Пути повышения методов управления и их эффективное использование в условиях перехода к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организационно-распорядительных методов управления на ОАО "Волковысский мясокомбинат" и определение путей повышения их эффективного использования в условиях перехода к рыночным отношениям.
Задачами исследования данной работы являются следующие:
1. изучить сущность административных методов управления организацией и их роль в современных условиях;
2. изучить классификацию организационно-распорядительных методов управления и их характеристику;
3. изучить зарубежный опыт применения организационно-распорядительных методов управления;

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 116.30 Кб (Скачать файл)

Организационное регламентирование

В условиях усложнения экономических  связей трудно регламентировать всю  деятельность управленческих работников. Поэтому нередко требуется применение гибких административных мер воздействия, направленных на выполнение плановых заданий.

Сущность регламентирования  заключается в установлении статуса  и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.

Регламентирующие методы управления включают:

    • общеорганизационные методы управления, определяющие общие принципы устройства организации и структуру органов власти;
    • структурные методы управления, определяющие структуру органов власти, т.е. набор звеньев и уровней управления;
    • должностные методы управления, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;
    • функциональные методы управления, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.[8; с.100] (Приложение А)

В качестве объекта регламентирования  может рассматриваться:

    • организация в целом (основной регламентирующий документ – устав организации);
    • структурное подразделение (основной регламентирующий документ – положение о подразделении или паспорт подразделения);
    • должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ – должностная инструкция или положение о должности);
    • отношения между организацией и персоналом (основные регламентирующие документы – правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений);
    • технология выполнения управленческих работ (основные регламентирующие документы – технологический паспорт и схема документооборота в организации и подразделениях).[1; с.108-109]

Выделяют следующие виды регламентирующих организационных  положений:

      1. положения общеорганизационного характера – устанавливают организационную способность и порядок функционирования социально-экономические системы в целом;
      2. положения, определяющие внутренний порядок работы, а также организационный статус различных звеньев, их задачи, функции, полномочия и т.д.;
      3. типовые структуры, определяющие ведущие черты построения внутренних организационных основ;
      4. должностное регламентирование, осуществляемое по средствам должностных инструкций, которые устанавливают перечень основных должностей и требования к их замещению.

Организационное нормирование.

Нормирование представляет собой процесс установления объема необходимых ресурсов (затрат времени, сырья и материалов, численности  рабочих, станков, оборудования, финансов и т.д.) для достижения заданных целей  управления и в конечном счете  – производственных результатов. Обоснованность ресурсов, которыми должен располагать  отдельный работник, большое или  малое структурное подразделение  и в целом производственный коллектив, является обязательным условием действенности  системы и залогом эффективности  управления.

Организационное нормирование направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процессов  на предприятии и управления ими. Организационный регламент включает в себя:

      • номенклатурно-классификационные нормативы (материалов, покупных деталей, инструментов и т.п);
      • организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, оснастка и т.п.);
      • организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т.п.);
      • оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание процессов на предприятии;
      • административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т.д.)

Нормирование ресурсов определяется конкретными организационно-техническими условиями. Наиболее важное значение в управлении имеют :

      • нормирование труда и заработной платы;
      • нормирование материальных и топливно-энергетических ресурсов;
      • нормирование финансов.(Приложение Б)

В области нормирования труда и заработной платы первостепенное значение необходимо придавать нормам времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированным заданиям. Эти нормы являются основой установления правильного соотношения между мерой труда и заработной платой – основным побудительным мотивом и стимулом высокоэффективного труда.

Следует различать понятия  нормы и нормативы.

Нормативы выражают нормативные зависимости для установления составных частей (слагаемых) норм времени, а также для определения норм численности.

Нормы представляют собой зависимости непосредственно между величиной нормы (времени, выработки, обслуживания, управления) и влияющими на все факторами. Основное отличие между нормативами и едиными (типовыми) нормами времени заключается в степени дифференциации элементов производственного процесса.

Не менее важным вопросом для повышения эффективности  управления является нормирование использования материальных и топливно-энергетических ресурсов. Система норм и нормативов должна охватывать нормированием все направления расходования материально-энергетических ресурсов. К ним относятся:

      • основное производство;
      • вспомогательное производство;
      • ремонтно-эксплуатационные нужды;
      • капитальное строительство. (Приложение Б)

Кроме норм расхода разрабатываются  нормативы и показатели использования  материальных ресурсов (процент выхода конечной продукции из единицы исходного  сырья). Охват нормированием всех направлений расходования материально-энергетических ресурсов обеспечивает комплексный  контроль и расчет этих ресурсов на объем выпуска продукции, не допуская неоправданного их расходования.

С помощью финансовых норм и нормативов планируются размеры денежных средств, необходимых субъекту хозяйствования для обеспечения нормальной производственной деятельности:

      • оборотные средства;
      • амортизационные отчисления;
      • фонды капитальных вложений;
      • фонд заработной платы;
      • фонд накопления;
      • резервы.

Финансовые нормы и  нормативы используют для образования  указанных фондов денежных средств, а также для распределения  доходов и прибылей субъектов  хозяйствования.[10; с.135-136]

Для эффективной организации  управления предприятием при строгом  соблюдении указанных норм и нормативов необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию:

      1. нормирование должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм;
      2. нормы должны отражать последние данные прогрессивного опыта;
      3. нормы должны быть оптимальными;
      4. нормы не должны быть слишком подробны, т.е не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;
      5. нормы должны способствовать укреплению личной ответственности.

Организационное инструктирование.

Обширной и необходимой  сферой действия организационных методов  управления является инструктирование. Его цель – ознакомление работников с условиями работы, принятыми  решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания, необдуманных, неоправданных  или непрофессиональных действий, могущих  повлечь за собой тяжелые последствия  или судебную ответственность.

Соответственно выделяют следующие виды инструктирования:

      • ознакомление;
      • совет;
      • объяснение;
      • предостережение;
      • разъяснение.

По форме осуществления  инструктирование подразделяют на устное и письменное, индивидуальное и коллективное.

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в  форме различных инструкций. В  документах организационно-методического  инструктирования содержатся различные  рекомендации для применения тех  или иных современных средств  управления. К этим документам относятся:

      1. должностные инструкции, устанавливающие права и обязанности лиц административно-управленческого и инженерно-технического персонала всех служб;
      2. методические указания, которые описывают выполнение комплексов работ;
      3. методические инструкции;
      4. рабочие инструкции.

Распорядительные  методы управления.

Задачей распорядительных методов  является организация четкой деятельности управленческого аппарата для повседневного  оперативного обеспечения слаженной  работы всех подразделений и органов  управления посредствам указаний, распоряжений и приказов, постановлений, издаваемых в письменной форме или отдаваемых в виде устного распоряжения.

Распорядительные методы призваны:

      1. обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата;
      2. поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц;
      3. проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

Распорядительные методы представляют собой систему способов и приемов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, слаженное и эффективное  функционирование управляющей и  управляемой подсистем, т.е аппарата управления и всех элементов организации.

Распорядительные  методы управления опираются:

      1. на систему законодательных актов республиканского и местного значения;
      2. на нормативно-директивные и методические документы организации (приказы, распоряжения и указания руководителя)
      3. на планы, программы и задания;
      4. на оперативное руководство.[11; с.154]

В систему законодательных актов входят законы, указы Президента, постановления правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные органами государственной власти для обязательного применения на территории все страны и ее отдельных субъектов. При определении их состава, структуры, содержания и взаимосвязей должны учитываться научные подходы к менеджменту, охватывающие все теоретические и практические аспекты управления.

В систему нормативно-директивных и методических документов организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указы, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме.

Указание осуществляется, как правило, в устной форме и используется на нижнем уровне управления.

Распоряжение- это устное или письменное требование функционального или линейного руководителя среднего уровня к подчиненным выполнить определенные виды работ или решить какой-либо вопрос.

Приказ- это локальный нормативный акт, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением задания. Его издает руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия, по принципу единоначалия.

Постановление принимается коллегиально на уровне райпо, союза потребительских обществ выборным органом (правление райпо, правление союза) или совместно с общественной организацией.[10; с.137]

Распорядительные методы воздействия, осуществляемые в форме  приказов, распоряжений, постановлений  и других нормативных актов, не должны противоречить действующему законодательству.

Информация о работе Пути повышения методов управления и их эффективное использование в условиях перехода к рыночным отношениям