Различные теории государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Органы государственной власти не располагают действенными, методологически обоснованными программами государственного регулирования экономики. Используемые ими инструменты противоречивы, непоследовательны, не опираются на единую методологию, теорию и методику государственного регулирования. Применяемые в научных исследованиях термины, понятия не сведены в единую систему. Отсутствует комплексное изучение механизма государственного регулирования экономики на основе диалектического метода, включающее движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении; содержащее общие и специфические черты системы; базирующееся на анализе и синтезе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Сущность Государственного регулирования экономики
Цели, задачи, функции ГРЭ………………………………………………
Механизм государственного регулирования…………………………
Глава 2. Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики
Глава 3. Различные теории государственного регулирования экономики.
3.1Меркантилисты.
3.2Классическая теория.
3.3Кейнсианская теория.
3.4 Неоклассическая теория.
Глава 4. Особенности ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Заключение……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агентство  связи

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный  университет

телекоммуникаций и информатики

(ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»)

                                                                   

 

                                                                         Кафедра экономической теории

 

 

                                              Курсовая работа

По дисциплине «Концепции государственного регулирования экономики»

 

 

 

                                                                                                                                     

                                                                                           

 

 

                                                                                            

 

 

                                            Новосибирск 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Сущность Государственного регулирования экономики

    1. Цели, задачи, функции ГРЭ………………………………………………
    2. Механизм государственного регулирования…………………………

Глава 2. Методы, средства, формы  и инструменты государственного регулирования экономики

Глава 3. Различные теории государственного регулирования экономики.

3.1Меркантилисты.

3.2Классическая теория.

3.3Кейнсианская теория.

3.4 Неоклассическая теория.

Глава 4. Особенности  ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Заключение……………………………………………………………

Список литературы………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма её взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Вопросы теории, методологии, практики государственного регулирования являются чрезвычайно насущными для современной России, быстро перешедшей от системы тотального вмешательства государства в экономическую жизнь субъектов хозяйственной деятельности к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах.

Органы государственной  власти не располагают действенными, методологически обоснованными  программами государственного регулирования  экономики. Используемые ими инструменты  противоречивы, непоследовательны, не опираются на единую методологию, теорию и методику государственного регулирования. Применяемые в научных исследованиях  термины, понятия не сведены в  единую систему. Отсутствует комплексное изучение механизма государственного регулирования экономики на основе диалектического метода, включающее движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении; содержащее общие и специфические черты системы; базирующееся на анализе и синтезе.

 

Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей, принципов и функций механизма  государственного регулирования экономики, в обосновании необходимости  государственного вмешательства в  экономику.

 

Основными задачами являются:

- анализ существующих  концепций государственного регулирования  экономики;

- выявление сфер государственного  вмешательства;

- определение объекта  и предмета государственного  регулирования экономики;

-определение сущности  механизма государственного регулирования  рыночной экономики, его целей  и функций;

- анализ особенностей  государственного воздействия на  экономику в условиях современной России.

Предметом исследования являются экономические отношения между  участниками государственного регулирования  экономики.

Объектом исследования является экономическая система Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.

Государственное регулирование  экономики воздействует на три взаимосвязанных  части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.

Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в  экономической политике. Государственное  регулирование экономики в себя включает:

* информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;

* обоснование важнейших  моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;

* выполнение мероприятий  развития государственного сектора  экономики -- важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.

Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие  понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.

Экономика - это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика - это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.

Экономика является последовательным движением, воспроизводством общественного  богатства по цепочке производство -- распределение - обмен -- потребление. С точки зрения производства экономика отражает систему экономических связей в обществе, и основе этой связи лежит господствующий тип собственности.

Задачи государственного регулирования экономики - это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:

* экономическая свобода;

* стабильный уровень цен;

*экономический рост и экономическое развитие.

* ориентация на достижение экономической эффективности;

* полная и эффективная занятость;

* справедливое распределение доходов;

* сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей». Это - взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник». Он представляет собой четыре взаимосвязанные цели:

* экономический рост;

* высокий уровень занятости;

* стабильность цен или устойчивость денег

* внешнеэкономическое равновесие.

Государство несет ответственность  за реализацию этих целей.

Ситуации, при которых  возникает необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики, обусловлены следующими факторами:

а) сбои в работе рыночного хозяйства;

б) необходимость стабилизации внешних эффектов, что возникает  из-за невозможности рыночного хозяйства  в определенных ситуациях разрешать  задачи развития экономики и всех ее составляющих;

в) необходимость поиска эффективных вариантов удовлетворения потребностей общества в общественных благах

Сферами государственного регулирования экономики в рыночных условиях являются:

* экономические периоды (циклы);

* микроэкономические кризисы;

* рыночная конкурентная  среда;

* малообеспеченные и социально беззащитные слои общества.

Объектами государственного регулирования экономики являются условия, отношения и процессы в среде общественного воспроизводства, функционирование которых обеспечивается рыночным механизмом плохо или вообще не обеспечивается. В качестве таких объектов выделяют:

* общехозяйственные процессы, например, обращение денежной массы,  экономический цикл, инвестиции, цены, занятость;

* важные крупные национальные  корпорации, имеющие значительное  влияние на экономику страны

* развитие крупных экономических  секторов: сельское хозяйство, производство, оборонная промышленность, банковская сфера;

* развитие регионов государства. 

Выделяют следующие формы  государственного регулирования экономики: денежно-кредитное, бюджетно-налоговое, административное.

Денежно-кредитное регулирование экономики включает в себя действия государства по борьбе с инфляцией и поддержанию стабильного курса национальной валюты.

Бюджетно-налоговое регулирование экономики включает этапы работы над бюджетом: разработку, утверждение и исполнение бюджета.

Административное  регулирование - это такие меры, как принудительное картелирование или разукрупнение, квотирование и лицензирование.

Средства государственного регулирования экономики. Чтобы  воздействовать на развитие страны в  экономической сфере, государство  может применять следующие средства:

* регулирование экономики налогами;

* управление производственными ресурсами;

* монетарные методы воздействия.

Каждое из этих средств  может применяться отдельно, но в  условиях переходного периода государство  применяет весь набор этих средств.

 

1.2 Механизм государственного регулирования

Объекты и субъекты ГРЭ

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты  ГРЭ:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и  региональная структура хозяйства;

условия накопления капитала и занятость;

денежное обращение;

регулирование цен

платежный баланс;

условия конкуренции;

социальные отношения, включая  отношения между рабочими и работодателями;

подготовка и переподготовка кадров;

защита окружающей среды;

внешнеэкономические связи.

Объекты ГРЭ различаются  в зависимости от уровня решаемых задач, такие как:

фирмы, отрасли, регионы, сектора  экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля, услуги и др.);

хозяйство в целом (хозяйственный  цикл, денежное обращение, цены);

глобальные (социальные отношения, экология);

национальный (экономико-политическое отношение с иностранными государствами, интеграционный процесс).

Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен.

В области отраслевой и  территориальной структуры ГРЭ  также играет значительную роль. Здесь  при помощи финансовых стимулов и  государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные  условия отдельным отраслям и  регионам. В одном случае поддержка  оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в  состоянии затяжного кризиса; в  другом случае поощряется развитие новых  отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным  структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности  и конкурентоспособности. Но также  могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Информация о работе Различные теории государственного регулирования экономики