Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое описание спроса и предложения с задействованием графического инструментария согласно традициям экономической теории в рамках данного вопроса, а также рассмотрение аспектов взаимодействия спроса и предложения при формировании рыночной цены, а именно: государственного регулирования и специфику рынка.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретический и графический анализ спроса……………..……………..6
1.1 Экономическая сущность спроса. Кривая спроса………………...6
1.2 Факторы, влияющие на изменение спроса……………………..….8
1.2.1 Ценовые факторы изменения спроса…………..……………8
1.2.2 Неценовые факторы изменения спроса……….…………....9
2 Теоретический и графический анализ предложения………………...…12
2.1 Экономическая сущность предложения. Кривая предложения…12
2.2 Факторы, влияющие на изменение предложения………………..15
2.2.1 Ценовые факторы изменения предложения……………………...15
2.2.2 Неценовые факторы изменения предложения ………………..…16
3 Равновесие спроса и предложения…………………………………..…..20
4 Равновесная цена………………….…………………………………..….…...24
4.1 Концепция равновесной цены……………………………………..27
4.2 Установление равновесной цены…………………………….……28
4.2.1 Общий механизм формирования равновесной цены……....…….28
5 Роль цены в экономике……………………..………………………….….….31
5.1 Виды цен……………………………………………………………....31
Заключение…………………………………………………………………….…36
Список литературы……………………………………………….………..…….
.Таким образом, равновесная
цена — это цена, уравновешивающая
спрос и предложение в
Если реальная цена будет больше равновесной (Р,), то при такой цене объем спроса Q будет меньше объема предложения Q2. В этом случае производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса.
Избыток предложения (Q—Q2) будет оказывать понижающее давление на цену.
Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной (Р2), то объем спроса на графике Q4 и товар станет дефицитными. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса Ш4—С?з) будет оказывать давление на цену.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объем спроса и предложения равны.
Первой формулировкой общего экономического равновесия мы обязаны Леону Вальрасу (1874), который в отличие от марксовой категории средней цены (цены производства) пытался абстрагироваться от общественной системы производства и опирался на полезность как исходную категорию. А. Маршалл сделал попытку соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства. Ему принадлежит первенство в исследовании категорий «цена спроса» и «цена предложения», что является дальнейшим развитием теории трудовой стоимости.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.
В экономической теории выделяются четыре правила спроса и предложения.
• Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.
• Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.
• Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.
• Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.
4. Равновесная цена
Рассмотренные ранее функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (Рис.6).
Равновесная цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил. QE=QD=QS.
Рисунок .6 точка равновесия
В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке.
Таблица 1 –объем спроса
Общая величина предложения за определённый период времени (тыс.) QS |
Цена товара (в дол.) |
Общая величина спроса за определённый период времени (тыс.) QD |
Избыток (+) или нехватка (–). |
12 |
5 |
2 |
+ 10 |
7 |
3 |
7 |
0 |
2 |
2 |
11 |
- 9 |
Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, скажем P1. При такой цене объем спроса составит QD=2, тогда как объем предложения QS=12. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения (QS - QD=10) будет оказывать понижающее давление на цену. (Рис. 7.)
Рис. 7.избыток предложения
Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например P2. Тогда объем спроса QD=11 окажется выше объема предложения QS=2. Товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса(QD - QS= 9) будет оказывать повышающее давление на цену. (Рис.8.)
Рисунок.8.избыток спроса
Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения равны.
Такой подход к анализу установления равновесной цены называют подходом по Л. Вальрасу.
Другой подход предлагает А. Маршалл. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 — Р2 Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены
Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А.Маршалла.
Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы выше с помощью кривых на соответствующих графиках. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены.
На рисунке показаны в наиболее общем виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходят реальной действительности в сфере движения товаров и цен.
Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.
Р D S
E
Рисунок. 9. Рыночное равновесие цен спроса и предложения
Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением.
При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.
Точка пересечения кривых спроса и предложенияЕ соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс).
Как показано на рисунке, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD>QS) или излишек товаров на рынке (QD<QS).
Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж (рис.10 а).
При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис.10 б).
P D1 D D2 S P D S2 S S1
P2 E2 P2 E2
Рис.10 а. Уровень равновесия при Рис 10б. Уровень равновесия при изменяющемся спросе и изменяющемся предложении
неизменном предложении товаров и неизменном спросе
товаров
На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.
5. Роль цены в экономике
5.1 Виды цен
Цена является основным элементом рыночного механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Мы уже знаем, что цена воздействует на спрос и предложение. Следовательно, она определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене в потенции заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности) и торговцев-посредников
(возмещение затрат на реализацию товара и получение торговой прибыли).
Именно цены, выполняя распределительную функцию, устанавливают пропорции в обмене, да не только в обмене, но и во всей экономике (пропорции между производством и потреблением, различными отраслями, сферами, регионами экономики). Выполняя стимулирующую функцию, цены стимулируют рост эффективности общественного производства, использования научно-технического процесса, внедрение новой и конкурентной продукции в производство и потребление. Учетная функция цены способствует контролю за расходованием средств фирмы и за ее финансовым состоянием.
Политика ценообразования является центральным звеном в регулировании национальной экономики. Государство может осуществлять контроль за процессом ценообразования на рынке путем установления границ или показателей допустимого роста цен. Так появляется «цена пола» и «цена потолка».
«Цена пола» — это установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Например, запрет на торговлю товарами ниже их себестоимости.
«Цена потолка» ограничивает повышение цены. Так, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные товары первой необходимости, выше которых продавцы не вправе поднимать свои цены.
Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:
• оптовые цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли и не включают розничную торговую скидку;
• розничные цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольшом объеме;
• тарифы (расценки) — цены, по которым производится оплата услуг, например за пользование телефоном, за электроэнергию, газ, воду; за стрижку в парикмахерской, за ремонт квартиры.
По степени свободы цены делятся:
• на жестко фиксированные, твердые, назначаемые органами ценообразования. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону;