Пути повышения рентабельности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка путей повышения рентабельности производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
2. Выявить основные показатели рентабельности;
3. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО;
4. Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 2.doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему «Пути повышения рентабельности производства»



   Введение
   Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности.Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

       На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Анализ рентабельности производства позволяет выявить большое число тенденций развития, он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Сущность проблемы повышения рентабельности производства состоит в увеличении в процессе использования имеющихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.

Поэтому перед экономической наукой стоит задача: усилить внимание к анализу рентабельности как экономического явления, к формам ее проявления, методам учета в практической деятельности.

Тема дипломной работы представляет очевидный теоретический и практический интерес. Актуальность темы объясняется тем, что рыночная экономика обусловливает необходимость повышения эффективности производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Целью дипломной работы является разработка путей повышения рентабельности производства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;

2. Выявить основные показатели рентабельности;

3. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО;

4. Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства.

Объектом исследования является ООО «». Предметом исследования – организационно-экономические отношения, связанные с повышением рентабельности предприятия.

Методологической основой для написания дипломной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам формирования и анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Достаточно полно проблема отражена в учебниках Э.И. Крылова, В.М. Власовой, И.В. Журавковой, Т.У. Турманидзе, И.А. Бланк и др.

В российской экономической литературе известны посвященные проблеме рентабельности производства статьи и монографии ученых B.C. Немчинова, Л, А. Гатовского, Н.А. Цаголова, С.С. Дзарасова, В.Н. Черковца, A.M. Бирмана и др.

Методы исследования, используемые в дипломной работе – метод системного подхода, аналитический и статистический, метод аналогий и сравнений, табличный и графический методы.

Структура дипломной работы в соответствии с методическими указаниями состоит из введения, четырех глав основного текста, выводов и предложений. Общий объем работы – 85 страниц.


 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты проведения анализа рентабельности производства
1.1Сущность и понятие рентабельности предприятия
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности его деятельности. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность [1].

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств, с помощью которых она получена (основные фонды и оборотные средства). Эти использованные в производстве средства для получения известной прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.

Рентабельность производства в самом общем виде определяется по формуле 1.1

[3].
,(1.1)
 

Где Р – рентабельность, %;

П сумма прибыли, руб.;

ОФ – стоимость основных фондов, руб.;

ОС – стоимость оборотных средств, руб.

Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы. Кроме того, надо принимать в расчет всю использованную стоимость оборотных средств ─ собственных и заемных.

Как видно из общей формулы рентабельности производства факторами роста её будут:

1. величина прибыли;

2. стоимость и эффективность использования основных фондов;

3. стоимость и эффективность использования оборотных средств.

Период функционирования предприятия может быть разным – месяц, квартал, год, поэтому стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляется в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она исчисляется за квартал и за год.

Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования предприятия.

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации продукции, работ, услуг характеризуется показателем рентабельности затрат [2]. Он определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции (формула 1.2).
Рз = П / З, (1.2)
где Рз – рентабельность затрат;

П – прибыль от продажи продукции;

З – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.

Данный коэффициент показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств и рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов изделий. Поэтому в ходе анализа необходимо изучать рентабельность отдельных видов изделий или групп изделий. Как показано в [8], рентабельность единицы продукции имеет большое значение и определяется отношением разницы между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости одного изделия (формула 1.3).
Рп = Цi – Сi / Сi, (1.3)
где Рп – рентабельность единицы продукции;

Цi – отпускная цена единицы продукции;

Сi – себестоимость единицы продукции.

Важность анализа показателей рентабельности отдельных видов продукции, связана с тем, что предприятие должно осуществлять контроль за затратами по ее производству и реализации. Если на рынке имеется достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только сокращая затраты по ее производству.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность производства, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятия.

Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и пути её повышения.

Основные пути роста рентабельности производства – увеличение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
1.2 Показатели рентабельности
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

По мнению В.В. Ковалева [24], основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанныена основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются ─ все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Рассмотрим зависимость 1.4.



(1.4)
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям (формула 1.5).
(1.5)
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности (формула 1.6).
(1.6)
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий (формула 1.7).
(1.7)
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного и отчетного периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации рассчитывается по формулам 1.8, 1.9 [5].
; (1.8)

. (1.9)


Или по формулам 1.10, 1.11.
; (1.10)

; (1.11)
где, К1, К0 – рентабельность продукции отчетного и базисного периодов;

Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом определяется по формуле 1.12.
(1.12)
Влияние фактора изменения объема реализации рассчитывается методом цепных подстановок (формула 1.13) [5].
(1.13)
Соответственно влияние изменения себестоимости составит (формула 1.14)
(1.14)


Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом (формула 1.15)

(1.15)

Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Рассмотрим зависимость 1.16.
, (1.16)
где ЧПДС – чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия [25].

Показатели рентабельности предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей. По мнению Л.В. Прыкина, это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия [27].

Показатели рентабельности формируются следующим образом:

1) Показатель общей рентабельности является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.

Показатель показывает какую часть выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя. Показатель общей рентабельности определяется формулой 1.17.
, (1.17)
где Пдн – прибыль до налогообложения;

Вреал – выручка от реализации.

2) Рентабельность оборотных активов определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рентабельность оборотных активов рассчитывается по формуле 1.18.
, (1.18)
где ЧП – чистая прибыль;

ОА – среднегодовая стоимость оборотных активов.

3) Рентабельность производственных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к среднему значению суммы стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.

Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)). Рентабельность производственных фондов рассчитывается по формуле 1.19.
, (1.19)
где П – прибыль до налогообложения;

ПФ – среднегодовая стоимость производственных фондов.

4) Рентабельность активов предприятия определяется как отношение чистой прибыли ко всем активам предприятия (формула 1.20)
, (1.20)
где ЧП – чистая прибыль;

ВБ – валюта баланса.

5) Рентабельность финансовых вложений определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений (формула 1.21).
, (1.21)
где Пфв – прибыль предприятия от финансовых вложений за период;

ФВ – величина финансовых вложений

6) Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции (формула 1.22).


, (1.22)
где ВП – валовая прибыль;

СС – себестоимость продукции.

Период окупаемости собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет большое значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.

Период окупаемости собственного капитала рассчитывается по формуле 1.23.
, (1.23)
где СК – средняя стоимость собственного капитала;

ЧП – чистая прибыль.

Одним из способов анализа рентабельности является факторный анализ. Рассмотрим данный вид анализа рентабельности производства более подробно.

В связи с переходом экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о финансовом состоянии организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних – налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних – администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации [27].

Программа реформирования бухгалтерского учета, осуществляемая в Российской Федерации в настоящее время, направлена, с одной стороны, на то, чтобы сделать информацию, получаемую из бухгалтерской отчетности, наиболее емкой, всесторонней и в то же время более понятной, прозрачной и читаемой. В проведении такой реформы, в первую очередь, заинтересованы внешние пользователи. Внутри предприятия администрация может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников – бухгалтерской отчетности организации.

Заинтересованность акционеров-собственников организации в проведении такого реформирования очевидна. Во всем цивилизованном мире акционерный капитал имеет превалирующее значение для развития производства. Главное его преимущество заключается в способности аккумулировать на наиболее рентабельных участках экономики большие инвестиционные ресурсы, так как акционеры будут с большей охотой вкладывать свои сбережения в развивающиеся и доходные предприятия.

Имея на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее. Для точной оценки деятельности организации необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне оценить результаты хозяйственной деятельности организации [15].

В экономически развитых западных странах ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны целые комплексы оценки эффективности деятельности организации. В эту систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее [17].

Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. анализ должен охватывать все стороны экономического процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, влияющие на деятельность организации в той или иной степени.

С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней и внутренней среды.

Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.

При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований [22].

1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.

2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.

3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.

В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей [27].

1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели (формула 1.24).
P = N ─ Sps ─KP ─ YP , (1.24)


где P – прибыль от реализации продукции;

N – выручка от реализации;

Sps – производственная себестоимость реализованной продукции;

KP – коммерческие расходы;

YP – управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов (формула 1.25).
, (1.25)
где Ra – рентабельность активов;

Rп = P/N – рентабельность продаж;

FO = N/A – фондоотдача активов;

A – средняя стоимость активов организации за отчетный год.

3. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели.

4. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели.

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации (формула 1.26).
; Y = a × и × с, (1.26)


где N/CK – оборачиваемость собственного капитала организации;

CK/A – коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации;

CK – средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.

А теперь рассмотрим следующую модель рентабельности активов (формула 1.27).
(1.27)
где X = N/S – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;

Y = OA/A – доля оборотных активов в формировании активов;

Z = Q/OA – доля запасов в формировании оборотных активов;

L= S/Q – оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции. Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим образом (формулы 1.28, 1.29, 1.30, 1.31):
; (1.28)

; (1.29)

; (1.30)

, (1.31)
где Ri – влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).

Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Для более глубокого исследования влияния показателей устойчивости возьмем за исследуемый показатель рентабельность чистых активов. Показатель чистых активов определяется как разница суммы активов, принимаемых к расчету, и суммы обязательств, принимаемых к расчету. В данной статье мы не будем останавливаться на методике расчета показателя чистых активов, только заметим, что величина чистых активов организации по существу равняется реальному собственному капиталу, его динамика и абсолютное значение характеризует устойчивость финансового состояния организации, а для акционерных обществ является одним из основных показателей деятельности организации.

Произведем следующее моделирование показателя рентабельности чистых активов (формула 1.32).


(1.32)
где a = P/N – рентабельность продаж, данный коэффициент характеризует эффективность продаж организации. Этот показатель характеризует влияние ценовой политики и показателя объема продаж.

b = N/OA – оборачиваемость оборотных активов в оборотах, данный фактор показывает, сколько оборотов в течение отчетного года совершает оборотный капитал в процессе производственно-сбытовой и заготовительной деятельности.

c = OA/KO – данный фактор называется коэффициентом текущей ликвидности. Он характеризует платежеспособность организации при условии реализации всех запасов и возврата дебиторской задолженности.

d = KO/DZ – отношение краткосрочных обязательств организации к дебиторской задолженности. Данный коэффициент характеризует степень покрытия краткосрочных обязательств организации дебиторской задолженностью. Он характеризует финансовую устойчивость организации.

K = DZ/KZ – коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности. Этот фактор показывает степень покрытия кредиторской задолженности дебиторской. Он характеризует зависимость организации от кредиторов и дебиторов. Этот показатель также может служить оценкой защищенности организации от инфляции: чем меньше данный показатель, тем степень защиты больше.

l = KZ/ZK – коэффициент отношения кредиторской задолженности организации к заемному капиталу. Этот фактор характеризует структуру пассивов. Кредиторская задолженность – это не весь заемный капитал, хотя, как правило, она является главной его составляющей.

m = ZK/SA – коэффициент отношения заемного капитал к чистым активам организации. Этот фактор глобально характеризует финансовую устойчивость деятельности организации. Он показывает соотношение собственных и заемных источников финансирования деятельности организации.

Таким образом, мы получили семифакторную мультипликативную модель рентабельности чистых активов организации, состоящую из достаточно разносторонних и разнообразных факторов, характеризующих как степень использования активов организации, так и степень его финансовой устойчивости.

Полученную факторную модель можно решить как и в предыдущем примере, методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей.

На современном уровне развития производства и экономики не бывает случайных и продолжительных успехов. Если успех был достигнут случайно, на интуитивном уровне, то он не может быть продолжительным, так как найдутся люди, которые подойдут к проблеме с экономически правильным решением, и конкурентную борьбу выиграют они. Успех должен быть обоснован комплексным и всесторонним анализом хозяйственной деятельности организации, рациональным планированием, знанием и максимальным использованием своих преимуществ, скрытием своих недостатков.

Показатель рентабельности имеет математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие.

Комплексный анализ финансового состояния организации на этом не оканчивается и может быть продолжен анализом эффективности использования трудовых ресурсов, материальных ресурсов, основных средств. Детальная проработка по каждому из этих направлений позволит выявить конкретные механизмы влияния на конечный финансовый результат деятельности организации.

Анализ финансового состояния организации и выявление резервов ее дальнейшего устойчивого роста необходимо продолжать также анализом коэффициентов платежеспособности, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов, анализом кредиторской и дебиторской задолженности, анализом денежных потоков, анализом эффективности использования чистых активов, собственного капитала и т.д.

Таким образом, показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
1.3 Факторы, влияющие на повышение рентабельности работы предприятия
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:

– факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;

– факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства [30].

Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.

Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.

К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции [31].

Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, что проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения [32].

Абсолютные показатели рентабельности – это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.

Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.

В свою очередь, определение резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой – резервов снижения себестоимости продукции.

более детальный анализ рентабельности производства на примере ООО с учетом его организационно-экономических особенностей будет рассмотрен в следующей главе.


2. Оценка и анализ рентабельности производства
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «» было зарегистрировано постановлением Мэрии №235 от 01.09.1998 г. как общество с ограниченной ответственностью.

В ООО «» организационную основу юридического оформления составляют два основных документа:

– Учредительный договор, который подписывается всеми учредителями.

– Устав, который утверждается учредителями.

Учредители общества: два физических лица с равными долями в уставном капитале (размер доли каждого участника зафиксирован в учредительных документах).

ООО «», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предприятие также имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), эмблему, штампы, бланки и другие реквизиты.

ООО «» – производитель пластиковых окон, солнцезащитных жалюзи и алюминиевых фасадов для жилых домов, офисных зданий и торговых центров. Специализация компании складывается из трех частей: производство пластиковых окон и дополнительных элементов, продажа и установка. Кроме того, она осуществляет остекление балконов и лоджий, где оконные конструкции из пластика являются достойной заменой деревянным окнам.

ООО «» работает на рынке более десяти лет. За это время тысячи людей обратились к услугам фирмы. Многие из них стали постоянными клиентами.

Это достаточно стабильная, развивающаяся компания. Во главе ее стоят профессионалы – квалифицированные операторы, экономисты и менеджеры, получившие специальное образование и имеющие большой опыт работы.

Структура управления ООО «» имеет линейно-функциональный вид. Директору подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия. Функциональные подразделения осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процессами производства, освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов.

ООО «» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости в обеспечении производственного развития предприятия.

Конкурентными преимуществами компании являются:

1. Высокий уровень организации производства;

2. Многоступенчатая система контроля качества;

3. Высокий профессионализм всех работников;

4. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

Благодаря собственному производству окон из поливинилхлорида (ПВХ), использованию качественных стеклопакетов и импортной фурнитуры от ведущих западных производителей ООО «» предлагает наиболее конкурентные цены в Вологодской области. А большинство из фирм-конкурентов использует стратегию минимизации издержек для того, чтобы конечный продукт был как можно более дешёвый.

Конкуренция в этом сегменте рынка довольно высокая, фирм несколько десятков. С приходом финансового кризиса положение ещё более усложнилось. Специфика деятельности такова, что на результат одинаково сильно влияют как сам продукт, так и качество его установки. В таких условиях в выигрыше остаются стабильно работающие фирмы с хорошей репутацией.

На сегодняшний день пластиковые окна занимают около половины европейского оконного рынка. Характеристики современных пластиковых окон подтверждают – это самый оптимальный, современный и доступный способ поддержания и улучшения домашнего комфорта.

Для того чтобы проявились все преимущества пластиковых окон, большое значение имеет не только выбор профиля для производства стеклопакетов, но и качество установки.

Основные характеристики и преимущества пластиковых окон:

Теплоизоляция – одно из главных преимуществ пластиковых окон. Благодаря герметичности конструкции, высокому коэффициенту сопротивления теплопередаче профиля, а также энергосберегающим свойствам стеклопакета температура воздуха в помещении возрастет в среднем на 5 С.

Благодаря звукоизоляционным свойствам стеклопакета, установка пластиковых окон позволяет уменьшить уровень звукового давления до 26 Дб. Для сравнения: уровень шума в библиотеке составляет 30Дб.

При установке энергосберегающего стеклопакета пластиковые окна сокращают затраты энергии на обогрев помещений на 20–25% и продлевают ресурс отопительного оборудования. За счет этого пластиковые окна окупятся за 3 – 4 года.

У клиента есть возможность выбрать те окна ПВХ, комплектация которых отвечает его требованиям, при этом, не выходя за рамки бюджета.

Изготовление пластиковых окон – сложный технологический процесс. Современное оборудование позволяет выпускать высококачественные изделия с гарантией не менее 5 лет, отвечающие всем нормам мирового стандарта по доступным широкому кругу населения ценам, что также является важным фактором успеха предприятия и его конкурентоспособности. Компания предлагает проверенные временем, экологически чистые изделия.
2.2 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
Рассмотрим основные экономические показатели ООО «» (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Основные показатели работы ООО «», 2007–2009 гг.


№ п/п


Наименование


2007 год


2008 год


2009 год


Изменения


2008/2007


2009/2007


1


Выпуск продукции, тыс. руб.


2328


2596


2574


+268


+246


2


Выручка от продажи товаров и услуг, тыс. руб.


1758


2957


11373


+1199


+ 9615


3


Себестоимость, тыс. руб.


2450


2739


10658


+1199


+ 8208


4


Валовая прибыль, тыс. руб.


692


218


715


-474


+23


5


Рентабельность продаж, %


0,46


0,01


0,06


-0,45


-0,4


6


Рентабельность себестоимости, %


2,1


3,0


2,8


+0,9


+0,7


7


Чистая прибыль, тыс. руб.


818


37


76


-781


-742


8


Наличие основных средств, тыс. руб.


6128


7233


5852


+1105


-276


9


Фондоотдача, руб./руб.


6,2


6,4


6,1


+0,2


-0,01


10


Фондоемкость, руб./руб.


12,4


11,7


9,7


-0,7


-2,7


11


Производительность труда, тыс. руб.


4701


4815


5741


+114


+1040


12


Средняя заработная плата, тыс. руб.


10,2


12,1


11,8


+1,9


+1,6


13


ФОТ, тыс. руб.


550,8


670,1


630,2


+119,3


+79,4


14


Среднесписочная численность персонала, чел.


50


56


69


+6


+19





Данные таблицы 2.1 показывают, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом выручка от продаж и услуг предприятия увеличивается на 1199 тыс. руб., однако, наблюдается падение валовой прибыли на 474 тыс. руб. и чистой прибыли – на 781 тыс. руб. Данное падение происходит вследствие увеличения себестоимости продукции на 1199 тыс. руб.

Выпуск продукции в 2009 году увеличился на 246 тыс. руб., соответственно, произошло увеличение выручки от продажи товаров и услуг предприятия – в 2009 году на 9615 тыс. руб., себестоимость услуг увеличилась на 8208 тыс. руб., валовая прибыль на 23 тыс. руб.

В 2009 году произошло снижение чистой прибыли – на 742 тыс. руб., а также снижение основных средств предприятия – на 276 тыс. руб. Показатель рентабельности продаж в 2009 году по сравнению с 2007 годом снизился на 0,4%, что говорит о снижении темпов продаж на предприятии.

Среднесписочная численность персонала в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 19 человек, что связано с расширением производства.

Проведем анализ технико-экономических показателей деятельности ООО «» (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Основные средства, 2007–2009 гг. тыс. руб.


Показатель


2007 год


2008 год


2009 год


Изменения


2008/2007


2009/2007


Здания


389


389


389


-


-


Машины и оборудование


3448


4857


4212


+1409


+764


Транспортные средства


1559


1578


821


+19


-738


Производственный и хозяйственный инвентарь


385


338


312


+19


-73


Другие виды основных средств


343


71


118


-272


-225


Итого


6128


7233


5852


+1105


-276





Данные таблицы 2.2 показывают, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло значительное увеличение машин и оборудования на предприятии – на 1409 тыс. руб., что связано с вводом нового оборудования, транспортные средства и производственный инвентарь увеличились на 19 тыс. руб., другие виды средств снизились на 272 тыс. руб. В 2009 году, по сравнению с 2007 годом, произошло увеличение статьи «машины и оборудование» на 764 тыс. руб. Однако, снизилось количество транспортных средств на 738 тыс. руб. и производственного инвентаря на 73 тыс. руб.

Далее произведем анализ необходимых коэффициентов, характеризующих основные средства.

Для расчета коэффициента обновления и срока обновления используем формулы 2.1 и 2.2 соответственно [33].

(Кв.) определим по формуле 2.3.


(2.3)
Коэффициент прироста (Кпр.) рассчитаем по формуле 2.4.
(2.4)
В таблице 2.3 представим сводную характеристику основных средств за 2007–2009 гг.
Таблица 2.3. Сводная характеристика показателей движения основных средств


Показатель


2007 год


2008 год


2009 год


Изменения


2008/2007


2009/2007


Степень обновления


8,1


0,09


0,05


-8,01


-8,05


Срок обновления, лет


1,2


0,11


0,22


-1,09


-0,98


Коэффициент выбытия


0,01


0,06


0,96


0,05


0,95


Коэффициент прироста


7,9


0,15


0,04


─7,75


-7,86

Информация о работе Пути повышения рентабельности производства