Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:59, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в том, чтобы рассчитать и проанализировать взаимосвязи макроэкономических показателей и рассмот-реть условие достижения экономического равновесия.
Задачи работы: рассчитать макроэкономические показатели и опреде-лить взаимосвязь между ними; проанализировать макроэкономическое равно-весие на товарном рынке и его регулирование; рассмотреть модель IS-LM; изу-чить совместное макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках.
Введение……………………………………………………………………………….4
1 Расчёт макроэкономических показателей и определение взаимосвязи между ними…………………………………………………………………………………….5
1.1 Расчёт внутреннего валового продукта (ВВП) и других показателей сис-темы национальных счетов (СНС)…………………………………………………..5
1.2Влияние циклической безработицы на величину ВВП……………………………………………………………………………………13
1.3 Определение взаимосвязи между уровнем инфляции и безработи-цы………………………………………………………………………………………20
2 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирова-ние……………………………………………………………………………………..26
2.1 Определение равновесного уровня национального дохода(ВВП). Муль-типликатор автономных расходов………………………………………………..26
2.2 Макроэкономическая политика и её влияние на равновесие
товарного рынка………………………………………………………………………32
3 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежных рынках в закрытой и открытой экономике…………………………………………………………..39
3.1 Вывод кривых IS и LM и условие равновесия в модели IS – LM………..39
3.2 Макроэкономическая политика в модели IS – LM………………………..45
3.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике………………….46
Заключение………………………………………………………………………….48
Список использованных источников…………………………………………..49
Ca
Рисунок 2.2. Функции потребления
S
S
Ca Yd
Рисунок 2.3. Функции сбережения от дохода
Практическая часть
Задача 2.1
Экономику страны характеризуют следующие данные:
Таблица 2.1 Макроэкономические показатели
Показатели |
млрд. руб. |
1 |
2 |
Автономное потребление,Ca |
100 |
Предельная склонность к потреблению, MPC |
0,6 |
Автономные инвестиции, Ia |
95 |
Государственные закупки товаров и услуг, G |
80 |
Автономные налоги, Ta |
100 |
Ставка пропорционального налога, t |
0,15 |
Трансферты ,TR |
20 |
1.Рассчитаем равновесный уровень дохода по формуле:
Y = С + I + G + Xn;
Выразим C:
C = Ca + MPC*Y = Ca+ MPC*(Y – Tа – Y*t + TR);
и получаем:
Y = Ca + MPC*(Y – Tа – Y*t + TR) + I + G;
Y = 100+ 0,6*(Y – 100 – Y*0,15 + 20) + 95+ 80
Y = 227 + 0,6Y – 0,09Y
0,49Y = 227
Y = 463,27 (млрд. руб.)
Равновесный уровень доходов составляет 463,27 млрд.руб.
2.Используя данные раздела 1, определим, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с равновесным.
Y*=522,19(млрд.руб.)
Y=463,27 (млрд.руб.)
Так как 463,27<522,19 , следовательно, Y*>Y.
Тогда:
∆Y = Y*-Y= 522,19- 463,27= 58,92(млрд. руб.), следовательно, в экономике существует рецессионный разрыв выпуска (дохода) (∆Y), который является следствием рецессионного разрыва расходов (∆ ). Для преодоления рецессионного разрыва необходимо будет увеличить совокупные планируемые расходы с Ep1 до Ep2 на величину ∆ Ep, что соответствует сдвигу кривой Ep1 ввверх до Ep2. В результате этого равновесный доход увеличится на величину ∆Y и будет достигнут потенциальный уровень выпуска. Выразим и найдём рецессионный разрыв расходов из формулы:
∆Y=∆ ∙m,
где m= – мультипликатор автономных расходов.
∆ =
Таким образом, рецессионный разрыв составляет 28,89.
Найдем координаты точки пересечения с осью Е и изобразим на графике:
Y= Са+МРС∙(Y-T-Y∙t+TR)+I+G
Y=100+0,6(0-100-0∙0,15+20)+95+
Y=227 (Ep1)
Ep2= 227 +28,89=225,89(см.приложение 1)
3. Определим равновесные величины потребления и сбережения домашних хозяйств.
Находим
величину равновесного
С = Ca+МРС∙(Ye-T-Ye∙t+TR)
С = 100+0,6∙(463,27*0,85-80)
C=288,26 (млрд.руб)
Находим
величину равновесного
S= -Ca+МРS∙(Ye-T-Ye∙t+TR)
S= -100+0,4(0,85*463,26-80)=25,
4.В связи с усилением экономической нестабильности предельная склонность к сбережению (MPS) домашних хозяйств увеличилась на 10. % В результате получим:
MPS + MPC = 1
MPS = 1 – 0,6 = 0,4
т.к. MPS увечилась на 10%, то MPS = 0,5 и MPC = 0,5
Y = 100 + 0,5∙ (Y – 100 – Y∙0,15 + 20) + 95+ 80
Y = 235 + 0,5Y – 0,075Y
0,575Y = 235
Y = 408,69 (млрд. руб.)
Равновесный уровень дохода уменьшился с 463,27 (млрд. руб.) до 408,69 (млрд. руб.)
т.е. ∆Y =463,27–408,69 = 54,54 (млрд. руб.)
Используя данные раздела 1, определим, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с новым равновесным.
Y*=522,19(млрд.руб.)
Y=408,69(млрд.руб.)
Так как 522,19>408,69, следовательно, Y*>Y.
Тогда:
∆Y = Y*- Y = 522,19-408,69= 70,02(млрд. руб.), следовательно, в экономике существует рецессионный разрыв выпуска (дохода), который является следствием рецессионного разрыва расходов (∆ ), то есть переизбытка совокупных расходов. Выразим и найдём рецессионный разрыв расходов из формулы:
∆Y=∆ ∙m,
m=
∆ =
Таким образом, рецессионный разрыв составляет 40,24.
Найдем координаты точки пересечения с осью Е и изобразим на графике:
Y= Са+МРС∙(Y-T-Y∙t+TR)+I+G
Y=100+0,5(0-100-0∙0,15+20)+95+
Y=235 (Ep1)
Ep2= 235 +40,24=275,24
(см. приложение 2)
2.2 Макроэкономическая политика и её влияние на равновесие
товарного рынка
Фискальная политика представляет собой комплекс мер, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.
Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
Наибольшее влияние
оказывает изменение
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
Стимулирующая фискальная политика применяется в фазе экономического спада, ее целью является сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы. Она направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов[6].
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), ее целью является сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции. Она и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Кроме того, в зависимости от степени влияния государства фискальная политика может быть:
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных
(автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.
К достоинствам фискальной политики можно отнести следующее:
Недостатки фискальной политики:
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения[6].
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
- государственные закупки товаров и услуг;
- трансферты;
- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Основными источниками доходов государства являются:
- налоги (включая взносы на социальное страхование);
- прибыль государственных предприятий;
- сеньораж (доход от эмиссии денег);
- доходы от приватизации.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
- когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета
- когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован
- когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:
Различают структурный,
циклический и фактический
Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*.
Практическая часть
Задача 2.2
Используя данные пункта 2.1 текущего раздела, определим:
1) Как правительство должно
изменить величину своих
Т.к. реальный уровень дохода ниже потенциального, то в экономике наблюдается рецессионный разрыв. Правительству необходимо сдерживать темпы роста ВВП путём увеличения своих расходов.