Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий на внешних рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка практических рекомендаций по повышению международной конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности в системе конкурентных взаимодействий;
рассмотрены методы оценки конкурентоспособности предприятия;
дана оценка международной конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Счетмаш» (г. Курск);
разработаны практические рекомендации для ОАО «Счетмаш» по повышению международной конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы исследования международной конкурентоспособности предприятия………………………………………..........7
1.1. Сущность и роль международной конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………7
1.2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия, функционирующего на внешних рынках …………………………………..........11
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………………………………………………………...........22
2. Современное состояние конкурентоспособности ОАО «Счетмаш» на внутреннем и внешнем рынках……………………………………………………31
2.1. Финансово-экономическая деятельность предприятия....................31
2.2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……….47
2.3. Уровень и тенденции изменения конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке…………………………………………………..53
3. Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Счетмаш»…………………….…………………………………………………….61
3.1. Повышение конкурентоспособности за счет снижения уровня рисков……………………………………………………………………………….61
3.2. Внедрение на предприятии системы всеобщего менеджмента качества (TQM)……………………………………………………………………..65
3.3. Оценка влияния мероприятий всеобщего менеджмента качества на повышение конкурентоспособности ОАО «Счетмаш»……………….................78
Заключение………………………………………………………………....86
Список использованной литературы……………………………………..90

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

«Конкурентоспособность  предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности  товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим.

Если рассматривать конкурентоспособность  предприятия как относительную  категорию, то необходимо оговаривать  базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов.

  • Конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.
  • Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
  • Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования.
  • Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя [29].

С учетом всего вышеперечисленного можно определить, что конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

 

    1. Методика оценки конкурентоспособности предприятия, функционирующего на внешних рынках

Быстрые изменения внешней  среды отечественных предприятий  стимулируют появление новых  методов, систем и подходов к управлению конкурентоспособностью. Наиболее распространенными являются методы оценки возможностей конкурентов посредством специальных экспертных исследований и косвенных расчетов на основе известных данных. Исследование конкурентов должно быть направлено на те же сферы, которые были предметом анализа потенциала собственного предприятия. Это может обеспечить сравнимость результатов. Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графическое отображение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, изображенным в виде векторов-осей.

Теоретически все методы оценки конкурентоспособности  подразделяются на аналитические и графические (рисунок 1).

 





 

 

 

 

 

Рисунок 1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия [26]

  Наиболее важную роль при оценке конкурентоспособности предприятия играют аналитические методы.

1. Рейтинговая оценка используется при сравнении предприятий отрасли или региона. В данном методе может быть использована документация следующего характера: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия; финансовая отчетность предприятий.

Все показатели, которые можно  рассчитать на основе реально имеющейся  информации, должны отражать существенные аспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную  модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной  деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Итоговый балл для составления рейтинга отдельного предприятия выводится по формуле [7, с. 30]:

 

TM = Σ (Mi Bi) ,              (1)

 

где:

ТМ – итоговый балл предприятия  по результатам рейтинговой оценки;

Mi – балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;

Bi – вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;

Σ (Mi Bi) – сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.

В результате все предприятия  ранжируются по сумме баллов.

2. Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли. Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности [7, с. 31].

 

                          MS = RC/TC,           (2)

 

где:

MS – доля рынка субъекта;

RС – розничный объем товарооборота;

TC – общий объем розничного товарооборота на рынке.

Данная методика позволяет  по характеру распределения долей  рынка выделить ряд стандартных  положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней, сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения  рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, улучшающейся, ухудшающейся, быстро ухудшающейся конкурентными позициями. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основе которой легко установить место объекта в структуре рынка [19, с. 75].

3. Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, организационных и управленческих решений, т.е. экономической технологии компании. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей.

Норма потребительной стоимости  величина безразмерная. Показатель Q (норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности предприятия, а если Q = 0, то наоборот.

Алгоритм расчета показателя конкурентоспособности состоит  из этапов:

- изучение рынка, конкурентов,  потребностей потенциальных потребителей;

-    определение целевых сегментов по направлениям;

-    определение стратегической и маркетинговой концепции фирмы;

-   определение значимых блоков, свойств и коэффициентов значимости;

- расчет нормы потребительной стоимости по экономическому блоку свойств;

- расчет нормы потребительной стоимости по техническому блоку свойств;

-   расчет нормы потребительной стоимости по экологическому блоку свойств;

- расчет нормы потребительной  стоимости по социально-психологическому  блоку свойств;

-   расчет нормы потребительной стоимости по юридическому блоку свойств;

-     определение общей нормы потребительной стоимости предприятия;

- анализ результатов и  принятие решения по улучшению  конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, общий показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости можно представить как [7, с. 32]:

 

Q = f (Pªэ × P°т × Рⁿэкол. × Р₫ соц. псих. × Р۹юр.)٧,

 

Pj = Σ свойств (i) / Σ потребностей (i),             (3)

 

где:

Pj – частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости по j-му блоку значимых свойств. Данный показатель рассчитывается путем деления суммы свойств продукта на сумму потребностей в нем. При определении данного показателя необходимо учитывать, что он есть величина безразмерная и характеризует конкурентоспособность по однородному блоку свойств от 0 до 1.

a, o, n, d, q – весовые коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от выбранной концепции маркетинга.

 

V = 1/ (a+o+n+d+q)

 

I = (1 - n) – количество значимых свойств и потребностей в j-ом блоке.

Данный метод дает возможность более точно оценить реальные потребности потенциальных потребителей и уровень компании из-за совокупной оценки маркетинговых, управленческих и организационных решений. Но для сбора информации используются только экспертные методы, что говорит о недостаточной объективности результатов оценки конкурентоспособности.

4. Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции предполагает оценку эффективности работы каждого из подразделений, использования ими ресурсов. В основе лежит оценка четырех групп – критериев конкурентоспособности:

- показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии, организация труда;

-    показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, кредитоспособность, стабильное развитие;

- Показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования;

- Показатели конкурентоспособности товара: качество и цена товара.

Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия  производится по формуле средней взвешенной арифметической [7, с. 33]:

 

C = 0,15e + 0,29f + 0,23s + 0,33c,                (4)

 

где:

С – коэффициент конкурентоспособности  предприятия;

е – значение критерия 1 группы;

f – значение критерия 2 группы;

s – значение критерия 3 группы;

c – значение критерия 4 группы.

Весь алгоритм расчета  коэффициента конкурентоспособности  состоит из трех последовательных этапов (рисунок 2):


 

 





 

 

Рисунок 2. Этапы расчета коэффициента конкурентоспособности [6]

 

Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.

5. Оценка конкурентоспособности на основе мотивационного комплекса оценки товарных систем «МКОТС». Чтобы сформировать конкурентоспособные составляющие товара или фирмы, нужно оценить потребности потенциального покупателя с точки зрения маркетинга.

На первом этапе производится определение факторов для оценки – потребностей потребителя, удовлетворяемых с её помощью. Формирование комплекса факторов производится экспертами в соответствующих предметных областях на основе опыта позиционирования или исследования базовых потребительских тенденций. Рекомендуется формирование компонентов от 5 до 7, поскольку меньшее количество компонентов не выразит сущности потребностей, удовлетворяемых фирмой, а большее количество избыточно и размывает сущность построения модели.

На втором этапе производится составление опросного листа (на основе полученных факторов для оценки) и, непосредственно, экспертный опрос потенциальных потребителей. На основе предварительно определенных факторов формируется система опроса потребителей, в которую закладываются следующие задачи: определение значимости (веса) факторов для потребителя и определение отношения потребителя к каждому из них по дифференциальной шкале.

При формировании системы  опроса задаются вопросы трех типов:

  • с целью определения значимости факторов;
  • о степени удовлетворенности факторами потребителей;
  • о принадлежности потребителей к определенному сегменту.

Оценка значимости факторов происходит путем ранжирования от наиболее значимого до наименее значимого  фактора. Оптимальной величиной  дифференциала при определении  степени удовлетворенности является величина 10, так как она наиболее легко воспринимается человеком. Следовательно, оценка факторов будет производиться по 10-балльной шкале.

На третьем этапе производится оценка веса (значимости) факторов. Для этого найдем вес каждого фактора по формуле: 

 

Wij = Σ ПБ / (Бmax × R),              (5)

 

где:

Wij – значимость (вес) фактора;

Σ ПБ – сумма всех поставленных баллов;

Б max – максимальный балл по фактору;

R – общее число респондентов.

Мы можем увидеть значимость для потребителей отдельных факторов. Необходимо проранжировать полученные данные.

На четвертом этапе производится расчет удовлетворенности составляющими факторами по фирме в целом и по ближайшим конкурентам. Для этого найдем удовлетворенность для каждого фактора по формуле:

 

Uij = Σ ПБ / (Бmax × R),              (6)

 

где:

Uij – удовлетворенность фактором;

Σ ПБ – сумма всех поставленных баллов;

Б max – максимальный балл по фактору;

R – общее число респондентов.

Полученные значения удовлетворенности  могут быть проанализированы напрямую, какие факторы удовлетворяют потребителя и насколько хорошо в нашей фирме и в фирмах-конкурентах. Чем больше значение, тем больше удовлетворенность. Этот показатель позволяет определить «слабые места» фирмы относительно конкурентов и дают возможность их «подтянуть», а «сильные места» - укрепить или усилить.

Оценка удовлетворенности нашей фирмой в целом характеризуется «критерием потребительской удовлетворенности» или «общей интегральной оценкой конкурентоспособности», которая высчитывается по формуле:

 

КПУ = Σ (Wij×Uij) .          (7)

 

КПУ имеет смысл анализировать  только в сравнении с КПУ фирм-конкурентов, или КПУ других товаров в ассортименте, либо рассматривать значение показателя в динамике. Это сравнительный показатель и по нему возможно определить рейтинг фирм-конкурентов.

  Конкурентоспособность может быть также оценена с помощью графических методов [25, с. 57].

 1. Многоугольник конкурентоспособности представляет собой графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности и позволяет сравнить возможности предприятий (рисунок 3). Накладывая один многоугольник на другой, можно выявить сильные и слабые стороны предприятий относительно друг друга.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Пример многоугольников конкурентоспособности для 3-х фирм

 

Использование экспертного  метода и, как следствие, снижение объективности оценок и трудность в оценке некоторых характеристик являются основными недостатками метода. Наглядность результата и удобство толкования – достоинства этого метода [9, с. 24].

2. Матричный метод. В основе лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, то есть являются «звездами». При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий на внешних рынках