Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью работы является разработка практических рекомендаций по повышению международной конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности в системе конкурентных взаимодействий;
рассмотрены методы оценки конкурентоспособности предприятия;
дана оценка международной конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Счетмаш» (г. Курск);
разработаны практические рекомендации для ОАО «Счетмаш» по повышению международной конкурентоспособности.
Введение…………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы исследования международной конкурентоспособности предприятия………………………………………..........7
1.1. Сущность и роль международной конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………7
1.2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия, функционирующего на внешних рынках …………………………………..........11
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………………………………………………………...........22
2. Современное состояние конкурентоспособности ОАО «Счетмаш» на внутреннем и внешнем рынках……………………………………………………31
2.1. Финансово-экономическая деятельность предприятия....................31
2.2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……….47
2.3. Уровень и тенденции изменения конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке…………………………………………………..53
3. Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Счетмаш»…………………….…………………………………………………….61
3.1. Повышение конкурентоспособности за счет снижения уровня рисков……………………………………………………………………………….61
3.2. Внедрение на предприятии системы всеобщего менеджмента качества (TQM)……………………………………………………………………..65
3.3. Оценка влияния мероприятий всеобщего менеджмента качества на повышение конкурентоспособности ОАО «Счетмаш»……………….................78
Заключение………………………………………………………………....86
Список использованной литературы……………………………………..90
3. Модель «привлекательность рынка – преимущества в конкуренции». Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, квалификацией менеджеров и сотрудников. Эта матрица позволяет определить положение предприятия на рынке относительно конкурентов, а также позволяет выработать практические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности.
4. Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии. На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции [25].
Большинство рассмотренных методов ограничены: или оценивается какая-то одна группа факторов, или метод слишком сложный и трудоёмкий для практического использования. Наиболее оптимальным методом оценки конкурентоспособности, из предложенных выше, является оценка на мотивационный комплекс оценки товарных систем, так как является комплексным и, кроме оценки конкурентоспособности, позволяет оценить:
Предложенная классификация не является полной, а представляет лишь основные методики, чаще применяемые на практике [10, с. 25].
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке [21, с. 256].
Под факторами
С целью лучшего понимания
факторов конкурентоспособности
Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
- цена товара с возможной наценкой;
- финансы - как собственные, так и заемные;
- торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности [17, с. 60].
Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рисунок 4).
Рисунок 4. "Многоугольник конкурентоспособности"
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.
Ряд отечественных экономистов (Фатхутдинов Р., Селезнев А., Ермолов М.) к ключевым факторам рыночного успеха относят:
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий на внешних рынках