Разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

, цель данной работы: изучить процесс разгосударствления и приватизации на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей.
Задачи курсовой работы:
-изучить сущность разгосударствления основное содержание преобразований собственности;
- изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
- изучить методы и формы приватизации;
- изучить процесс разгосударствления и приватизации за рубежом;
- изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая итог2.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой  стране.

Актуальность  данной темы, состоит в том, что  последнее десятилетие характеризуется  радикальными преобразованиями в отношениях собственности, суть которых заключается в разгосударствлении и в утверждении плюралистической её структуры. Этот процесс получил повсеместное распространение в бывших социалистических странах. Приватизационные процессы ныне развертываются довольно интенсивно в индустриальных отраслях  и даже в  сельском хозяйстве.

Приватизация  представляет собой потенциальную  революцию в обеспечении экономического роста и развития. По существу процесс  приватизации и разгосударствления - это стержень  экономической  реформы . Но еще больше эти процессы касаются самого человека. Они меняют его мироощущения, наполняют чувством хозяина, осознанного труженика, ответственного за собственное благополучие и будущее своих потомков.

Таким образом, цель данной работы: изучить  процесс разгосударствления и приватизации на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей.

Задачи курсовой работы:

-изучить сущность  разгосударствления основное содержание  преобразований собственности;

- изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;

- изучить методы и  формы приватизации;

- изучить процесс  разгосударствления и приватизации  за рубежом;

- изучить этапы  проведения приватизация в Республике  Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ

1.1. Способы разгосударствления

 

Эффективность функционирования рыночной экономики  во многом зависит от степени экономической  самостоятельности хозяйствующих  субъектов, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.

Разгосударствление  собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация-   не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.     Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма в экономике,  формирование многоукладной, смешанной экономики,  децентрализация управления ею, освобождения государства от функций  прямого хозяйственного  управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономических методам, а с другой-  смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь разгосударствление  непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам:  к созданию,  во-первых, не государственно  сектора с многообразными  типами хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождению их от административно-командного диктата; в-третьих,  к приватизации, т.е. к передаче в распоряжении коллективов  и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности. 

Значит, приватизацию следует рассматривать  как одну из форм разгосударствления, но последние возможны и без приватизации. В таком случае смена собственника не происходит, а идет децентрализация в пределах государственного управления собственностью [5, с. 56].

Основными способами разгосударствления являются:

  1. либерализация рынков;
  2. коммерциализация;
  3. стимулирование создания и расширение сферы деятельности                               смешанных предприятий (государственно-частных);
  4. денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в  тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства.

Речь идет о:

- снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

- о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

Государство поощряет также малый  бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения  иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация  государственных предприятий заключается  в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло  бы сопровождаться льготным кредитованием  и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении  собственности и совершенствовании  хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального  продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов [7, с.146].

1.2.  Сущность  приватизации

 

 В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

 Под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности  на предприятия, имущественные комплексы и иное  имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. Приватизация может использоваться как одно из средств оздоровления отдельных звеньев экономики.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят  как макроэкономический, так и  микроэкономический характер. Необходимость  постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек [5, с. 56].

Приватизация  выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.

К главным целям  приватизации, следует отнести:

-  формирование  новых форм собственности: частной  и смешанной.  Господство частной  собственности обеспечивает формирование  основных черт рыночной экономики  - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.

-  создание  хозяйственно- правовых условий  для эффективной работы отдельных  предприятий и национальной экономики  в целом, содействие структурной  перестройке и активизации инвестиционного  процесса, повышению на этой основе  жизненного уровня населения;

- формирование  новых экономических отношений,  построенных на 
многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

-  развитие  конкурентной среды и предпринимательской  деятельности, содействие демонополизации  народного хозяйства, формирование  активной трудовой и хозяйственной  мотивации;

-  сокращение  вмешательства государства в  экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;

-  уменьшение  расходов на государственное  управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит  госбюджета);

-  становление слоя частных собственников (среднего класса).

Конечной целью  приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.

Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия  в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д. [8, c. 73]

 

1.3.  Методы  приватизации

 

Мировой практике приватизации государственной собственности  известны два метода ее осуществления - возмездный и безвозмездный.

Возмездный  метод - это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации обеспечивает появление частного собственника; дает государству дополнительные средства; также создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который привносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Безвозмездный метод - это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно - ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Разновидностью  этой модели приватизации является ваучерная  приватизация - выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги.

Вместе с  тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и  недостатки.

Возмездный  метод приватизации:

  • обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает»

действие законов рыночной экономики;

Информация о работе Разгосударствление и приватизация