Равновесие спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое описание спроса и предложения с задействованием графического инструментария согласно традициям экономической теории в рамках данного вопроса, а также рассмотрение аспектов взаимодействия спроса и предложения при формировании рыночной цены, а именно: государственного регулирования и специфику рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретический и графический анализ спроса……………..……………..6
1.1 Экономическая сущность спроса. Кривая спроса………………...6
1.2 Факторы, влияющие на изменение спроса……………………..….8
1.2.1 Ценовые факторы изменения спроса…………..……………8
1.2.2 Неценовые факторы изменения спроса……….…………....9
2 Теоретический и графический анализ предложения………………...…12
2.1 Экономическая сущность предложения. Кривая предложения…12
2.2 Факторы, влияющие на изменение предложения………………..15
2.2.1 Ценовые факторы изменения предложения……………………...15
2.2.2 Неценовые факторы изменения предложения ………………..…16
3 Равновесие спроса и предложения…………………………………..…..20
4 Равновесная цена………………….…………………………………..….…...24
4.1 Концепция равновесной цены……………………………………..27
4.2 Установление равновесной цены…………………………….……28
4.2.1 Общий механизм формирования равновесной цены……....…….28
5 Роль цены в экономике……………………..………………………….….….31
5.1 Виды цен……………………………………………………………....31
Заключение…………………………………………………………………….…36
Список литературы……………………………………………….………..…….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 103.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1 Теоретический и графический анализ спроса……………..……………..6

1.1 Экономическая сущность спроса. Кривая спроса………………...6

1.2 Факторы, влияющие на изменение спроса……………………..….8

1.2.1 Ценовые факторы изменения спроса…………..……………8

                    1.2.2 Неценовые факторы изменения спроса……….…………....9

2 Теоретический и графический анализ предложения………………...…12

2.1 Экономическая сущность предложения. Кривая предложения…12

          2.2 Факторы, влияющие на изменение предложения………………..15

          2.2.1 Ценовые факторы изменения предложения……………………...15

          2.2.2 Неценовые факторы изменения предложения ………………..…16

3 Равновесие спроса и предложения…………………………………..…..20

4 Равновесная цена………………….…………………………………..….…...24

          4.1 Концепция равновесной цены……………………………………..27

          4.2 Установление равновесной цены…………………………….……28

          4.2.1  Общий механизм формирования равновесной цены……....…….28

5 Роль цены в экономике……………………..………………………….….….31

          5.1 Виды цен……………………………………………………………....31

Заключение…………………………………………………………………….…36

Список литературы……………………………………………….………..…….37

Введение

 

В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям, которая в последние годы испытала множество метаморфоз в рамках принятого направления, понятие «рынок» становилось все более распространенным, при чем не только в среде экономистов, но и в кругу людей, не имеющих отношения к экономической среде. Существует множество концепций, выражающих сущность «рынка», как центрального понятия современных экономических систем, и рассматривающегося во всем разнообразии своих аспектов многими экономистами.

Одним из центральных звеньев рынка является равновесная цена, формирующаяся при взаимодействии спроса и предложения. За сравнительно недолгую историю существования экономической науки было написано множество работ, посвященных изучению рынка и принципам рыночного ценообразования. Менялись эпохи и доминирующие экономические школы. Выводы экономической теории, которая, как известно, считается самой точной гуманитарной наукой и самой неточной математической, не всегда могли быть применены на практике, в силу своей относительной абстрактности. Существует две точки зрения на возможность использования выводов экономической теории в ценообразовании:

  • радикальная - состоит в том, что эти выводы не могут быть использованы менеджерами, т.к. в их основе лежат предпосылки, которые совершенно невозможно обеспечить в реальной жизни;
  • компромиссная – утверждает, что экономическая теория вовсе не бесполезна при принятии конкретных решений в бизнесе, она создает основу для определения общих параметров, но на ее основе невозможно принять четкие количественные решения.

В рамках концепций экономической теории, существовало несколько течений, по-разному трактующих механизмы образования рыночной цены:

Затратное направление

В рамках данного направления предполагается формирование рыночной цены как учета затрат производителя. В основе затратного направления лежит трудовая теория стоимости (ТТС), развитая в работах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля и К. Маркса. В рамках ТТС предполагается, что формирование стоимости происходит в основном в сфере производства. Соответственно затратная база цены носит производственный характер, процесс ценообразования замыкается преимущественно в автономной определенного фактора – предложения, т.е. происходит его абсолютизации.

Субъективное маржинальное направление

В основе данного направления - теория предельной полезности (ТПП) Фундаментальные работы У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса. Главная особенность ТПП заключается в том, что процессы формирования стоимости и цены переносятся из сферы производства целиком в сферу обращения, то есть происходит абсолютизация спроса. Основой методологического аппарата ТПП служит категория полезности, которая квалифицируется как мера предпочтения (или преференции), отдаваемого потребителем конкретному товару из предлагаемого товарного набора. Базой цены выступает предельная полезность, означающая прирост общей величины полезности в результате выпуска дополнительной единицы продукции.

Объективное маржинальное направление

Среди основополагающих принципов маржиналистской теории цены (МТЦ) - рассмотрение спроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов, достижение равновесия на рынке, анализ соотношений спроса и предложения, рыночных переменных через призму предельных состояний. Спрос в МТЦ рассматривается как сложная многофакторная функция, в которой аккумулируются тип рыночной структуры, характер конкурентных отношений, предложение товаров и степень их дифференциации, существующие уровни цен, финансовое положение производителей и потребителей, сумма потребительских преференций. Однако для графической интерпретации спроса отбираются только два фактора — масса предложения, выражаемая через объем производства (продаж) и складывающиеся уровни цен. Закон спроса подтверждается многочисленными статистическими и эконометрическими исследованиями, базирующимися на фактических данных о величинах цен и продаж, только в одном  из девяти случаев статистических наблюдений зафиксировано отклонение от закона спроса, а результаты эконометрических исследований полностью подтверждают закон спроса. Идея баланса спроса и предложения, выдвигаемая и МТЦ, находит свое отражение в категории цены равновесия,  рассматриваемой в качестве среднего критерия обмена товаров. Таким образом, по сравнению с ТТС в отношении критерия обмена происходит смена терминологии. Абсолютизация предложения в ТТС диктует примат производства над потреблением, вследствие чего средний критерий обмена товаров квалифицируется как цена производства

Именно в рамках последней концепции, наиболее полно отражающей современное состояние рынка и формирование равновесной цены, рассматривается в данной работе. В связи с этим, целью курсовой работы является теоретическое описание спроса и предложения с задействованием графического инструментария согласно традициям экономической теории в рамках данного вопроса, а также рассмотрение аспектов взаимодействия спроса и предложения при формировании рыночной цены, а именно: государственного регулирования и специфику рынка.

 

 

1 Теоретический и графический анализ спроса

 

1.1Экономическая  сущность спроса. Кривая спроса

 

Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования.

Под спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными.

При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. Общий спрос на определенный товар будет возрастать при снижении его цены и неизменности всех прочих факторов.

 Измеряя спрос количеством  товаров, которые покупатели готовы  купить (Q), можно выразить зависимость  спроса от цены (P)  некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса:

 

 

Р   D


 

           A

 

           B

           D

 

 

             O        Q

 

Рисунок 1 - Кривая спроса

 

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

В общем случае можно вполне уверенно говорить об изменении спроса лишь для «обычной» ситуации, и из этих соображений  при «слишком» больших и «слишком» малых значениях Q поведение кривой спроса на вышеприведенном графике должно исследоваться особо.

На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q и P) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться. Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.

 

1.2 Факторы, влияющие на изменение спроса

 

1.2.1 Ценовые факторы  изменения спроса

Особый характер зависимости между ценой товара и количеством его продаж, а также постепенное убывание спроса показаны на рисунок 1.

Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняется падением его цены.

Если цена товара возрастает от точкиВ до точки А, то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменяется на противоположное, если цена снизится в направлении от точкиА к точке В. Любой точке – А, В и т.д. -  на кривой спроса DD соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товара, но не спрос.

 

1.2.2Неценовые факторы  изменения спроса

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Рассмотрим влияние неценовых детерминант:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для  данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.  Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, ношенная одежда.

4. Цены на сопряженные  товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (субститутами), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими (комплементами), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

5. Ожидание. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.

Информация о работе Равновесие спроса и предложения