Расходы на реализацию и оценка их влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Расходы на реализацию товаров - это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Расходы на реализацию представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность и характеристика расходов на реализацию товаров……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и классификация расходов на реализацию товаров……………
1.2 Цели, задачи и принципы учета расходов на реализацию товаров……..
2 Аналаз хозяйственно- финансовой деятельности «Слуцкого райпо»………
2.1 Краткая экономическая характеристика «Слуцкого райпо»……………..
2.2 Анализ расходов на реализацию товаров «Слуцкого райпо»…………….
3. Влияние расходов на реализацию на конечные результаты хозяйственной деятельности « Слуцкого райпо»……………………………………………….
3.1 Анализ влияния расходов на реализацию товаров на прибыль и рентабельность «Слуцкого райпо»…………………………………………….
3.2 Пути оптимизации и снижения расходов на реализацию товаров в «Слуцком райпо»……………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Расходы на реализацию.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

Наименование показателя

Ед.

измер.

2009 г.

2010 г.

Отклонение, (+/-)

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

млн р.

245593

136483

-109110

55,6

Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки

млн р.

34991

20432

-14559

58,4

в % к объему выручки

%

14,248

14,970

0,723

х

Выручка от реализации (за минусом налогов и сборов, уплачиваемых из нее)

млн р.

210602

116051

-94551

55,1

Себестоимость реализованной продукции,  работ, услуг

млн р.

190861

111717

-79144

58,5

в % к объему выручки

%

77,714

81,854

4,140

х

Расходы на реализацию

млн р.

420

387

-33

92,1

в % к объему выручки

%

0,171

0,284

0,113

х

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг

млн р.

19321

3947

-15374

20,4

в % к объему выручки

%

7,867

2,892

-4,975

х

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг

%

10,123

3,533

-6,590

х

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

млн р.

263

469

206

178,3

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

млн р.

-3440

-2367

1073

68,8

Прибыль за отчетный период

млн р.

16144

2049

-14095

12,7

Налог на прибыль и другие платежи из прибыли

млн р.

5961

2046

-3915

34,3

Чистая прибыль

млн р.

10183

3

-10180

-

Среднесписочная численность работников

чел.

1685

1615

-70

95,8

Среднемесячная заработная плата

тыс. руб.

1230

1565

335

127,2

Фонд заработной платы

млн р.

24871

30330

5459

121,9

в % к объему выручки

%

10,127

22,223

12,096

х

Чистая прибыль на одного работника

млн р.

6,0

-

-6,0

-

Производительность труда

млн р.

145,8

84,5

-61,2

58,0


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Данные таблицы 1 позволяют проследить следующие тенденции в развитии предприятия. Так, по итогам 2010 г. предприятием получена выручка от реализации продукции, работ, услуг в объеме 136483 млн р., что стало ниже показателя предыдущего года на 109110 млн р., или на 44,4%. Ухудшение результата производственно-сбытовой деятельности предприятия в рассматриваемом периоде было обусловлено резким снижением спроса на продукцию предприятия со стороны основных потребителей, финансовое положение которых в 2010 г. сильно ухудшилось в связи с влиянием последствий кризисных явлений в экономике Республики Беларусь.

С отрицательной стороны характеризуется рост налоговой нагрузки на выручку, которая в рассматриваемый период возросла на 0,723 процентных пункта, с 14,248% в 2009 г. до 14,970% в 2010 г.

Ухудшение произошло также в связи с ростом уровня себестоимости реализованной продукции на 4,140 процентных пункта, с 77,714% в 2009 г. до 81,854% в 2010 г., а также уровня расходов на реализацию – на 0,113 процентных пункта, с 0,171% в 2009 г. до 0,284% в 2010 г.

В совокупности вышеуказанные факторы оказали отрицательное влияние на формирование прибыли от реализации продукции предприятия, объем которой по результатам 2010 г. составил 3947 млн р. и снизился по отношению к результату предыдущего года на 15374 млн р., или на 79,4%.

В результате произошло снижение показателей рентабельности продаж и реализованной продукции на 4,975 и 6,590 процентных пункта соответственно.

С учетом результатов операционной и внереализационной деятельности предприятие в 2010 г. сформировало прибыль отчетного периода в размере 2049 млн р., что стало ниже показателя предыдущего года на 14095 млн р., или на 87,3%.

Размер чистой прибыли в 2010 г., оставшейся в распоряжении предприятия, составил 3 млн р. против 10183 млн р. в 2009 г.

В рассматриваемый период предприятие проводило политику снижения численности работников. Так, за 2009-2010 г. среднесписочная численность работников предприятия снизилась на 70 чел. и составила 1615 чел.

Недостаточная загруженность производства в 2010 г. не позволила повысить уровень производительности труда работников предприятия, который снизился в рассматриваемый период на 61,2 млн р., или на 42,0%. В то же время доведенные «сверху» показатели по росту среднемесячной заработной платы в промышленности обусловили значительный ее рост по предприятию в 2010 г. – 27,2%. В результате сложилась негативная тенденция опережения темпов роста заработной платы (127,2%) над темпами роста производительности труда (58,0%), что характеризует крайне неэффективное использование трудовых ресурсов на предприятии.

В качестве вывода стоит обратить внимание на следующее. В рассматриваемый период предприятие значительно ухудшило свои финансово-экономические показатели по выручке, прибыли от реализации, прибыли отчетного периода, чистой прибыли и др. Главным фактором, оказавшим негативное влияние на формирование конечного финансового результата – прибыли, стали кризисные явления в экономике Республики Беларусь и, как следствие, снижение спроса на производимую предприятием продукцию со стороны потребителей.

 

 

 

Целью анализа расходов на реализацию является оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов - непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли.

Для достижения указанной цели необходимо:

1. Оценить величину расходов  организации в сумме и в  процентах к товарообороту за  отчетный период, в динамике, по  сравнению с другими организациями (особенно конкурентами) и с показателями  расходов на реализацию по  торговле в регионе и в целом  по отрасли.

2. Изучить расходы по отдельным  статьям в сумме и в процентах  к товарообороту, установить их  долю (оценить структуру) в совокупных  расходах за отчетный период  и тенденции изменения этой  доли в динамике.

3. Исследовать влияние основных  факторов на изменения расходов  на реализацию отчетного периода  в динамике и оценить воздействие  затрат на конечные результаты.

4. Выявить резервы экономии по  отдельным статьям расходов и  определить меры по их использованию  в текущей деятельности в предстоящем  периоде.

Вопросы анализа и планирования издержек обращения торгового предприятия в условиях рыночной конкуренции приобретают особую актуальность и практическую значимость. Кроме того, действующие методические подходы к экономическому анализу и планированию текущих затрат в торговле в силу наличия объективных и субъективных причин требуют адаптации к требованиям рыночной экономики.

 

При проведении анализа в качестве источника информации об издержках в сфере товарного обращения следует использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности, материалы текущего учета, первичные документы, плановые показатели расходов и их расчеты, различные нормативы (нормы естественной убыли, ставки арендной платы, тарифы за транспортные услуги), внеучетные источники информации и личных наблюдений. Основной отчетный источник анализа издержек обращения - квартальные и годовой "Отчеты о расходах на реализацию" (форма № 3), в которой показываются фактические суммы расходов по отдельным отраслям и в целом по торговому предприятию. Месячные данные об издержках обращения (в целом по торговому предприятию, по отдельным статьям расходов и хозрасчетным подразделениям) можно получить из регистров аналитического их учета и машинограмм. Для изучения причин отклонений от плана и в динамике по издержкам обращения используют данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и другие), материалы обследований, личных наблюдений. К первичным документам приходится обращаться и в тех случаях, когда необходимо установить ответственных за допущенный перерасход и понесенные потери и убытки.

Первым этапом анализа издержек обращения розничного торгового предприятия является их анализ по общему уровню, в процессе чего устанавливают:

· соответствие фактического уровня расходов разработанному плану;

· динамику издержек обращения за ряд периодов и основные тенденции их изменения;

· факторы, оказавшие влияние на изменение уровня затрат в динамике и по сравнению с планом.

Анализ издержек обращения торговых предприятий начинают с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых периодов с помощью методов сравнения, корректированных чисел, цепных подстановок. Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход) издержек обращения. Отклонение по уровню издержек обращения от плана или от данных прошлых периодов называется размером снижения или повышения их уровня. Отношение размера снижения или повышения уровня издержек обращения к базисному уровню, выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному (плановому или фактическому уровню за прошлый месяц), если последний принять за 100%.

На практике по размеру снижения (повышения) уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии или перерасхода и дают оценку соблюдению сметы торговых расходов. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер снижения (повышения) уровня издержек обращения и делением полученного итога на 100.

Для оценки издержек обращения следует применять также показатель затратоотдачи, определяемый отношением товарооборота к сумме издержек.

Анализ издержек обращения за год дополняют их изучением по кварталам и месяцам. Такой анализ помогает полнее выявить и мобилизовать резервы сокращения торговых расходов.

Далее переходят к анализу состава и структуры издержек обращения, соблюдения сметы в разрезе отдельных статей расходов. Причем оценку выполнения плана и динамики статей издержек обращения, сумма которых находится в прямой зависимости от изменения товарооборота (их называют переменными расходами), следует давать по их уровню. Статьи издержек обращения, сумма которых не находится в пропорциональной зависимости от степени выполнения плана и динамики товарооборота (условно-постоянные расходы) изучают прежде всего по абсолютным данным. Такое постатейное ознакомление с выполнением плана и динамикой расходов покажет, на какие статьи издержек обращения следует обратить особое внимание. В первую очередь должны изучаться статьи издержек обращения, которые занимают основное место в торговых расходах, особенно по которым допущен перерасход.

Издержки обращения должны изучаться в увязке с другими показателями деятельности предприятия, и, в частности, объемом деятельности, конечными финансовыми результатами.

В процессе анализа издержек обращения необходимо сопоставить их с валовыми доходами, прибылью, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Такой анализ затрат позволяет разработать мероприятия по эффективному использованию ресурсов организаций и предприятий.

Анализ издержек обращения предполагает изучение не только фактических затрат, но и прогнозируемых на предстоящий период. Оценка эффективности системы планов осуществляется на основе таких показателей как рентабельность издержек обращения, рентабельность примененных ресурсов, затратоотдача, доля издержек обращения в валовых доходах, а также на основе соотношения таких показателей: Iп > Iпт> Iфв> Iзп , где Iп - индекс роста чистой продукции, Iпт - индекс роста производительности труда, Iфв - индекс роста фондовооруженности основными и оборотными средствами, Iзп - индекс роста затрат на оплату труда.

В системе анализа издержек обращения возможны определенные дополнения, расширяющие информативность и его управленческую значимость. Возможно использовать детерминированный подход для осуществления факторного анализа. Тогда общепринятый показатель уровня издержек обращения в торговле можно выразить следующим образом:

= х х, (3.1)

где И - сумма издержек обращения за анализируемый период;

В - объем розничного товарооборота;

ВД - валовый доход без налога на добавленную стоимость;

П - прибыль от торговой деятельности.

Взаимосвязь выделенных факторов позволяет, в рамках данной мультипликативной модели, оценить не только степень их индивидуального изменения, но и показать влияние конкретных мультипликаторов на величину затрат, приходящихся на 1 рубль розничного товарооборота [32, с.186].

"left">Величина издержек обращения находится под воздействием многочисленных зависящих и не зависящих от деятельности предприятия факторов. К независимым факторам относят изменения розничных цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо, горючее, газ и тому подобное. Зависимые факторы включают степень выполнения плана товарооборота, изменения его объема, состава и структуры, времени обращения товаров, повышение или снижение уровня производительности труда торговых работников, внедрение прогрессивных форм торговли; расширение поставки товаров от местных поставщиков, рационализацию путей и форм товародвижения; улучшения движения транспорта; повышение использования материально-технической базы торговли; совершенствование экономической работы и другие. Такая группировка факторов помогает определить действительный размер экономии или перерасхода издержек обращения (по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию), установить положительные и отрицательные моменты в работе, пути и возможности относительного сокращения расходов. Необходимо иметь ввиду, что степень влияния отдельных факторов в различных условиях хозяйствования неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свои специфические условия работы и возможности сокращения издержек обращения, что следует учитывать при их анализе.

Информация о работе Расходы на реализацию и оценка их влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности торговой организации