Расчет и анализ основных макроэкономических показателей. Определение условий общего экономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы заключается в том, чтобы рассчитать и проанализировать взаимосвязи макроэкономических показателей и рассмот-реть условие достижения экономического равновесия.
Задачи работы: рассчитать макроэкономические показатели и опреде-лить взаимосвязь между ними; проанализировать макроэкономическое равно-весие на товарном рынке и его регулирование; рассмотреть модель IS-LM; изу-чить совместное макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….4
1 Расчёт макроэкономических показателей и определение взаимосвязи между ними…………………………………………………………………………………….5
1.1 Расчёт внутреннего валового продукта (ВВП) и других показателей сис-темы национальных счетов (СНС)…………………………………………………..5
1.2Влияние циклической безработицы на величину ВВП……………………………………………………………………………………13
1.3 Определение взаимосвязи между уровнем инфляции и безработи-цы………………………………………………………………………………………20
2 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирова-ние……………………………………………………………………………………..26
2.1 Определение равновесного уровня национального дохода(ВВП). Муль-типликатор автономных расходов………………………………………………..26
2.2 Макроэкономическая политика и её влияние на равновесие
товарного рынка………………………………………………………………………32
3 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежных рынках в закрытой и открытой экономике…………………………………………………………..39
3.1 Вывод кривых IS и LM и условие равновесия в модели IS – LM………..39
3.2 Макроэкономическая политика в модели IS – LM………………………..45
3.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике………………….46
Заключение………………………………………………………………………….48
Список использованных источников…………………………………………..49

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

 

                         Ca

 

 


                                                     Уd

Рисунок 2.2. Функции потребления

 

 

 

 S


 S


 

                                

 

 

 


                              Ca Yd


 

Рисунок 2.3. Функции сбережения от дохода

 

 

Практическая часть

Задача 2.1

Экономику страны характеризуют следующие  данные:

 

Таблица 2.1 Макроэкономические показатели

Показатели

млрд. руб.

1

2

Автономное потребление,Ca

100

Предельная склонность к потреблению, MPC

0,6

Автономные инвестиции, Ia

95

Государственные закупки  товаров и услуг, G

80

Автономные налоги, Ta

100

Ставка пропорционального налога, t

0,15

Трансферты ,TR

20


 

 

1.Рассчитаем равновесный уровень дохода по формуле:

        Y = С + I + G + Xn;

   Выразим C:

        C = Ca + MPC*Y = Ca+ MPC*(Y – Tа – Y*t + TR);

   и получаем:

        Y = Ca + MPC*(Y – Tа – Y*t + TR) + I + G;

Y = 100+ 0,6*(Y – 100 – Y*0,15 + 20) + 95+ 80

Y = 227 + 0,6Y – 0,09Y

0,49Y = 227

Y = 463,27 (млрд. руб.)

   Равновесный уровень доходов составляет 463,27 млрд.руб.

 

   2.Используя данные раздела 1, определим, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с равновесным.

         Y*=522,19(млрд.руб.)

         Y=463,27 (млрд.руб.)

   Так как 463,27<522,19 , следовательно, Y*>Y.

   Тогда:

         ∆Y = Y*-Y= 522,19- 463,27= 58,92(млрд. руб.), следовательно, в экономике существует рецессионный разрыв выпуска (дохода) (∆Y), который является следствием рецессионного разрыва расходов (∆ ). Для преодоления рецессионного разрыва необходимо будет увеличить совокупные планируемые расходы с Ep1 до Ep2 на величину ∆ Ep, что соответствует сдвигу кривой Ep1 ввверх до  Ep2. В результате этого равновесный доход увеличится на величину ∆Y и будет достигнут потенциальный уровень выпуска. Выразим и найдём рецессионный разрыв расходов из формулы:

∆Y=∆ ∙m,

где m= – мультипликатор автономных расходов.

       ∆ =

   Таким образом, рецессионный разрыв составляет 28,89.

   Найдем координаты точки пересечения с осью Е и изобразим на графике:

Y= Са+МРС∙(Y-T-Y∙t+TR)+I+G

   Y=100+0,6(0-100-0∙0,15+20)+95+80

Y=227  (Ep1)

      Ep2= 227 +28,89=225,89(см.приложение 1)

 

 

   3. Определим равновесные величины потребления и сбережения домашних хозяйств.

   Находим  величину равновесного потребления  по формуле: 

      С = Ca+МРС∙(Ye-T-Ye∙t+TR)

      С = 100+0,6∙(463,27*0,85-80)

      C=288,26 (млрд.руб)

   Находим  величину равновесного сбережения  по формуле:  

      S= -Ca+МРS∙(Ye-T-Ye∙t+TR)

      S= -100+0,4(0,85*463,26-80)=25,51(млрд.руб.)

   4.В связи с усилением экономической нестабильности предельная склонность к сбережению (MPS) домашних хозяйств увеличилась на 10. %  В результате получим:

MPS + MPC = 1

MPS = 1 – 0,6 = 0,4

   т.к. MPS увечилась на 10%, то MPS = 0,5 и MPC = 0,5                    

Y = 100 + 0,5∙ (Y – 100 – Y∙0,15 + 20) + 95+ 80

Y = 235 + 0,5Y – 0,075Y

0,575Y = 235

Y = 408,69 (млрд. руб.)

 

   Равновесный  уровень дохода уменьшился с 463,27 (млрд. руб.)  до 408,69 (млрд. руб.)

т.е. ∆Y =463,27–408,69 = 54,54 (млрд. руб.)

  

   Используя данные раздела 1, определим, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с новым равновесным.

         Y*=522,19(млрд.руб.)

         Y=408,69(млрд.руб.)

   Так как 522,19>408,69, следовательно, Y*>Y.

   Тогда:

          ∆Y = Y*- Y = 522,19-408,69= 70,02(млрд. руб.), следовательно, в экономике существует рецессионный разрыв выпуска (дохода), который является следствием рецессионного разрыва расходов (∆ ), то есть переизбытка совокупных расходов. Выразим и найдём рецессионный разрыв расходов из формулы:

∆Y=∆ ∙m,

m=

       ∆ =

Таким образом, рецессионный разрыв составляет 40,24.

Найдем координаты точки  пересечения с осью Е и изобразим  на графике:

Y= Са+МРС∙(Y-T-Y∙t+TR)+I+G

   Y=100+0,5(0-100-0∙0,15+20)+95+80

Y=235  (Ep1)

      Ep2= 235 +40,24=275,24

   (см. приложение 2)

 

 

2.2 Макроэкономическая политика и её влияние на равновесие

товарного рынка

 

   Фискальная политика представляет собой комплекс мер, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

   Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание  циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  1. стабильного экономического роста;
  2. полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  3. стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

   Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  1. государственные закупки;
  2. налоги;
  3. трансферты.

 

Наибольшее влияние  оказывает изменение государственных  закупок, т.к. они являются непосредственной частью совокупного спроса, т.е. оказывают  прямое воздействие; меньшее влияние оказывают налоги и трансферты, которые в совокупный спрос не входят, а воздействуют на него через изменение потребительских расходов и инвестиций.

   В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

  1. стимулирующую;
  2. сдерживающую.

   Стимулирующая фискальная политика применяется в фазе экономического спада, ее целью является сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы. Она направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов[6].

   Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), ее целью является сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение  инфляции. Она и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:   а) сокращение государственных закупок;  б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

   Кроме того, в зависимости от степени влияния государства фискальная политика может быть:

  1. дискреционной;
  2. автоматической (недискреционной).

   Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики

   Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных

(автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

К достоинствам фискальной политики можно отнести следующее:

  1. наличие эффекта мультипликатора.
  2. отсутствие внешнего лага(задержка по времени). Внешний лаг-период времени между принятием решения об изменении проводимой политики и появлением первых результатов ее изменения;
  3. наличие встроенных стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация происходит автоматически.

 

Недостатки фискальной политики:

  1. наличие эффекта вытеснения. Экономический смысл эффекта заключается в следующем: при увеличении гос.расходов и снижении налогов во время спада происходит увеличение доходов населения, что в свою очередь увеличивает спрос на деньги. Это приведет к росту процентной ставки и к оттоку средств из производственной сферы в финансовую, что тормозит производство;
  2. наличие внутреннего лага- это период времени между возникновение необходтмости изменения проводимой политики и принятием решений о её изменении;
  3. неопределенность.Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в подогрев;
  4. возникновение дефицита государственного бюджета.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения[6].

   С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг;
  • трансферты;  
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

   Основными источниками доходов государства являются:

- налоги (включая взносы  на социальное страхование);

- прибыль государственных  предприятий;

-  сеньораж (доход от  эмиссии денег);

  • доходы от приватизации.

   Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

  1. когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета
  2. когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован
  3. когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

 

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован  тремя способами:

  1. за счёт прямой эмиссии денег(центральный банк увеличивает денежную массу на величину дефицита);
  2. за счёт займа у населения своей страны(государство выпускает ценные бумаги, продает их населению и полученные средства использует для финансирования дефицита);
  3. за счёт займа у других стран или у международных финансовых организаций.

 

Различают структурный,  циклический и фактический бюджетный  дефицит.

Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку  при  буме Y > Y*.

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

Задача 2.2

   Используя данные пункта 2.1 текущего раздела, определим:

   1) Как правительство должно  изменить величину своих расходов  для достижения потенциального уровня ВВП.

Т.к. реальный уровень дохода ниже потенциального, то в экономике наблюдается рецессионный разрыв. Правительству необходимо сдерживать темпы роста ВВП путём увеличения своих расходов.

Информация о работе Расчет и анализ основных макроэкономических показателей. Определение условий общего экономического равновесия