.
«Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований» [8, с. 249].
Часто категорию «
Однако конкурентоспособность
товара является необходимым, но не достаточным
условием конкурентоспособности
Можно выделить следующие основные отличия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия:
Проанализируем определения категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:
Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [27, с. 123].
Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность
промышленного предприятия –
это комплексная характеристика субъекта
хозяйствования за определенный период
времени в условиях конкретного рынка,
отражающая превосходство перед конкурентами
по ряду определяющих показателей – финансово-экономических,
маркетинговых, производственно-
Эти авторы рассматривают
конкурентоспособность
Практически все вышеприведенные
определения рассматривают
Учитывая уже существующие определения конкурентоспособности предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий на внешних рынках