Распределение доходов в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов в условиях рыночных отношений. Цель любых экономических преобразований должна быть ориентирована на улучшение материального благосостояния граждан. Распределение национального дохода – центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе. Главную роль в распределении доходов в обществе призвано играть государству.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.18 Кб (Скачать файл)

-рентабельность  продукции

-рентабельность  производственных  фондов

-рентабельность  вложения  в предприятие.

   Рентабельность  продукций можно рассчитать как  по всей реализованной продукции, так  и по отдельным ее видам.                                                                                                      В первом случае она определяется как процентное отношение дохода или выручки от реализаций продукций за минусом затрата на её производство к затратам на её производство.                                                                                                                       Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены её реализации полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом её полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукций.                                             Рентабельность производственных фондов рассчитывается как процентное отношение балансового дохода к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.                                                                                                                         Рентабельность вложения в предприятия определяется как процентное отношение чистого дохода к стоимости имущества предприятия. Она характеризует уровень продаж на один тенге вложений в имущество предприятия.                                                                                                                             В этой связи существования чистого дохода экономисты объясняют отдачей специфического ресурса – предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаются способности предпринимателя:                            а)  принимать решения об использований в производстве товаров и услуг других ресурсов;                                                                                                                                             б) принимать более прогрессивные способы управления фирмой;                                                                                         в) использовать инноваций, как в производственных процессах, так и выборе форм реализуемого товара;                                                                                                 г) идти на риск принятия всех подобных решений.                                                        Наконец, фирма будет получать экономический доход, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольный чистый доход возникает потому, что монополисты сокращает объём производства и повышает цену товара.                                                                                                                Все доходы в виде поступления налогов и других обязательных платежей образуют бюджет страны. Формирование республиканского бюджета осуществляется в соответствий с Законом РК «О бюджетной системе». Бюджетная система РК включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. Также из республиканского бюджета финансируются расходы на содержание администраторов республиканских бюджетных программ. Расходы на содержание администраторов устанавливаются на основании лимита штатной численности, утвержденного актами Президента и Правительства РК.                                                                                                                                 Распределение дохода между бюджетом области и бюджетами районов и городов определяется соответствующими местными исполнительными органами. Поступления в местный бюджет включает доходы местных бюджетов, которые состоят из:                                                                                                    а) поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а именно:                                                                                                                                        - подоходный налог с юридических лиц – 50%                                                                                  - акциза                                                                                                                                           - социальный налог                                                                                                                              - плата за воду                                                                                                                                                                                                               - плата за лесные пользования                                                                                                               б) неналоговых поступлений.                                                                                          Расходования средств из местных бюджетов осуществляется на финансирование:                                                                                                                                         - дошкольного, среднего и среднего профессионального образования                                              - мероприятий по прописке и призыву на военную службу                                                                                          - правоохранительной деятельности на местном уровне                                                                           - программы занятости                                                                                                   - жилищные программы                                                                                                                                          - культурно-зрелищных программ на местном уровне                                                                       - охраны окружающей среды на местном уровне                                                                                             - благоустройство населенных пунктов                                                                                - и других программ на местном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

 

Процессы, происходящие в  современной казахстанской  экономике, привели к таким неоднозначным  явлениям, как падение доли оплаты труда в доходах населения  при одновременном росте предпринимательских  доходов. Соответственно увеличилась  доля доходов от предпринимательской  деятельности. Вместе м тем среди  экономистов есть справедливое положение, что в понятий «предпринимательский доход» присутствует и так называемая «теневая» зарплата. Доходы населения, получаемые в виде дивидендов, статистика также относит к предпринимательскому доходу, куда включается все поступления, не относящийся к заработной плате  и социальным трансфертам. Сюда же входит скрываемая от налогообложения оплаты труда в теневом секторе экономики. В таком виде предпринимательские  доходы не поддаются эффективному регулированию, хотя и растут самыми быстрыми темпами. В целом это подтверждает вывод  о более суживающейся сфере государственного регулирования доходов населения. Отсутствие целенаправленной экономической  политики, призванной как контролировать доходы различных слоев населения, так и активно влиять на них, приводить  к такому явлению, как необоснованная дифференциация доходов (один из важнейших  социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности  распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения  определяются господствующими производственными  отношениями. В капиталистическом  обществе Д. д. н. выражает отношения  эксплуатации и классового неравенства  и связана прежде всего с разными  источниками доходов у представителей антагонистических классов: зарплата, с одной стороны, прибыль на капитал).                                                                                                         Особенным явлением в республике стали задержки и невыплаты заработной платы, что не только снижает и  без того низкие доходы большинства  населения, но и значительно увеличивает  фактическую дифференциацию. Что  касается воздействия государства  на эти процессы, то, очевидно, что  в наибольшей степени регламентируется уровень доходов работников бюджетной  сферы. Если принимать во внимание тот  факт, что сам по себе уровень  доходов в бюджетных отраслях значительно ниже среднего по стране (в соответствий с действующей  тарифной сеткой самый квалифицированный  работник бюджетной сферы получает теперь заработную плату, равную прежней минимальной заработной плате), с одной стороны, а с другой, доля занятых в бюджетной сфере постоянно уменьшается (это является результатом процесса приватизации, когда доля государства в основных фондах с 91 % в 2000-2001 годах снизилась до 44% в 2004 году и до 9,5% на начало 2006 года, при этом далеко не все оставшиеся в частичной собственности государства хозяйствующие субъекты финансируются из бюджета), то станет очевидно, что прямому государственному регулированию и учету в области доходов практически неподвластна большая часть экономики. Важное значение данный факт имеет при осуществлении социально ориентированной экономической политики, направленной на оказание адресной помощи малоимущим слоям населения. Если официально учитываемые могут отражать положения лишь части населения, занятой в бюджетной сфере или на государственных предприятиях и не имеющей иных источников дохода, кроме заработной платы, то адресная помощь не может быть таковой в силу большого количества скрытых от государственного учета и воздействия источников дохода.                                                                                                                                                   Наиболее характерный пример – широко распространенные валютные депозиты, активно применявшиеся до последнего времени практически без каких-либо ограничений. Являясь существенным источником дохода работников коммерческих структур при официальной весьма скромной зарплате, они приводят к недополучению государством налогов практически по всем платежам, связанные с начислениями на фонд оплаты труда. А в справке о зарплате будет указана соответственно только официальная зарплата, представляющая часть фактического дохода. Налогообложение валютных депозитов сверх ставки рефинансирования Банка Казахстана – половинчатое решение, сохраняющее неравноправное положение различных хозяйствующих субъектов в части налогообложения и заставляющее их активно применять подобные методы увеличения доходов своих сотрудников и снижения налогового бремени.                                                                                Как уже было сказано в первой главе одним из основных источников формирования доходов населения есть заработная плата.                                                                                                                                                                                  Заработная плата, или ставка заработной платы – это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда:                                                                                          1) рабочих в обычном понимании этого слова                                                       2) специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т.д.                                                                      3) владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.

 

2.1. Анализ состояния и тенденций социально-экономического развития Республики Казахстан за 2005-2006 годы

В 2005, 2006 годах динамика ускоренного  роста экономики сохранялась.

Высокие темпы роста экономики  Казахстана были во многом обусловлены  благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых товарных рынках на основные составляющие экспорта Казахстана, а  также продолжающимся расширением  внутреннего совокупного спроса и предложения.

В 2005, 2006 годах реальный рост валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составил 9,7 % и 10,7 %, соответственно.

Положительная динамика наблюдалась  во всех секторах экономики, в реальном, в секторе услуг, а также в  финансовом секторе.

В 2006 году произошло увеличение темпов прироста объема промышленного  производства. Объем производства промышленной продукции в 2006 году относительно предыдущего  года вырос на 7,3 % по сравнению с 4,8 % в 2005 году.

Среди отраслей промышленности наиболее ускоренными темпами развивался несырьевой сектор. В течение 2005, 2006 годов ежегодный прирост промышленного  производства в среднем составил 6 %, в том числе, в горнодобывающей  промышленности - 5 %, обрабатывающей - 8 %, производстве и распределении  электроэнергии, газа и воды - 4 %.

В сельском хозяйстве объем  производства в 2005, 2006 годах увеличивался в среднем на 7 %, в том числе, в растениеводстве - на 9,5 %, в животноводстве - на 4,5 %.

Высокими темпами роста  характеризовалось развитие строительной отрасли. В 2005, 2006 годах среднегодовой  прирост в строительстве составил 33,8 %.

Одним из факторов экономического роста в 2005, 2006 годах был рост объема инвестиций в основной капитал с  ежегодным приростом в среднем 22,4 %.

Рост в сфере услуг  был обеспечен в основном ростом объема оказываемых услуг в области  розничной торговли, услуг связи  и услуг грузового транспорта, где ежегодные темпы роста  в 2005, 2006 годах в среднем составили 15 %, 24 % и 4,9 %.

Расширению внутреннего  совокупного спроса, как одного из фактора роста экономики, в 2005, 2006 годы способствовало увеличение расходов на потребление домашних хозяйств и  валового накопления. В течение 2005, 2006 годов валовое потребление, в  том числе расходы домашних хозяйств, в среднем росли более чем  на 11 % в год.

Рост совокупного спроса со стороны населения был в  основном обусловлен увеличением реальных денежных доходов населения, которые  в 2005, 2006 годах ежегодно росли на 11,4 %.

Прирост валового накопления в 2005 году составил 17,7 %, в 2006 году - 28,8 %.

Рост экономики сопровождался  ростом показателей внешней торговли. В 2005, 2006 годах ежегодный рост внешнеторгового  оборота в среднем составлял 37,3 %, в том числе экспорта - 38 %, импорта - 36,1 %.

Увеличению экспорта главным  образом способствовали сохраняющаяся  благоприятная внешняя конъюнктура  на рынке энергоресурсов и металлов, а также рост добычи в стране топливно-энергетических ресурсов и рост производства продукции  металлургической промышленности.

В составе экспорта в 2005, 2006 годах основную долю, около 90 % общего объема экспорта, занимали минеральные  продукты, недрагоценные металлы  и изделия из них.

В импорте основная доля, порядка 83-84% общего объема импорта, приходилась  на машины, оборудование и транспортные средства, недрагоценные металлы  и изделия из них, химическую продукцию, минеральные продукты.

Значительный приток иностранной  валюты на внутренний рынок способствовал  увеличению международных резервов страны и активов Национального  фонда Республики Казахстан (далее - Национальный фонд). Международные  резервы страны в целом, включая  средства Национального фонда, на конец 2006 года составили 33,2 млрд. долларов США, увеличившись за 2005 год на 4,7 %, а за 2006 год в 2,2 раза. Активы Национального фонда на конец 2006 года составили 1853,4 млрд. тенге, увеличившись на 71,6 % по сравнению с 2005 годом.

Финансовый рынок в 2005, 2006 годах оставался одним из самых  динамично развивающихся секторов экономики. Объем выданных банками  второго уровня кредитов экономике  на конец 2006 года составил 4691,0 млрд. тенге, увеличившись за 2005, 2006 годы в 3,2 раза. Общий  объем депозитов резидентов в  депозитных организациях на конец 2006 года составил 3076,7 млрд. тенге, увеличившись с 2005 года в 2,4 раза.

На внутреннем валютном рынке  в 2005 году тенге девальвировал к  доллару США на 2,9 %, а в 2006 году произошло его укрепление на 5,06 %. Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару США в среднем  за 2005 год составлял 132,94 тенге, за 2006 год - 125,96 тенге за 1 доллар США.

В 2005, 2006 годах наблюдалось  дальнейшее увеличение численности  занятого населения, что привело  к снижению уровня безработицы в 2006 году до 7,8 % по сравнению с 8,1 % в 2005 году.

Ежегодный рост реальной заработной платы в 2005, 2006 годах в среднем  составил около 11 %.

Уровень инфляции в 2005 году в среднем составил 7,6 %, в 2006 году - 8,6 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пути повышения дохода  населения В РК

В соответствии с Законом  РК «О занятости населения»:

1) к занятому населению  относятся лица:

1) работающие по трудовому  договору, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на  условиях полного либо неполного  рабочего времени или имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), доход;

2) занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

3) самостоятельно занятые;

4) занятые на подсобных  промыслах и реализующие продукцию  по договорам;

5) выполняющие работы  по договорам гражданско-правового  характера, а также члены производственных  кооперативов;

6) избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую  должность;

7) проходящие службу в  Вооруженных силах, других войсках  и воинских формированиях Республики  Казахстан;

8) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за  исключением общественных объединений,  общественных фондов и религиозных  объединений, на имущество которых  учредители (участники) не сохраняют  имущественных прав.

2) безработные - лица трудоспособного  возраста, которые по не зависящим  от них причинам не занимаются  трудовой деятельностью, приносящей  доход, ищущие работу и готовые  трудиться.

Для регистрации в качестве безработного необходимо обратиться в  районный отдел Управления занятости  и социальных программ города Алматы по месту жительства и предъявить следующие документы:

- удостоверение личности (паспорта);

документы, подтверждающие трудовую деятельность;

свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК);

регистрационный номер налогоплательщика (РНН).

 Кроме этого, лицо, ищущее работу, прилагает сведения  о полученных доходах (носят  заявительный характер).

 Иностранцы и лица  без гражданства предоставляют,  кроме того, вид на жительство  иностранца в Республике Казахстан  и удостоверение лица без гражданства  с отметкой о регистрации в  органах внутренних дел.

 Оралманы предоставляют  удостоверение оралмана, выданное  территориальными органами уполномоченного  органа по вопросам миграции  населения.

 

В соответствии со статьей 14 Закона РК «О занятости населения» государством предоставляется следующая  социальная защита от безработицы:

1) содействие в трудоустройстве; 

2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;

3) организация общественных  работ и  оплата труда безработных,  занятых на общественных работах; 

4) оказание государственной  адресной социальной помощи безработным  из числа малообеспеченных граждан  в соответствии с законодательными  актам.

  Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации:

Уполномоченный орган  направляет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:

1) безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую  работу из-за отсутствия у них  необходимой профессиональной квалификации;

2) занятых и лиц, занятых  уходом за детьми в возрасте  до семи лет, из числа малообеспеченных;

Информация о работе Распределение доходов в РК