Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение спроса и предложения выбранного товара (мобильные телефоны).
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:
1. дать характеристику спросу и предложению на рынке;
2. изучить теорию рыночного равновесия и эластичности спроса и предложения;
3. изучить издержки производства, выручку и прибыль.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СПРОСА_____________________________________ 4
1.1. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на него____________ 4
1.2. Изучение спроса на мобильные телефоны _________________________ 7
2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ______________________________ 8
2.1. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на него_ 8
2.2. Изучение предложения на мобильные телефоны____________________ 10
3. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЁМ__________________ 11
3.1. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара_____ 11
3.2. Равновесная цена на мобильные телефоны _________________________ 13
4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ_____________________ 14
4.1. Виды. Практическая значимость__________________________________ 14
4.2. Определение эластичности на мобильные телефоны _________________ 17
5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ_______________ 18
5.1. Расчёт издержек производства, выручки и прибыли на мобильные телефоны ________________________________________________________ 21
Заключение ______________________________________________________ 22
Список использованной литературы _________________________________ 23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение_________________________________________________________  3

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СПРОСА_____________________________________   4

1.1. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на него____________ 4

1.2. Изучение спроса на мобильные телефоны _________________________   7

2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ______________________________   8

2.1. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на него_  8

2.2. Изучение предложения на мобильные телефоны____________________  10

3. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЁМ__________________  11

3.1. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара_____ 11

3.2. Равновесная цена на мобильные телефоны _________________________ 13

4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ_____________________ 14

4.1. Виды. Практическая значимость__________________________________ 14

4.2. Определение эластичности на мобильные телефоны _________________ 17

5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ_______________ 18

5.1. Расчёт издержек производства, выручки и прибыли на мобильные телефоны ________________________________________________________ 21

Заключение ______________________________________________________  22

Список использованной литературы _________________________________ 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Логику поведения главных субъектов рынка покупателей и продавцов отражают две рыночные силы: спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене.  
Все рыночные операции взаимосвязаны между собой. Если некий товар продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (или предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.  
Спрос и предложение в известном смысле являются рыночной заменой (или рыночным эквивалентом) того механизма регулирования, который был характерен для плановой экономики, когда предполагалось, что все разнообразие экономической информации известно центральному планирующему органу. И если плановики лишь пытались на основе собственной всеобъемлющей информированности вырабатывать наиболее рациональные пути достижения социально-экономических целей и определять направления действий всех лиц, участвующих в экономических процессах, то механизм спроса и предложения действительно реализует все эти цели в рыночной экономике.  
   Актуальность темы исследования для современной России обусловлена тем, что состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.  
   Спрос и предложение взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.  
   Целью курсовой работы является изучение спроса и предложения выбранного товара (мобильные телефоны).  
   Для достижения поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:  
1. дать характеристику спросу и предложению на рынке;  
2. изучить теорию рыночного равновесия и эластичности спроса и предложения;  
3. изучить издержки производства, выручку и прибыль.

 

 

 

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  СПРОСА

1.1. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие  на него.

Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот.

Свойства кривой D:                                                                                                          1) убывающая; 
2) тангенс угла наклона отрицательный; 
3) отражает обратную зависимость между P и Q.

Спрос испытывает влияние  ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы

где Pa – цена данного товара; 
Pn – цена товаров-заменителей; 
Pm – цена на дополняющие товары; 
ш I – доход покупателя; 
M – вкусы и предпочтения покупателя.

 Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1  до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D) (рис.1).

 Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис.1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q1 < Q2 (кривая D2).

 

Факторы, влияющие на спрос

  • Цена (Закон спроса)
  • Тип товара
  • Доходы покупателей
  • Численность покупателей
  • Перспективные ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и др.
  • Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными, несмотря на другие изменения.
  • Полезность товара и его качество.
  • Реклама.
  • Сезонность.

Сдвиг кривой спроса

отражает-

Реакцию покупателей  на изменение ценовых факторов

Изменение в денежных доходах населения

изменения в  структуре населения

изменение цена другие товары,

особенно на товары-заменители-

экономическая политика правительства-

изменение потребительских  предпочтений

предполагает

Изменение спроса-

Изменение количества товаров, которое покупатели могут

и желают купить.

Движение по кривой спроса

отражает -

реакцию покупателей  на изменение цены товара при пр. равн. усл -

предполагает

Изменение величины спроса-

Изменение количества товара, которое потребители хотят купить в результате изменения цены

при прочих равных условиях.

показывает

перемещение от одной точки (А) на кривой спроса к  другой точке (В) на этой кривой.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Изучение спроса на мобильные телефоны

 

В первые три месяца 2008 г. в мире было продано 282 млн. мобильных телефонов, на 14% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Strategy Analytics.  
 
Высокий спрос на мобильные телефоны был зафиксирован в развивающихся регионах, в частности, в Африке и некоторых азиатских государствах.  
 
Рост корейских производителей сотовых телефонов LG и Samsung оказался в 2-4 раза выше по сравнению с ростом рынка в целом. Nokia сохранила доминирующую позицию с долей 41%, однако спрос на ее мобильники в Северной Америке, а также спрос на смартфоны упали. 
 
Положение Motorola ухудшилось, ее доля вот-вот станет меньше LG. Доля Sony Ericsson почти не изменилась, в то время как доля Apple на мировом рынке мобильных терминалов сократилась до 0,6%.

 

Причины роста спроса на аппараты сотовой связи.

В первую очередь наверно это  связанно со стремительным ростом абонентской  базы. В основе роста спроса на мобильные  телефоны лежит жесткая конкуренция  между операторами мобильной  связи, которая привела к уменьшению стоимости услуг.

Кроме того, общая тенденция снижения цен позволяет большему количеству людей принимать участие в гонке за новинками. Сегодня купить новинку стало легче, т.к. народ стал чуть-чуть богаче.

 


 

 

2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2.1. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на него

                                                                                                             

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание (рис. 3).

Рис. 3  Кривая предложения

Восходящая кривая предложения  выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что  для значительного объема благ, чем  выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.

"Вогнутость" кривой  предложения объясняется следующим  образом: с повышением цены  блага в его выпуске участвует  все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный  прирост объема предложенного  блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.

Что лежит в основе кривой предложения?

 

 

 

Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:

  • издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;
  • технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;
  • цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;
  • цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;
  • количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;
  • количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;
  • налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;
  • государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;
  • особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.

  Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров  заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность  ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

2.2. Изучение  предложения на мобильные телефоны

  

   В 2009 году средняя розничная стоимость сотового телефона в России уменьшилась на 26 процентов по сравнению с 2008 годом и составила 152 доллара. Такие данные приводятся в отчете независимого аналитика Владимира Богданова, ранее занимавшего пост вице-президента "Евросети", пишет газета "РБК Daily".

По данным Богданова, средняя цена мобильника, проданного в кредит, составила 10100 рублей. Всего  в России за прошлый год в кредит было реализовано 2,5 миллиона штук сотовых  телефонов.

Общий объем  продаж мобильных трубок за прошлый год составил 27,5 миллиона штук - на 24 процента меньше, чем в 2008 году и на 9 процентов меньше, чем в 2004-м. Таким образом, по оценкам Богданова, из-за кризиса рынок продаж мобильников оказался отброшен на уровень пятилетней давности, пишут "Ведомости". Объем рынка составил 4,18 миллиарда долларов, что в 1,8 раза меньше аналогичного показателя 2008 года.

В 2010 году Богданов ожидает, что продажи мобильников  в стране увеличатся до 30 миллионов штук.

В начале декабря  прошлого года российские СМИ сообщали, что финансовые результаты ведущих  сотовых операторов страны за второй и третий кварталы свидетельствуют  о постепенном восстановлении рынка  мобильной связи. Доходы "большой  тройки" (МТС, "Вымпелком" и "Мегафон") в течение указанного периода стабильно росли после пика кризиса, пришедшегося на начало 2009 года.

 


3. РАВНОВЕСНАЯ  ЦЕНА. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЁМ

3.1. Равновесная  цена. Равновесный объём. Избыток  и дефицит товара

 

  Равнове́сная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

 

  Равновесная цена, это:

  • цена, при которой спрос и предложение равны;
  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

 

  Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

Информация о работе Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара