Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа
Первая глава курсовой работы посвящена изучению конкурентоспособности отечественного кинематографа: проанализировано современное состояние киноиндустрии России, выявлены факторы, влияющие на ее конкурентоспособность и предложены пути повышения конкурентоспособности отечественного кинематографа. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. В современной ситуации рыночная конкуренция проникла во все сферы жизни общества, в том числе и в социально-культурную.
Введение……………………………………….…………………………………..3
Глава 1. Пути повышения конкурентоспособности отечественного кинематографа…………………………………………………………………….4
1.1. Современное состояние киноиндустрии России…………………………4
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность российского кинематографа…………………………………………………………………...7
1.3. Пути повышения конкуретноспособности киноотрасли Рф………..….12
Глава 2. Расчет основных экономических показателей деятельности кинозрелищного предприятия…………………………………………………..16
2.1. Исходные данные………………………………………………………….16
2.2. Штатное расписание……………………………………………………....16
2.3. Основные показатели экономической деятельности кинотеатра……...18
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………21
В-четвертых, у большинства современных российских картин существует более зрелищный, интересный, качественный американский аналог. То есть российский коммерческий кинематограф страдает вторичностью.
Недавно возникшая мода на создание ремейков обернулась не столько реализацией возможности переосмыслить известные сюжеты, по-новому интерпретировать знакомые драматургические коллизии, сколько использованием созданных ещё в советском кинематографе образов для рекламного привлечения аудитории. Ярким примером подобного подхода стала картина «Ирония судьбы-2. Продолжение».
Процесс постоянного копирования уже проверенных на рынке зрительских предпочтений образцов ведёт к потере отечественным кинематографом собственного национального лица, тех особенностей, которые стимулируют общественный интерес, формируют ожидание, интригуют публику.
В-пятых, большинство российских кинофильмов отличает низкое качество художественного воплощения. Речь идёт о таких параметрах картины, как сценарий, диалоги, художественное оформление декораций, костюмов, освещение в кадре, построение мизансцены, качество монтажа, его целесообразность, точность в подборе актёров, их работа на площадке, авторская стратегия повествования и др.
Среди причин низкой конкурентоспособности отечественного кинематографа можно выделить также отсутствие подготовленных кадров (количество профильных ВУЗов в России ничтожно не только по сравнению с Америкой, но и в масштабах территории, которую занимает наша страна); «утечку кадров» в Голливуд (ярким примером может служить «переезд» Тимура Бекмамбетова в «ХХ век Фокс»); недостаток киностудий, оснащенных современным оборудованием (по данным Movie Research, при таком росте объемов кинопроизводства к 2020 году в стране должно быть не менее 300 съемочных павильонов, а сейчас их около 60) и другие.
Отдельно необходимо отметить малую заинтересованность авторов картин в высоком качестве и зрительском успехе их работ. Поскольку современные рекламные технологии позволяют «продать» практически любой продукт, основной целью продюсеров становится заинтересовать государственные органы ради получения финансирования. Кроме этого, производители стремятся заключить выгодный контракт с фирмой-прокатчиком, позволяющий собрать наибольшую прибыль после первой недели проката картины в кинотеатрах и продажи её на телеканал.
Все перечисленные выше
причины в комплексе оказывают
негативное влияние на конкурентоспособность
отечественных фильмов в
Приоритет экономической эффективности всё заметнее вытесняет из поля деловых интересов основных кинопроизводственных и кинопрокатных компаний критерии художественной и смысловой полноценности фильмов. Их место занимает зрелищность, увлекательность, доступность.
Постепенно изменяется и статус кинематографа как вида проведения досуга. В силу того, что значительная часть залов находится в торговых комплексах, кинопросмотр превращается из культурно-познавательного мероприятия в составляющую процесса потребления.
В заключение следует отметить, что сложившееся в последнее десятилетие положение может быть обусловлено двумя основными причинами: отсутствием системного подхода в вопросах планирования и реализации государственной культурной политики и явлением бесконтрольной меркантилизации той области культуры, в которой происходит формирование и циркуляция смыслов.
1.3. Пути повышения конкурентоспособности киноотрасли РФ
В настоящее время Правительство и Министерство культуры РФ уже применяют меры по развитию киноотрасли, и главная из них – поддержка кинематографа путем государственного финансирования.
Всего две страны в мире снимают кино без государственной поддержки: Америка и Индия. У Голливуда есть весь мировой кинотеатральный рынок для проката своих фильмов. То есть в кинотеатрах всего мира, за исключением нескольких стран (Индия, Китай, Франция и др.), 80% от всего бокса собирает американское кино, и американский рынок составляет около 39 тыс. кинозалов – очевидно, что у американских продюсеров есть на что развивать свой кинематограф и на что снимать кино. Поэтому, если правительство каждой страны не будет поддерживать свой кинематограф, его просто заместит американский. Задача государства – создать условия для развития отечественного кинематографа и защитить его интересы административными, законодательными, экономическими и поддерживающими методами. [8]
Законодательное регулирование в этой сфере культуры в России осуществляется посредством федерального закона "О государственной поддержке кинематографии РФ", который призван стимулировать создание новых российских фильмов. В 2013 году доля отечественных фильмов в прокате в российских кинотеатрах должна составлять не менее 20%, а начиная с 2014-го – определяться государством [1]. Так как современное русское кино не может конкурировать с киноиндустрией запада, законопроект предлагает меры, призванные, по убеждению его авторов, развивать кинопроизводство в России.
У отечественного кино есть только одно конкурентное преимущество – рожденные в России имеют потребность смотреть отечественный продукт. Это преимущество имеет, однако, свои пределы. По оценкам экспертов, для идеальной ситуации доля отечественного кино в показе может составлять 30–35%. Но это произойдет не ранее, чем лет через 5–10, при условии, что будет создана система, в которой все ее элементы – образование, кадры, производственная база, государственная политика и т.д. – будут гармонично работать. Сейчас же отечественная киноиндустрия напрямую конкурирует с голливудской продукцией, и в этой борьбе доля в 15,5%, которую заняло отечественное кино в 2012 году, – вполне приемлемый результат. Задача господдержки – ни в коем случае не снижать существующий показатель, а постепенно его наращивать.
Однако данный законопроект может не только не повысить конкурентоспособность отечественного кинематографа, но и привести к ее ослаблению. В подобной ситуации возникает риск получить массу фильмов со слабыми сценариями, слабой режиссерской работой, так как многих кинематографистов эти меры могут расслабить, а государственные деньги могут снизить заинтересованность продюсеров в прокате.
Несмотря на уже принятые меры Правительства РФ по развитию отрасли, представляется нецелесообразным просто «накачивать» киносферу финансами. На основании аналаза современного состояния киноиндустрии РФ и ее основных проблем предлагаются следующие меры по поддержке киноиндустрии России.
1. Важно поддерживать не только производство фильмов, но и инфраструктуру кинематографа. Важна подготовка молодых кадров. Речь идет не только об актерах, сценаристах, режиссерах и операторах, но так же и об инженерах и менеджерах.
2. Немаловажно привлечение негосударственных источников финансирования. Инвестиции в кино можно сравнить с венчурными: они очень рискованны — из 10 проинвестированных проектов зарабатывает один или два, и их прибыль должна покрывать расходы по всем оставшимся проектам. В мире уже все придумано, существуют специальные компании и фонды, работающие с продюсерами. Развитие киноиндустрии в нашей стране возможно лишь в том случае, если она приобретет формы, существующие во всем мире, и в частности - станет надежным объектом инвестиций. В настоящий момент в кино сложно инвестировать, так как не существует никаких гарантий, что фильм будет завершен. С этой целью кинокомпания RWS совместно с Фондом поддержки кинематографии будет разрабатывать механизм введения так называемых completion bonds, то есть гарантий завершения съемок, которые дадут инвесторам возможность спокойно заходить в индустрию.
3. Важно расширить понятие национального фильма и избавить кинематограф от зависимости от государственных средств. Важно создать кино, которое будет само привлекать финансирование. В этом случае необходима правительственная пропаганда отечественных фильмов и ограничение проектов, чьи сюжеты чересчур сходны с западными.
4. Необходимо повышение конкурентоспособности за рубежом, развитие копродукции, т.е. совместного производства как минимум двух стран, которые вовлечены в процесс изготовления и финансирования фильма. Фильм, созданный в копродукции, сразу же становится конкурентоспособным на всех рынках, которые участвовали в его создании. Примером удачной продукции служит фильм «Монгол», который, в принципе, получил сразу доступ не только на европейский и азиатский рынки, но и на американский рынок, у него достаточно большой потенциал по прокату. Таких фильмов должно появляться как можно больше. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо выделять фиксированную сумму финансирования именно на копродукцию при распределении господдержки на производство фильмов.
5. Развитие науки и техники поможет повысить конкурентоспособность российских фильмов, а так же снизит необходимость приобретать кинооборудование и спецэффекты за рубежом. Также это может помочь в борьбе с пиратством, поскольку зритель будет готов отдать деньги за качественную картинку и звук вместо того, чтобы посмотреть фильм в Интернете.
6. Необходима поддержка
отечественного авторского
Таким образом, данные меры
смогут увеличить
Основным преимуществом России можно назвать достаточно богатое прошлое – в советское время Россия имела одну из самых развитых киноинфраструктур в мире, а картины, снятые в то время, получили высокую оценку мирового киносообщества и отнесены к «шедеврам» мирового кино. Это свидетельствует о наличии потенциала у отечественного кинопроизводства, достаточно высоким уровнем подготовки кадров, ростом числа молодых талантливых сценаристов, режиссеров и операторов. Все эти факторы должны быть учтены при разработке мер государственной порддержки отечественной кинематографии.
Глава 2. Расчет основных экономических показателей деятельности кинозрелищного предприятия
2.1. Исходные данные
Исходные данные приведены в табл. 2.1.
Табл. 2.1
Исходные данные
Наименование показателя |
Значение |
Количество рабочих дней в году |
336 |
Среднее кол-во киносеансов в день |
5,5 |
Коммерческая вместимость КЗП |
415 |
Средний процент загрузки зрительного зала |
53 |
Средняя цена кинобилета, руб. |
200 |
Средний процент прокатных отчислений за пользование фильмокопиями (прокатной платы) |
50 |
Удельный вес расходов на оплату труда с начислениями в структуре эксплуатационных расходов КЗП, в %-х |
43 |
Удельный вес прибыли от дополнительной деятельности в структуре основных доходов, в %-х |
15 |
Расчетная ставка налога на прибыль |
20 |
2.2. Штатное расписание
Штатное расписание кинотеатра приведено в табл. 2.2.
Табл. 2.2
Штатное расписание
№ п./п. |
Наименование должности |
Кол-во штатных единиц |
1 |
2 |
3 |
Административно-управленческий персонал | ||
1 |
Генеральный директор |
1 |
2 |
Главный администратор |
1 |
3 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
2 |
3 |
Производственно-технический и обслуживающий персонал | ||
1. Кассовый отдел | ||
4 |
Кассир |
5 |
2. Технический отдел | ||
5 |
Главный инженер |
1 |
6 |
Киномеханик |
2 |
3. Хозяйственный отдел | ||
7 |
Заведующий хозяйством |
1 |
8 |
Уборщик |
3 |
4. Отдел контроля и охраны | ||
9 |
Контролер |
3 |
10 |
Охранник |
4 |
Размер окладов и фонда заработной платы приводится в табл. 2.3.
Табл.2.3
Фонд оплаты труда (в руб.)
Должность |
Кол-во штат. един. |
Месячный оклад |
Годовой фонд з/п |
Премии, надбавки (15% от ФЗП) |
Начисле-ния на з/п (43% от ФЗП+ премий) |
Итого |
1. Ген. директор |
1 |
15 200 |
182 400 |
27360 |
90196,8 |
299 957 |
2. Главный администратор |
1 |
7 400 |
88 800 |
13320 |
43911,6 |
146 032 |
3. Главный бухгалтер |
1 |
13 100 |
157 200 |
23580 |
77735,4 |
258 515 |
4. Кассир |
5 |
5 000 |
300 000 |
45000 |
148350 |
493 350 |
5. Главный инженер |
1 |
12 200 |
146 400 |
21960 |
72394,8 |
240 755 |
6. Киномеханик |
2 |
9 700 |
232 800 |
34920 |
115119,6 |
382 840 |
7. Заведующий хозяйством |
1 |
5 500 |
66 000 |
9900 |
32637 |
108 537 |
8. Уборщик |
3 |
4 700 |
169 200 |
25380 |
83669,4 |
278 249 |
9. Контролер |
3 |
5 200 |
187 200 |
28080 |
92570,4 |
307 850 |
10. Охранник |
4 |
5 400 |
259 200 |
38880 |
128174,4 |
426 254 |
Всего: |
22 |
149 100 |
1 789 200 |
268380 |
884759,4 |
2 942 339 |