Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа
Цель данной работы — изучение путей снижения издержек на производстве.
Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— дать понятие издержек;
— рассмотреть виды издержек;
— определить факторы, влияющие на снижение затрат;
— рассмотреть пути и методы снижения издержек.
Введение 3
1. Понятие и классификация издержек производства 5
1.1Понятие издержек производства 5
1.2 Классификация издержек 8
2. Анализ соотношения затрат и прибыли 11
2.1 Влияние издержек на прибыль 11
2.2 Факторы, влияющие на снижение затрат производства 17
3. Пути и методы снижения издержек производства 21
3.1 Пути снижения затрат 21
3.2 Методы снижения издержек 28
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.
Для ее вычисления
можно использовать три метода:
В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:
Выручка — переменные затраты — постоянные затраты = прибыль.
Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:
Исходя, из этого определяем, количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:
где Qкр — объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
Р — цена единицы продукции;
VС — удельные переменные затраты на единицу продукции;
FС — постоянные расходы.
Рассмотрим этот метод на условном примере. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 ден. ед., постоянные расходы составляют 70 000 ден. ед., удельные переменные расходы на единицу продукции — 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда
500 • Х - 300 • Х - 70 000 = О
200 • Х = 70 000
Х = 350
Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны.
Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:
350-500= 175 000 ден. ед.
CVP-анализ может быть использован, для определения, объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.
В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:
Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.
500 • Х = 300 • Х + 70 000 + 40 000
200-Х= 110000
X = 550
Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении
550 • 500 = 275 000 ден. ед.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.
Преобразование формулы (2.1.2) раскрывает связь объема продукции
и относительного маржинального дохода:
где d— относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/Р);
(1 - d) — относительная
маржинальная прибыль на
В нашем примере маржинальная прибыль на единицу составляет
500 - 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности равна 70 000 / 200 =350ед.
В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (см. рис.2.1.1).
По вертикали откладываются данные об издержках и доходе, по
горизонтали — количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:
1. Чтобы нанести на
график линию переменных
2. Чтобы нанести линию
постоянных расходов (ТС), отметим
на оси ординат точку,
Рис.2.1.1 График поведения затрат, прибыли и объема продаж
3. Чтобы нанести на график линию выручки (ТR), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 • 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д.
Критическая точка (точка перелома) образуется в месте пересечения линии выручки ОД и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.
Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.
Проекция точки К на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг). Проекция точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.
Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет сделать важные для предприятия выводы:
1. Предприятие может получить прибыль (выручка за минусом постоянных и переменных издержек) лишь при условии реализации продукции большего объема, чем критическая точка К.
2. Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (ГС) и кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.
3. Точка пересечения
кривой постоянных издержек (FC) и
кривой маржинального дохода
показывает тот объем производс
4. С повышением цен
на производимую продукцию
5. С увеличением постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается.
6. Сохранение безубыточного
объема производства при росте
переменных расходов возможно
при прочих равных условиях
за счет увеличения
При проведении CVP-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия.
В заключении подведём итог, что же такое CVP-анализ(анализ критической точки). Итак, СVP-анализ – взаимосвязь затрат, объёма производства и прибыли, позволяющая сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли. Так же анализ критической точки может быть использован для определения объёма реализации, необходимого для получения нужной величины прибыли. Так же нужно отметить, что CVP-анализ будет нагляден если построить комплексный график «затраты - объём производства - прибыль»
Факторы, влияющие на уровень снижения затрат, отражают совокупность частных причин (обстоятельств), обуславливающих изменение условий производства по направлениям их воздействия на производственный процесс с целью их снижения. Они связаны с экономией затрат по всем видам ресурсов (по всем статьям и элементам). Снижение затрат на продукцию (работ, услуг) необходимо для следующего:
- увеличение прибыли от реализации продукции, за счет которой предприниматель может развивать собственное производство, в большей степени стимулировать отдельных работников, выплачивать больший доход (дивиденд) акционерам и решать социальные задачи;
- повышение конкурентоспособности производимой продукции, за счет возможности установления более низкой договорной цены по сравнению со своими конкурентами;
- производство новой
продукции и внедрения
Снижение затрат на производство представляет собой единство двух сторон: факторов производства и экономических отношений. Основными направлениями снижения затрат в области производства являются:6
- технический прогресс;
- совершенствование организации
- использование эффективного сырья, материалов, машин и оборудования, технологических процессов;
Снижение затрат на продукцию, работы, услуги зависит от нескольких групп факторов: технологических, организационных и экономических.
Технологические факторы связаны с техникой и технологией производства. Они предусматривают:
Организационные факторы связаны с организацией производства и труда и их управлением и включают:
Экономические факторы состоят в повышении уровня управления и методов хозяйствования. Они включают:
Все факторы, влияющие на уровень снижения затрат можно подразделить по масштабам их действия:7 общегосударственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.
Общегосударственные связаны с
политикой правительства в
Внутриотраслевые факторы в условиях реформирования экономики играют незначительную роль и могут быть представлены процессом совершенствования нормативов системы цен на продукцию и в области планирования производственной деятельности, принятия ценовых и тарифных, трудовых (отраслевых) соглашений, регулирующих отдельные виды затрат. Вопросы специализации и кооперирования решаются самим предприятием.
Внутрипроизводственные
Классификация факторов, определяющих
экономические категории и