Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение спроса и предложения выбранного товара (мобильные телефоны).
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:
1. дать характеристику спросу и предложению на рынке;
2. изучить теорию рыночного равновесия и эластичности спроса и предложения;
3. изучить издержки производства, выручку и прибыль.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СПРОСА_____________________________________ 4
1.1. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на него____________ 4
1.2. Изучение спроса на мобильные телефоны _________________________ 7
2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ______________________________ 8
2.1. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на него_ 8
2.2. Изучение предложения на мобильные телефоны____________________ 10
3. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЁМ__________________ 11
3.1. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара_____ 11
3.2. Равновесная цена на мобильные телефоны _________________________ 13
4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ_____________________ 14
4.1. Виды. Практическая значимость__________________________________ 14
4.2. Определение эластичности на мобильные телефоны _________________ 17
5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ_______________ 18
5.1. Расчёт издержек производства, выручки и прибыли на мобильные телефоны ________________________________________________________ 21
Заключение ______________________________________________________ 22
Список использованной литературы _________________________________ 23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

 

  Равновесный объём производства (выпуска) - это такой объём производства, при котором совокупное предложение равно совокупному спросу, или это объём производства, обеспечивающий расходы, достаточные для закупки данного объёма производства.

 

Избыток и дефицит товара

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени  рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS) ( рис.5).[3]

 

Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.

 

Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.

 

Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности  выступает как несовершенство системы  цен.

 Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.

 

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции. [9]

 

Уравновешивающую функцию  выполняет цена, которая стимулирует  рост предложения при дефиците товаров  и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

 

Как показано на рис.5, любой  избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

 

 

 

3.2. Равновесная  цена на мобильные телефоны

 

Цены на мобильные  телефоны постоянно снижаются, но не очень быстро. Ажиотажный спрос на мобильные телефоны продолжается, спрос расширяется за счёт привлечения всё новых и новых клиентов. При это общие сборы в этом бизнесе увеличиваются за счёт увеличения количества клиентов даже при снижающихся ценах. Опережающий прирост клиентуры компенсирует снижение цен.

 

Будет ли так всегда? Экономическая  теория предсказывает, что спрос  раньше или позже стабилизируется, наступит равновесное состояние. Но это длительный процесс. К тому же говорить о нише мобильных телефонов можно допуская некоторое обобщение. Этот рынок довольно сложен, и поэтому он не развивается равномерно. Рынок перманентно стремится к равновесному состоянию, но постоянно предпринимаются усилия для того, чтобы "изобрести" новое предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

4.1. Виды. Практическая  значимость

Эластичность - мера реакции  одной экономической переменной на изменение другой.

В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса  на товар- это процентное соотношение  между изменением в  цене или доходе и изменением спроса.

Эластичность спроса по цене.

Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.

 

, где:

 

E(p)- эластичность спроса  по цене;

d Qd (%)- процентное изменение  спроса;

d P(%) - процентное изменение  цены.

 

При измерении процентного  изменения экономических величин  обычный способ  вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда:

 

 

 х 100% , где

Q2  и Q1- - конечный  и начальный спрос;

 

, где

P2 и P1 - конечная и   начальная цена.

Выделяют несколько  видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента  эластичности.

 

 

E > 1 - эластичный спрос  (на товары роскоши);

E < 1 - неэластичный спрос  (на предметы первой необходимости);

E = 1- спрос с единичной  эластичностью (зависит от индивидуального  выбора);

E = 0 - совершенно неэластичный  спрос (соль, медикаменты);

E - совершенно эластичный  спрос (в условиях совершенного  рынка).

 

На графике спрос  разной степени эластичности можно представить следующим образом:

Эластичность спроса

 

 

 

 

Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к.  эластичности  действительны  для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.

 

2. Эластичность спроса  по доходу.

Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах  при неизменности цен.

 

  ,  где

 

d Y (%) - процентное  изменение  дохода

 

Значение эластичности по доходам тесно связано с  понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса.

Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном  направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.

 

3. Перекрестная эластичность.

 

Она характеризует чувствительность спроса на  один товар при изменении  цен на другой.

 

  , где

 

E (k) - перекрестная эластичность; 

d Q1 (%) - процентное изменение  спроса на один товар;

d P2 (%) - процентное изменение  цены на другой товар.

 

С помощью коэффициента   эластичности можно определить следующие  виды перекрестной эластичности:

 

а) E (k) > 0  для товаров-субститутов;

б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;

в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.

 

Эластичность предложения  товара (по цене) - это процентное соотношение  между изменением в цене и изменением предложения.

 

 

Одним из определяющих элементов  эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность  факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию  увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит  и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением  времени адаптация производителей к рыночным условиям  улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.

 

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области  занятости.

 

 

4.2. Определение  эластичности на мобильные телефоны

1. Если при росте  (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), то такой товар называется нормальным.

В этом случае:

Термин «нормальный  товар» употребляется постольку, поскольку  естественна (нормальна) ситуация, при  которой чем богаче (беднее) потребитель, тем больше (меньше) разнообразных товаров он покупает.

 

Пусть доход потребителя  вырос (упал) на 10%. При этом его спрос  на мобильный телефон увеличился (снизился), например, на 20%. Тогда:

. Или:

2. Если при росте  (снижении) дохода спрос на товар снижается (растет), то такой товар называется малоценным.

В этом случае:

Так предположим, что  при падении дохода на 10% спрос  на мобильный телефон возрастает на 8%. Тогда:

Первый случай (когда  товар нормальный) допускает два  варианта:

1a. Если при росте  (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), но в меньшей степени, чем доход, то такой товар называется

предметом первой необходимости.

В этом случае:

Предположим, доход потребителя  вырос (упал) на 10%. При этом его спрос  на мобильный телефон увеличился (снизился), например, на 5%. Тогда:

. Или:

1b. Если при росте  (снижении) дохода спрос на товар  растет (снижается), но в большей  степени, чем доход, то такие  товары называются

предметами роскоши.

В этом случае:

Приведенный выше пример (доход вырос или снизился на 10%, а спрос – на 20%) как раз и относится к тому случаю, когда нормальный товар одновременно является и предметом роскоши.

 

5. ИЗДЕРЖКИ  ПРОИЗВОДСТВА, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ

Издержки производства

 

Количество товара, которое  предприятие может предложить на рынке, зависит от уровня издержек (затрат) на его производство и цены, по которой товар будет продаваться на рынке.

 

Из этого следует, что  знание издержек на производство и  реализацию товара является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования предприятия.

 

Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления  предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.

 

Они могут быть представлены в показателях себестоимости  продукции, характеризующей в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукции.

 

Цена, по которой приобретаются  производственные ресурсы, не зависит  от деятельности предприятия. Она определяется складывающимся спросом и предложением на ресурсы. Отсюда для предприятия чрезвычайно важен технологический аспект формирования издержек производства, определяющий, с одной стороны, количество привлекаемых производственных ресурсов, а с другой - качество их использования.

 

Причем предприятие  должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективными как  с технологической, так и экономической  точки зрения ' и обеспечивали бы наименьшие издержки производства.

 

В итоге экономические  издержки - это плата поставщику, осуществляемая предприятием, или доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые предприятием, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данным предприятием и для определенного варианта производства.

 

Различают внешние и внутренние издержки. К внешним издержкам относится оплата труда работников, топлива, комплектующих изделий, т.е. того, что не производит предприятие для создания данного изделия. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше, чем внутренних.

Информация о работе Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара