Разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

, цель данной работы: изучить процесс разгосударствления и приватизации на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей.
Задачи курсовой работы:
-изучить сущность разгосударствления основное содержание преобразований собственности;
- изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
- изучить методы и формы приватизации;
- изучить процесс разгосударствления и приватизации за рубежом;
- изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая итог2.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)
  • свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении

собственности и формирует ответственного хозяина;

  • уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный

эффект;

  • представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
  • дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, 
    способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако ориентация только на продажу объектов государственной собственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.

В то же время  осуществление приватизации методом  безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:

- вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную

напряженность, но такое уравнительное распределение  не является 
«двигателем» рыночной экономики;

- расширяет круг потенциальных собственников из числа не только

производственной, но и социальной среды, однако нет  гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»;

- позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать»

 рост цен,  потери от безработицы, но для  этого не обязательно пытаться  сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей;

- является быстрым способом раздела и преобразования государственной

собственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.[9, с. 125]

 

1.4. Формы приватизации

 

Разгосударствление  и приватизация собственности могут  осуществляться в форме выкупа имущества  государственного предприятия, сданного в аренду, превращения государственных  предприятий в акционерные общества; создание коллективных предприятий; продажи государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездной передачи имущества гражданам. Разгосударствление и приватизация могут производиться и в других, не противоречащих действующему законодательству формах.

С точки зрения интересов современного производства наиболее целесообразной формой приватизации следует считать аренду, т.к. она не вносит коренной ломки в производственный процесс, понятна и доступна коллективу работников. Аренда — это форма отношений, возникающая между собственником сдаваемого имущества и арендатором, нанимающим на правах владения и пользования это имущество для производства каких-то работ в течение определенного срока с учетом оговоренной арендным договором платы. Аренда не вносит изменений в право собственности, но она преобразует субъект собственности, делая его хозяйствующим элементом экономической жизни. В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

 Арендная плата — сумма денег или иного рода платежей, которую выплачивает или вносит арендатор собственнику (арендодателю) за предоставленную возможность на договорных условиях пользоваться имуществом. В арендную плату включаются амортизационные отчисления от стоимости арендного имущества, а также часть дохода, которая, как правило, не ниже уровня банковского процента. Размер отчислений от дохода устанавливается договором об аренде.

Получив имущество  в аренду, арендатор может сам  его использовать либо сдать в аренду третьему лицу. В таком случае бывший арендатор по отношению к данному лицу становится арендодателем, а возникающие в таком случае отношения получают название субаренды. Субаренда менее выгодна конечному арендатору, ибо предполагает установление более высокой арендной платы, позволяющей обеспечить доход и собственнику, и первому арендатору. Чтобы избежать возможности получения доходов только на субаренде, государство регулирует этот процесс, предусматривая, чтобы такая система аренды не сопровождалась падением экономического потенциала предприятия. По ряду средств производства, таким, как земля, природные ресурсы, субаренда не допускается.

Существуют  три вида аренды. К первому виду относится аренда, когда арендуется с возможным последующим выкупом все государственное предприятие или организация.

Арендатор по соглашению с арендодателем (собственником  имущества) может выкупить взятое в аренду имущество. В таком случае руководство арендного предприятия на основании решения общего собрания (конференции) разрабатывает проект договора на выкуп арендуемого имущества и передает его в орган приватизации, который должен рассмотреть эту заявку и вынести по ней решение. Порядок перехода всего имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива устанавливается Положением о преобразовании государственного предприятия в коллективное (народное) предприятие. Как правило, при этом предусматривается сохранение на срок от 1,5 до 5 лет профиля предприятия, объемов его производства; сохранение, а если не получается, то изменение числа рабочих мест; выполнение перед потребителями обязательств по поставкам; осуществление мероприятий по улучшению условий труда, обеспечению экологической безопасности и защиты окружающей среды; содержание объектов социально-бытового назначения и поддержание определенного уровня социально-бытового обеспечения работников и другие обязательства.

Ко второму виду относится внутрихозяйственная аренда. При ней отдельные звенья предприятия работают на аренде (арендном подряде). По арендному договору эти подразделения берут на себя обязательства производить и передавать предприятию по внутрипроизводственным ценам и тарифам определенное количество продукции, соответствующей технико-производственным стандартам. В случае выпуска продукции сверх установленного объема дополнительной выручкой арендное звено распоряжается самостоятельно. При арендном подряде предприятие осуществляет расчеты с бюджетом, банком и другими предприятиями по результатам деятельности предприятия в целом.

Третьим видом аренды выступает семейная, или индивидуальная, аренда. Здесь арендатор, как правило, не связан с арендодателем производственно-финансовыми отношениями. Он самостоятелен в вопросах производства и реализации продукции, выплачивает арендодателю лишь размер арендной платы. Подобный вид аренды имеет распространение в сельском хозяйстве, сфере обслуживания, торговле и т.д.

Кроме арендной платы между арендатором и  арендодателем возникают и иного содержания отношения. В случае, если за счет амортизационных отчислений или других средств имущество обновляется, они увеличивают остаточную стоимость и являются собственностью арендодателя. Если арендное имущество приходит в негодность раньше срока, убытки возмещает арендатор. Он же возмещает убытки, если возвращаемое имущество окажется в худшем состоянии, чем предусматривалось договором. Однако если арендатор по истечении положенного срока возвращает имущество в надлежащем состоянии, арендодатель должен выплатить ему соответствующую компенсацию.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации –  публичная продажа акций населению, при которой государственное  предприятие превращается в акционерное  общество открытого типа. Продажа  акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

Публичная продажа  акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.[5, с 59]

 

Заключение

 

На пути к  рыночной экономике разгосударствление является одним из самых важных этапов. На опыте других стран хорошо зарекомендовали  себя такие способы разгосударствления как, приватизация собственности, либерализация рынков создание смешенных предприятий. Одним из важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект.

  Приватизация собственности несет за собой, как множество положительных факторов, так и отрицательных. К положительным можно отнести такие факторы как модернизация основных фондов предприятия, движение НТП, совершенствование организации и нормирования труда, освобождает средства бюджета ранее финансировавшие убыточные предприятия и другие. К отрицательным можно отнести рост безработицы, усиление социальной напряженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ОПЫТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

    1. Организация и ход приватизации в Украине

 

Приватизацию на Украине можно разделить на несколько этапов.

Первый этап охватывал 1991 – 1992 гг. – образование и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов.

Второй – 1992-1994 гг. характеризовался тем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали, в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предприятий с последующим выкупом.

Среди первых и наиболее удачных  примеров приватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО “Oболонь”, львовскую кондитерскую фабрику “Свиточ”, СП «Кофейная фабрика ”Галка»»,АО “Электрон”,металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь”(г. Мариуполь),  им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других.

Однако практика показала, что внедрение  аренды с выкупом вызывало конфликт интересов арендаторов и большинства населения.

Проявились также недостатки коллективной формы собственности арендаторов  – нехватка инвестиционных ресурсов, инертность в организации и управлении производством. Возникла необходимость внедрения новых способов приватизации. Одним из них стала корпоратизация, которая представляла собой превращение крупных и средних государственных предприятий и закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества.

Третий этап приватизации проходил с 1995 по 1998 год. Он обуславливал проведение массовой приватизации, преимущественно за приватизационные бумаги с привлечением широких кругов населения. Был заложен фундамент для проведения индивидуальных процедур приватизации крупных предприятий.

В этот период население  страны получило 46 млн. приватизационных имущественных сертификатов и на 1 млрд. грн. Компенсационных сертификатов. В процессе малой приватизации в руки частных собственников перешло более 50 тыс. объектов промышленности, торговли, общественного питания и т.п.

С 2000г. начался четвертый этап приватизации – преимущественно индивидуальной денежной. Он потребовал существенного совершенствования и расширения законодательной базы. Этот вопрос в значительной мере решен в Государственной программе приватизации на 2000-2002 гг., принятой Верховной радой Украины 18 мая 2000 года.[8, c. 74]

Индивидуальная приватизация предусматривает, что целью продажи  целостных имущественных комплексов или пакетов акций предприятий  является концентрация капитала и обеспечение эффективного функционирования предприятия в послеприватизационный период.

Оценивая результаты приватизации на Украине за весь период ее осуществления, следует отметить, что этот процесс был наиболее динамичным и результативным общественным процессом последнего десятилетия и стал основой экономических реформ в стране.

Для более точного  представления о выполнения приватизации на Украине в 2002-2004 гг. далее будет  представлена таблица 1.

                                                                                                                                  

Таблица 2.1  Выполнение планов по приватизации в Украине в 2002-2004 гг., млн. грн.

Год

План

Поступления %

Выполнения

2002

3160,04

66,59

19,1

2003

2152,79

2175,11

100,6

2004

5215,58

9559

183,98

2005

4933,95

38,08 (нa 21.01.05 г.)

1,79


    

Если рассматривать  процесс приватизации в данный момент, то следует отметить, что в Украине за январь-ноябрь 2010 г. в государственный бюджет от приватизации, аренды государственного имущества, а также дивидендов на государственную долю акций поступило 1 млрд. 475,93 млн. грн. В частности, от приватизации - 936,211 млн. грн (14,74% от годового плана), аренды - 539,721 млн. грн (83,03% от годового плана), дивидендов - 251,754 млн. грн

(225,99 от годового плана). Также можно отметить, что в Украине за январь- октябрь 2010 г. В государственный бюджет от приватизации, аренды государственного имущества, а также дивидендов  на государственную долю акций поступило 1 млрд. 281,48 млн. грн.[8, c. 79]

2.2  Приватизация  во Франции

 

Госсектор Франции  формировался под воздействием сменявших  друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация