Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:44, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы для Республики Беларусь обусловлена тем, что с изучаемыми вопросами мы сталкиваемся постоянно, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь - это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально-культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь 5
2 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь 10
3 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь 18
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

мой.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                       3

1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь                 5

2 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь                    10                   

3 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь               18

Заключение                                                                                                                  25

Список использованных источников                                                                        26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека, и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни [1 с.202].

Из духа и смысла Конституции следует, что государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие.

Актуальность выбранной темы для Республики Беларусь обусловлена тем, что с изучаемыми вопросами мы сталкиваемся постоянно, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь - это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально-культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Государственная поддержка в этих важных сферах общества направлена на обеспечение населения государственными минимальными социальными стандартами, реализацию мер по укреплению их материально-технической базы, а также на повышение статуса их работников [2, с.283-285].

Итак, социальная защита, как часть социальной политики, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, смягчает негативные социальные явления, помогает населению адаптироваться к новым условиям, обеспечивает социальную ориентированность развития.

Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, основных направлений и путей совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть понятие социальной защиты;
    • определить основные направления социальной защиты;
    • определить и охарактеризовать механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь;
    • выявить пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь.

Предмет данной курсовой работы - социальная защита как одна из наиболее важных составляющих деятельности государства.

Объектом данной курсовой работы являются отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости населения.

Непосредственная цель производства в условиях рынка - получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей. Структура социальной защиты в рыночной экономике представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура и формы социальной защиты населения

Такая система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в переходной экономике делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение тем профессиям, которые пользуются спросом.

Рыночное распределение обуславливает необходимость защиты обществом таких социально уязвимых слоев населения, как пенсионеры, инвалиды, семьи, оставшиеся без кормильца, и т. д. Для них установлена единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно корректирует минимальный размер пенсий.

В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т. д.

В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали.

Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения наряду с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются и их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.

Рынок обусловливает потребность в получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитарное и техническое образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Здесь хотелось бы отметить, что средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели, - помощь детям и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями [3, с. 404-406].

Тем не менее, в процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и (или) долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. В этом случае социальная защита населения выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.

Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться как:

  • средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;
  • государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т. е. поддержка, имеющая целевой характер.

Объект социальной защиты - все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои - семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди [2, с.287-289].

Для определенных слоев и категорий населения со стороны государства существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Право выхода на пенсию, согласно белорусскому законодательству, имеют женщины начиная с 55 лет, а мужчины - с 60 лет. Для военнослужащих и лиц, работающих на вредных производствах, этот возраст еще ниже. Пенсия по возрасту зависит от стажа работы и уровня заработной платы. Закон предусматривает каждому пенсионеру выплату пенсии не ниже минимального уровня.

Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья. Пенсии выплачиваются из средств пенсионного фонда, образуемого за счет отчислений юридических лиц и частично государственного бюджета. В условиях рыночной экономики предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

Из средств государственного и местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются различные пособия и выплаты. Они могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно разовое предоставление социальной помощи.

Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых.

Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.

Официально зарегистрированным безработным государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается.

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени она оказывается бесплатно. В переходный период неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платежей и страховой медицины.

Государство призвано оказывать помощь жертвам противозаконных репрессий со стороны государства, жертвам войн, пострадавшим от катастроф, стихийных бедствий, аварий. В помощи нуждаются также инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредных производств, вынужденные переселенцы [4, с. 192-193].

Информация о работе Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь