Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа
Органы государственной власти не располагают действенными, методологически обоснованными программами государственного регулирования экономики. Используемые ими инструменты противоречивы, непоследовательны, не опираются на единую методологию, теорию и методику государственного регулирования. Применяемые в научных исследованиях термины, понятия не сведены в единую систему. Отсутствует комплексное изучение механизма государственного регулирования экономики на основе диалектического метода, включающее движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении; содержащее общие и специфические черты системы; базирующееся на анализе и синтезе.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Сущность Государственного регулирования экономики
Цели, задачи, функции ГРЭ………………………………………………
Механизм государственного регулирования…………………………
Глава 2. Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики
Глава 3. Различные теории государственного регулирования экономики.
3.1Меркантилисты.
3.2Классическая теория.
3.3Кейнсианская теория.
3.4 Неоклассическая теория.
Глава 4. Особенности ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Заключение……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………..
J(инвестиции) = S(сбережения).
Обеспечить такое равенство, считал Кейнс, можно только при низкой норме процента. И чем она ниже, тем (при прочих равных условиях) оживленнее инвестиционный процесс, и наоборот. Причина проста - низкий процент означает, что кредиты дешевы и предпринимателю целесообразно брать больше кредитов и, значит, больше вкладывать в развитие производства.
Однако эффективность
денежной политики объективно
ограничена. Ее смысл заключается
в том, чтобы увеличить
По мнению Кейнса, весьма целесообразно также способствовать уменьшению имущественного неравенства в обществе. С помощью налогового перераспределения доходов, необходимо увеличивать выплаты малоимущим. Это будет содействовать росту их платежеспособного спроса на самые массовые виды товаров и тем самым стимулировать рост производства.
В соответствии
с положениями современного
3.4 Неоклассическая теория.
Теоретической базой неокласической модели стали концепции классического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер при воздействии на предложение. Многие сторонники экономики предложения считали необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов).
Основные трудности на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление анти-инфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставления налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сокращает и доходы госбюджета, и увеличивает его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Роль государства в
функционировании экономики в разных
странах различается по масштабам,
формам, методам и особенностям воздействия
государства на экономику, по готовности
общества принимать и поддерживать
такое вмешательство
К настоящему времени в России система государственного регулирования все еще не сложилась. Есть некоторые законы по регулированию отдельных сфер экономической деятельности, но научно обоснованной, ориентированной на длительную перспективу концепции или стратегической программы государственного регулирования нет. Государственному регулированию присущ некомплексный характер, оно было ориентировано до последнего времени на решение текущих задач. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. Сегодня справедливо подчёркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования экономики. Слабость и порочность действующей системы связаны с утверждением криминально-бюрократического режима, недемократического по существу и нуждающегося в реформировании20.
В течение длительного времени для России был характерен мобилизационный тип развития. Ему присущи противоречия между интересами государства во взаимоотношениях его с обществом, определяющее значение политических, а не экономических факторов развития. Инструментом организации систематического принуждения выступали авторитарные и тоталитарные политические системы и режимы. Мобилизационный тип развития принципиально отличается от инновационного. При первом имеет место приоритет государства над обществом, а при втором – государство и общество выступают как равноправные партнёры. Кроме того, в последнем случае государство призвано обслуживать не капитал, а общество. В процессе рыночных преобразований в России мобилизационный тип развития был заменен олигархическим. Для него характерно формирование политико-финансовой олигархии, роль которой становится экономически доминирующей в выработке экономического и политического курса. Для олигархического типа развития характерны сращивание собственности и власти, приоритет капитала над трудом и потребителем. Источником политического влияния стала собственность на институты государства и общества. Неизбежным результатом слабости государства стала чрезмерная коррупция и криминализация экономики. Тотальное перемещение собственности и доходов от массового потребителя и государства к немногочисленной экономической элите, финансовой олигархии лишило производство внутреннего импульса развития и обрекло экономику на стагнацию. Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы отдельной, пусть даже весьма инициативной части представителей частного бизнеса.
Поэтому основная проблема состоит в формировании структур гражданского общества и правового государства, приоритета труда над капиталом. Государство должно гарантировать надёжное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно подорвать базу для коррупции, взяточничества, криминала21.
Россия характеризуется низкой формализацией контрактных отношений. Это служит источником противоречивости государственного регулирования. Неэффективность существующих контрактов между государством и регулирующими органами в России отражается в наличии практики перекрестного субсидирования. Покупатели регулируемых предприятий делятся на три группы: население, бюджетные организации и коммерческие потребители. Как правило, органы регулирования устанавливают наименьшие тарифы для населения, часто на уровне или даже ниже себестоимости. Тарифы для бюджетных организаций выше, но эту группу потребителей отличает крайне низкая дисциплина платежей. Самыми высокими оказываются тарифы для коммерческих потребителей. Таким образом, в большинстве случаев решается проблема доходов, выпадающих за счет первых двух групп потребителей. Но спрос коммерческих потребителей является наиболее эластичным, они проявляют большую активность в поиске альтернативных поставщиков услуг там, где это возможно. Многие предприятия строят собственные генераторы электрической энергии и водозаборы с высокой себестоимостью производства, предпочитают использовать сотовую связь для междугородних и международных переговоров вместо электросвязи...
При этом издержки предприятий
оказываются сравнимыми с регулируемыми
тарифами, а качество услуг и надёжность
поставок намного выше. Таким образом,
регулируемые фирмы теряют наиболее
выгодных клиентов, а значит, и значительную
часть дохода. Если эти тенденции
окажутся устойчивыми, то в недалёком
будущем основными
Особо нужно сказать о
задолженности бюджетных
Для сохранения и умножения научного и технологического потенциала России требуется комплекс тщательно разработанных мероприятий. Прежде всего, необходимы разработка и реализация государственной научно-технической политики. Это одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственного управления на современном этапе. Основным критерием преобразований должны быть не формальные темпы проведения реформ, а минимизация потерь национального богатства, достижение реального улучшения жизни населения.
Уже в ближайшее время
важно скорректировать
Наиболее острой является
проблема дезинтеграции, которая проявляется
в нарушении сложившихся
Вывоз капитала из России в условиях политической и экономической нестабильности сложно предотвратить. Привлечь капитал в производственный сектор можно за счёт низких тарифов и цен на энергетические источники и сырье. Закон средней нормы прибыли на капитал, перелив капитала в чистом виде в России не действует, но у государства имеются свои рычаги: во-первых, создание стабильной политической и экономической ситуации; во-вторых, реально, а не формально контролируемые цены, а также кредиты и налоги; в-третьих, формирование устойчивого спроса в виде заказов и гарантий по реализации производственной продукции.
Для российской экономики
важный урок последних лет заключается
в понимании необходимости для
страны формирования целостной системы
государственного регулирования экономики.
Речь идет не о возвращении к системе
директивного планирования и управления,
а о том, чтобы сделать российское
государство эффективным
Заключение
Государственное регулирование – неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
Исторический опыт России
показывает, что специфика развития
страны, разнообразие природных, социальных,
национальных факторов предопределяют
смешанную, взаимосвязанную, по сути, четко
интегрированную систему
Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного производства, оно особенно необходимо при проведении экономических реформ. Исключительно важную роль государственное регулирование играет в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо также осуществлять регулирование природопользования и внешнеэкономических связей.
Суть государственного регулирования
на современном этапе переходного
периода заключается не в полном
демонтаже старой системы, а в
создании более эффективной системы
регулирования экономики с
Определяя масштабы и механизмы системы государственного регулирования экономики, государство, прежде всего, решает проблему создания предпосылок и условий, необходимых для нормального, эффективного функционирования цивилизованной рыночной экономики
Список литературы
1. Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1979. – 406 с.
2. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег//Антология экономической классики: В 2т. – М.: Экономика, 1993. – Т.2. – С. 137 – 434.
Информация о работе Различные теории государственного регулирования экономики