Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:44, реферат
Актуальность выбранной темы для Республики Беларусь обусловлена тем, что с изучаемыми вопросами мы сталкиваемся постоянно, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь - это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально-культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.
Введение 3
1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь 5
2 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь 10
3 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь 18
Заключение 25
Список использованных источников 26
2 Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице [5, с. 125].
Механизмы социальной защиты включают:
· обязательное социальное страхование;
· добровольное дополнительное и личное социальное страхование;
· государственную социальную помощь через предоставление пособий, выплат и льгот социально уязвимым слоям населения;
· государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи, доступности образования, культурных и оздоровительных услуг, жилья;
· услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т. п.).
Существуют два основных механизма социальной защиты населения - обязательное социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование охватывает преимущественно занятое население (в этом его ограниченность), социальная помощь подразумевает услуги и выплаты и другим категориям населения. Только вместе эти два механизма могут обеспечить нормальное воспроизводство населения.
Кроме того, различия в социальном страховании и помощи связаны с учетом (страхование) и неучетом (помощь) социальных рисков, а также с различиями в источниках финансирования: для страхования это страховые взносы работодателей и работников, а для помощи - бюджетные ассигнования, получаемые в основном в результате налогообложения.
Рассмотрев две группы социальных выплат, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи, можно установить следующие различия между ними (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи
№ п./п. |
Социальное страхование |
Социальная помощь |
1 |
Осуществляется на основе государственных законодательных актов Республики Беларусь |
Осуществляется на основе, как государственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления |
2 |
Право лица основывается на участии в страховых взносах без учета нуждаемости |
Право лица основывается на уровне доходов, а также статусе соответствующих лиц |
3 |
Ограниченность форм и видов социальной помощи |
Разнообразие видов социальной помощи |
4 |
Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей и работников, имеющие обязательный характер |
Осуществляется из бюджетов всех уровней и собственных средств общественных организаций, в том числе благотворительных |
5 |
Размер устанавливается законодательными актами и увязывается с предшествующим уровнем оплаты труда |
Допускается определенная свобода в становлении размеров |
Социальное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер по профилактике, минимизации и компенсации отдельных видов социального риска. Социальное страхование распространяется на работников независимо от характера и длительности выполняемой работы, системы оплаты труда, а также от того, состоят они в штате предприятия или являются внештатными работниками.
Функции социального страхования таковы:
Социальное страхование основывается на предварительном выявлении и учете социальных рисков, при этом обеспечивается совместная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.
Например, риск безработицы связан с деятельностью трех субъектов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска и, следовательно, ответственности за него приходится на работника (он выбирает определенную профессию и имеет соответствующий уровень квалификации). Работодатель рискует при организации производства определенных товаров и услуг (может недостаточно обоснованно выбрать сферу деятельности и стратегию развития фирмы) и, наконец, государство должно также нести свою долю ответственности по риску, связанному с недостатками социально-экономической политики и законодательства.
Социальные риски (риск потери работником способности к труду из-за болезни и старости, несчастного случая и инвалидности и т. д.) обусловлены социальными условиями и не зависят от каждого отдельного человека. Каждый вид риска имеет свою природу и проявляется по-разному для различных групп населения, поэтому соответствующие им виды социального страхования имеют свою специфику и особую форму организации. Например, основная доля риска несчастного случая на производстве и ответственности за него ложится на работодателей.
Следует подчеркнуть, что социальное страхование подразумевает не только выплаты денежных компенсаций, но и предоставление определенных услуг по профилактике, лечению, реабилитации, причем именно профилактические меры зачастую определяют эффективность всей системы социальной защиты населения.
Классификация видов и форм организации социального страхования такова:
Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования. Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий населения и осуществляется за счет поступлений в бюджет.
Критерий выдачи пособий - оценка нуждаемости на основе учета уровня доходов и размеров собственности соответствующих лиц. Цель выдачи пособия - доведения уровня доходов лица до определенного обществом минимума. Разработка программ социальной помощи предполагает решение следующих задач:
Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Характеристика механизмов социальной защиты
Механизмы социальной защиты |
Формы и виды социальной защиты населения |
Источники финансирования |
Категории граждан |
Условия предоставления |
1. Социальное страхование 1.1 Государственное обязательное социальное страхование |
1.Социальные выплаты, в том числе: - пенсии (трудовые); - пособия по социальному страхованию -компенсационные выплаты |
Внебюджетные фонды в том числе: - Фонд социального страхования - Пенсионный фонд - Фонд обязательного медицинского страхования |
Застрахованные лица в соответствии с действующим законодательством |
Страхование по дифференцированным ставкам (страховой взнос) |
1.2 Добровольное социальное страхование |
2.Медицинские услуги и лечение пенсии (дополнительные), медицинские услуги и лечение |
Фонды добровольного социального страхования, негосударственные пенсионные фонды |
Застрахованные на добровольных основаниях |
Страхование в соответствии с договором |
2.Социальная помощь |
1.Социальные выплаты в том числе: - социальная пенсия; - пособие по малообеспеченности (нуждаемости) и другие пособия; - компенсационные выплаты; - льготы 2.Натуральная помощь 3.Социальные услуги на основе социального обслуживания |
Бюджеты всех уровней или средства общественных и благотворительных объединений (организаций) Средства организаций (работодателей) |
Лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и неспособные преодолеть ее самостоятельно |
Малообеспеченность (нуждаемость), заявительность |
3.Социальная поддержка |
Аналогично социальной помощи |
Бюджеты всех уровней, средства работодателей |
Трудоспособные лица |
Трудная жизненная ситуация |
В состав органов социальной защиты включаются:
Информация о работе Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь