Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое описание спроса и предложения с задействованием графического инструментария согласно традициям экономической теории в рамках данного вопроса, а также рассмотрение аспектов взаимодействия спроса и предложения при формировании рыночной цены, а именно: государственного регулирования и специфику рынка.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретический и графический анализ спроса……………..……………..6
1.1 Экономическая сущность спроса. Кривая спроса………………...6
1.2 Факторы, влияющие на изменение спроса……………………..….8
1.2.1 Ценовые факторы изменения спроса…………..……………8
1.2.2 Неценовые факторы изменения спроса……….…………....9
2 Теоретический и графический анализ предложения………………...…12
2.1 Экономическая сущность предложения. Кривая предложения…12
2.2 Факторы, влияющие на изменение предложения………………..15
2.2.1 Ценовые факторы изменения предложения……………………...15
2.2.2 Неценовые факторы изменения предложения ………………..…16
3 Равновесие спроса и предложения…………………………………..…..20
4 Равновесная цена………………….…………………………………..….…...24
4.1 Концепция равновесной цены……………………………………..27
4.2 Установление равновесной цены…………………………….……28
4.2.1 Общий механизм формирования равновесной цены……....…….28
5 Роль цены в экономике……………………..………………………….….….31
5.1 Виды цен……………………………………………………………....31
Заключение…………………………………………………………………….…36
Список литературы……………………………………………….………..…….
Рисунок 2 – Ценовые и неценовые факторы спроса
На рисунок 2а пунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовых факторов. Рост спроса - это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, не изменившейся, цене.
На рис. 2б показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сместилась влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при не изменяющейся цене за единицу товара.
Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров. Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства.
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.
Для исследования предложения удобно, как и для спроса, определить его количественную трактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности поставщика, остаются неизменными. То есть аналогично функции спроса вводится функция предложения Q=S(P), где P – продажная цена товара, Q – количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене.
Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.
Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.
Таким образом, с ростом интенсивности поставок критичность режима работы поставщика будет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельного дополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство этого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим затратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий) превысит установленную продажную цену (т.е. сумму, добавляемую в результате поставки этого дополнительного товара к общей выручке). В этом случае поставка этого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения.
Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим образом:
Р S
P1 A
B
P2
S D
O Q2 Q1 Q
Рисунок. 3. График кривой предложения
Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое производитель решит изготовить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и предложения в своих приделах. График имеет восходящий характер. Он позволяет четко представить определенную связь цены и предложения, а также манипулировать различными ее комбинациями.
Закон предложения гласит, что, при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем больше их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.
Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности.спрос предложение рынок цена
Во-первых, прямую зависимость между ценой товаров и количеством их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке.
Во-вторых, понятие «объем товаров, их количество» не тождественно понятию «предложение товаров». Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров.
Основным, ведущим фактором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продаж товаров.
Точка А на кривой предложения SS показывает более высокий уровень цены Р1 и возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке; точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижение цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже товаров Q2.
Как видно из рисунка, предложение товаров имеет вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя переменными – ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке.
Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную «фотографию», иллюстрацию закона предложения, т.е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой.
Двигаясь по кривой предложения (см. рис. 6) от точкиВ к точке А, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары.
Отмечено четыре важных фактора, могущих приводить к сдвигу кривой. Значение каждого из факторов объясняется с учетом того, что кривая предложения отражает альтернативную стоимость производства товара или услуги.
Изменение предложения. Изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора, показывается сдвигом кривой предложения.
Изменение технологии. Кривая предложения строится на основе определенной технологии производства. Когда предприниматели понижают альтернативную стоимость производства путем внедрения более эффективных технологий, то становится выгодным продавать больше товара, чем раньше, по любой данной цене.
Если предположим, что выведена новая порода цыплят, которая растет очень быстро, и необходимое для производства количество корма сократилось. При более низких затратах на единицу продукции фермеры пожелают производить больше цыплят, чем ранее, при любой данной цене. После внедрения новой технология изменения цены цыпленка вызовут перемещения вдоль новой кривой предложения.
Изменения цен на ресурсы. Цены на ресурсы также могут влиять на спрос. Рост цен на ресурсы, при прочих равных условиях, приводит к росту альтернативной стоимости, а значит, понижает на количество товара, которое производители планировали продать по данной цене.
Если цены на корм для цыплят останутся на новом уровне неизменными, то любое изменение цены цыпленка приведет к движению вдоль новой кривой предложения.
Изменение цен на другие товары. Изменение цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы, как и в производстве исследуемого товара, также могут сдвигать кривую предложения цыплят.
Таким образом, эффект от роста цен на помидоры может быть выражен сдвигом кривой предложения цыплят влево.
Изменение ожиданий. Изменение ожиданий могут сдвигать кривую предложения так же, как они сдвигали кривую спроса.
Рост цен на помидоры стимулирует перемещение ресурсов в это производство. Этот стимул будет гораздо более действенным, если фермеры ожидают, что повышение цен на помидоры долговременно и стабильно. При наличии такого ожидания фермеры будут стремиться купить специальное оборудование и научиться технологии выращивания помидоров.
Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону.
Р S1 S S2
P1 A
B A C
P2
S1 S S2
O Q1 Q Q2 Q
Рисунок. 4. Изменения предложения товаров при неизменной цене:
S1S1 – снижение предложения товаров,
S2S2 – рост предложения товаров
Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:
Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке.
Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.
Чтобы выяснить, как же рынок определяет цену продуктами количество, которое реально покупается и продается, необходимо свести вместе кривые спроса и предложения на одной диаграмме. В этом случае они пересекутся только в одной точке, которая представляет собой рыночную, или равновесную, цену. При этой цене величина спроса равна величине предложения.
График (рис.5) показывает, что при пересечении кривых предложения и спроса равновесная цена будет в точке А.
Только при этой цене (в точке А) произведенное количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В точке пересечения А величина предложения и величина спроса уравновешиваются. Эта цена называется равновесной. Равновесная, или рыночная, цена устанавливается постепенно. Способность конкурентных сил устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и куше синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.
Рисунок.5. Равновесная цена
Рыночное равновесие – это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизмы равновесной цены.
Цена равновесия – это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.
Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Это и есть платежеспособный спрос.
Если рыночная цена выше цены равновесия, то это означает избыток товара на рынке, так как интересы продавца ставятся выше интересов покупателя, а снижение ниже цены равновесия приводит к возникновению дефицита, так как продавцам невыгодно выносить товары на рынок.
Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникать.
Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике.
Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (т. Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. Точка Охарактеризует равенство QE = Q^ = Qc, где Qs — объем предложения, QD — объем спроса.
Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.