Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:44, реферат
Актуальность выбранной темы для Республики Беларусь обусловлена тем, что с изучаемыми вопросами мы сталкиваемся постоянно, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь - это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально-культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.
Введение 3
1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь 5
2 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь 10
3 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь 18
Заключение 25
Список использованных источников 26
• сеть учреждений и предприятий социальной защиты и обслуживания населения различных организационно-правовых форм (социальные службы), а также научно-исследовательские и образовательные учреждения, занимающиеся научными разработками в сфере социальной защиты населения, и подготовке социальных работников. Наряду с юридическими лицами социальные услуги оказывают и предприниматели без образования юридического лица;
• органы управления социальной защитой населения, обеспечивающие полноценную деятельность организаций социальной защиты и социального обслуживания населения;
• органы финансирования социальной защиты населения, в качестве которых выступают государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования.
Центральное место в системе органов управления социальной защитой населения занимают государственные органы управления, среди которых, прежде всего, выделяются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах; наделены соответствующими компенсациями; имеют определенную структуру и управленческий персонал [2, с. 306-317].
Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и других проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.
Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси». Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», программа по проблемам пожилых людей и др.
Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).
Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.
Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности [6, с. 749].
3 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь
Целью социальной защиты в среднесрочной перспективе является недопущение снижения жизненного уровня населения, особенно наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей), чей совокупный доход ниже установленного бюджета прожиточного минимума.
Основные направления и задачи социальной защиты предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту [1, с. 232].
С учетом международного опыта государств с сильной социальной политикой можно выделить следующие направления совершенствования системы социальной защиты в Республике Беларусь:
Внедрение программ адресной результативно-ориентированной социальной помощи малоимущим.
Данные программы должны быть ориентированы на достижение устойчивых и измеримых результатов у получателей помощи за счет активизации их внутреннего потенциала и использования комплекса современных подходов (встречные обязательства клиентов и санкции за их нарушение, адресный характер помощи, индивидуальный подход к назначению помощи и дифференцированный размер денежных пособий и др.). Основным результатом таких программ должно быть появление у граждан возможности впоследствии жить независимо от выплат и услуг системы социального обслуживания.
Внедрение системы мониторинга и оценки результативности предоставления социальной помощи и социальных услуг.
Целью разработки и применения этой системы является переориентация существующей практики мониторинга в бюджетной сфере с процесса на результат, то есть положительные изменения у получателей помощи и услуг. При этом важно, чтобы данные мониторинга результативности не оставались лишь в отчетах, а активно использовались при принятии управленческих решений и, следовательно, повышали качество этих решений.
Система должна строиться, во-первых, на принципе обеспечения логической связи между собираемыми данными и управленческими решениями, находящимися в компетенции соответствующих органов социальной защиты населения. Во-вторых, - на определении ожидаемых результатов социальной помощи в реалистичном и измеримом виде и на основании потребностей той клиентской группы, для которой она оказывается. В-третьих, - на принципе максимально возможного совмещения достоверности, низкой ресурсоемкости и простоты использования в способах сбора информации. И, наконец, в-четвертых, - на принципе учета социальной помощи, которая оказывается на территории региона на внебюджетные средства.
Внедрение практики государственного социального заказа в систему социального обслуживания.
Государственный социальный заказ осуществляется в форме покупки социальных услуг и проектов: распорядитель бюджетных средств - заказчик (покупатель) услуг в пользу третьих лиц - потребителей услуг, как правило, на конкурсной основе осуществляет отбор наилучшего поставщика услуг на выполнение задания заказчика по лучшему соотношению цены и качества.
Ключевыми преимуществами внедрения государственного социального заказа в систему социального обслуживания являются:
· наличие четкого технического задания на оказание социальных услуг, которое включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у потребителей услуг) и рассчитанную максимальную стоимость оказания услуг;
· ответственность исполнителей заказа перед заказчиком в объеме, предусмотренном договором;
· выбор наиболее компетентного исполнителя за счет использования конкурсных механизмов размещения заказа;
· государственный заказ стимулирует возникновение конкурентной среды поставщиков социальных услуг, что ведет к повышению качества услуг и удовлетворенности клиентов услугами;
· достигается эффективное использование бюджетных средств за счет снижения закупочной стоимости услуг и возможности оценить результативность и эффективность предоставляемых услуг на основе технического задания на оказание социальных услуг.
Внедрение практики потребительских субсидий в форме социального сертификата (ваучера).
Социальный сертификат (ваучер) - документ на предъявителя, который потребитель получает от распорядителя бюджетных средств и может его обменять на конкретную услугу у поставщиков. Круг этих поставщиков может заранее определяться распорядителем бюджетных средств путем квалификационного отбора, но должен быть максимально широким для обеспечения удобства потребителей и конкуренции среди поставщиков. После оказания услуги поставщик по полученному от потребителя сертификату получает возмещение стоимости услуги от распорядителя бюджетных средств.
Социальные сертификаты позволяют:
· стимулировать у клиентской группы целевой спрос на ту или иную услугу;
· повысить удобство получения услуги для потребителей;
· создает мотивацию для поддержания и повышения качества услуг за счет появления конкурентных отношений среди поставщиков;
· предоставляет возможность контроля качества работы поставщика услуги со стороны органа власти, который выступает заказчиком услуги;
· максимально снижает коррупционные риски, так как поставщики услуг в конечном итоге конкурируют между собой не перед чиновниками, а перед самими потребителями услуг.
Создание правовых условия для обеспечения норм "поддерживающей занятости" или "защищенной занятости", которое будет регулировать трудовые отношения для людей с ограниченными возможностями, неконкурентоспособных на открытом рынке труда.
Сегодня предусмотрены налоговые льготы для предприятий, имеющих численность инвалидов более 50% от общего числа работников. Этот вид льгот стимулирует только специфические производства, ориентированные исключительно на инвалидов, но не стимулирует интегрирование инвалидов в обычные трудовые коллективы. Например, если в малом городе проживает 50 человек с ограниченными возможностями, то предприятие численностью в 150 человек никак не заинтересовано в их трудоустройстве. Даже если оно трудоустроит все 100% инвалидов данного города, оно не получит никаких налоговых преференций. Вместе с тем организация рабочего места для инвалида требует большего количества затрат от предприятия и производительность работы инвалида часто ниже, чем производительность здорового человека. Как результат, в Беларуси в настоящее время трудоустроено не более 20% инвалидов, которых насчитывается более 500 тыс.
Нужна государственная система стимулирования, которая бы была ориентирована на трудоустройство инвалидов вне зависимости от их доли в общей численности работников предприятия. Кроме этого, необходим особый налоговый статус для «социальных предприятий» (коммерческих предприятий, где численность инвалидов более 50% от общего числа работников), а также необходима государственная поддержка некоммерческих производственных мастерских для людей с тяжёлыми ограничениями, не дающих прибыли, но предполагающих труд как вид социальной адаптации и дополнительного источника трудовых доходов.
Создание благоприятных правовых условий для деятельности групп взаимопомощи и некоммерческих организаций, оказывающих социальную помощь населению.
Создание благоприятных правовых условий для деятельности социально-ответственного бизнеса и граждан, оказывающих благотворительную помощь организациям социального обслуживания.
Создание льготного режима налогообложения для некоммерческих организаций системы социального обслуживания, производящих социальные услуги.
Производство социальных услуг некоммерческими организациями не должно рассматриваться как предпринимательская деятельность и иметь особый статус налогообложения, с условием, что основной целью деятельности организации не будет являться извлечение прибыли; прибыль не будет распределяться между учредителями, членами, должностными лицами, членами органов управления, или наемными работниками, а направляться исключительно на развитие общедоступных социальных услуг.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи и стабилизации рождаемости намечается:
· совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
· развитие социального обслуживания семьи;
· содействие всем формам предпринимательской деятельности семей;
· совершенствование налоговой политики в интересах семьи;
· проведение ежегодного мониторинга социально-экономического потенциала семьи.
Размеры пособий будут увеличиваться в зависимости от среднедушевого бюджета прожиточного минимума.
Молодежная политика направлена на решение насущных проблем жизни молодежи - образование, занятость, улучшение жилищных условий, поддержку учащихся и студентов, воспитание патриотизма и добросовестного отношения к труду, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе экономики. Эта поддержка состоит в первую очередь в предоставлении молодому человеку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Значительным шагом в решении проблем молодежи станет повышение стипендий. Намечается расширить строительство жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов.
Развитие социально-культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.
Государственная поддержка в этих важных сферах общества направлена на обеспечение населения государственными минимальными социальными стандартами, реализацию мер по укреплению их материально-технической базы, а также на повышение статуса их работников [1, с. 233-234].
Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
Информация о работе Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь