Различные теории государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Органы государственной власти не располагают действенными, методологически обоснованными программами государственного регулирования экономики. Используемые ими инструменты противоречивы, непоследовательны, не опираются на единую методологию, теорию и методику государственного регулирования. Применяемые в научных исследованиях термины, понятия не сведены в единую систему. Отсутствует комплексное изучение механизма государственного регулирования экономики на основе диалектического метода, включающее движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении; содержащее общие и специфические черты системы; базирующееся на анализе и синтезе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Сущность Государственного регулирования экономики
Цели, задачи, функции ГРЭ………………………………………………
Механизм государственного регулирования…………………………
Глава 2. Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики
Глава 3. Различные теории государственного регулирования экономики.
3.1Меркантилисты.
3.2Классическая теория.
3.3Кейнсианская теория.
3.4 Неоклассическая теория.
Глава 4. Особенности ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Заключение……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики. Основные экономические средства-это:

- регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая  центральным банком);

- установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые финансовые институты  страны обязаны хранить в центральном банке;

-операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие как: эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение.

Выделяют следующие формы  государственного регулирования экономики: денежно-кредитное, бюджетно-налоговое, административное.

Денежно-кредитное регулирование экономики включает в себя действия государства по борьбе с инфляцией и поддержанию стабильного курса национальной валюты.

Бюджетно-налоговое регулирование экономики включает этапы работы над бюджетом: разработку, утверждение и исполнение бюджета.

Административное  регулирование - это такие меры, как принудительное картелирование или разукрупнение, квотирование и лицензирование.

Материальной базой и  важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач.

Социальная политика и  внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным  инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие  основные элементы: экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование.

Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер.

Экономический прогноз - исходная основа для определения целей, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.

Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики или  отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых  комплексов и т. д.).

        Бюджетирование экономического развития представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на ход экономического развития. Государственный бюджет представляет собой основной документ реального управления экономическим развитием страны.

Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих  субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.

Индикативный план - основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.

Для каждой страны набор  инструментов и степень вмешательства  государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех  или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

 

Глава3. Взгляды экономических школ на ГРЭ

 

3.1 Меркантилисты.

История государственного регулирования  восходит к концу средневековья, когда основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала  активное вмешательство государства  в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства  страны - количество золота. Именно поэтому  они призывали поощрять экспорт  и сдерживать импорт.

 

3.2 Классическая теория

   Классическая традиция. С тех пор как сформировалась  экономическая наука, одним из  главных вопросов был вопрос  о том, движется ли экономика  к долгосрочному равновесию, при  котором достигается занятость,  спонтанно или необходимо государственное  вмешательство.Под словом «классический» понимаются те подходы, в которых на первый план выдвигаются силы, обеспечивающие саморегулирование экономики.

   Согласно классической  экономической теории, благодаря  гибкости цен и зарплаты экономика  быстро приходит в состояние  долгосрочного равновесия. Ниже  с помощью модели совокупного  спроса и предложения раскрывается сущность классического подхода к макроэкономике и вытекающие из него политико-экономические рекомендации.

   Закон рынков Сея. До того как в 1935 г. Д. Кейнс написал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег», большинство крупных экономистов относились к классической школе. Эти экономисты находились под сильным впечатлением от промышленной революции с ее разделением труда, накоплением капитала и расширением сферы международной торговли. Они знали о существовании экономических циклов, но рассматривали их как временные, самоустраняющиеся отклонения. Их взгляды опирались на закон рынков Сея. Эта концепция, предложенная в 1803 г. французским экономистом Ж.-Б. Сеем, гласит, что перепроизводство невозможно по самой своей природе. Иногда данный закон формулируется так: предложение рождает спрос. Закон Сея базируется на предположении, согласно которому между денежной экономикой и бартерным хозяйством нет существенных различий - сколько бы продукции не произвели фабрики, все это в состоянии купить работники.

   Многие выдающиеся  экономисты, включая Д. Рикардо (1817), Д.С. Милля (1848) и А. Маршалла (1890), также считали, что перепроизводство невозможно. Даже в разгар великой депрессии, когда безработица в Америке охватила четвертую часть рабочей силы, видный экономист А. С. Лигу писал, что в условиях совершенно свободной конкуренции всегда будет действовать тенденция к достижению полной занятости. Та же безработица, которую можно наблюдать в любой данный момент времени, существует исключительно вследствие разного рода трений, препятствующих мгновенной корректировке зарплаты и цен. Как следует из приведенного высказывания, в основе классического подхода лежало убеждение, что цены и зарплата являются достаточно гибкими, чтобы рынки очень быстро возвращались в состояние равновесия. Если корректировка цен и зарплаты происходит быстро, то короткий период, в котором цены неподвижны, оказывается настолько коротким, что им можно пренебречь. Экономисты-классики полагали, что экономика всегда функционирует в условиях полной занятости или на уровне потенциального выпуска продукции.

   Суть закона Сея и классического подхода иллюстрируется на рис.1. Здесь речь идет об экономике, в которой цены и зарплата устанавливаются на конкурентных рынках, свободно повышаясь и понижаясь при возникновении избыточного спроса и предложения. Предположим, что из-за сокращения денежной массы или действия других экзогенных сил совокупный спрос падает. В результате кривая AD (рис. 1) смещается влево, в положение AD'. Вначале при исходной цене Р общие расходы уменьшаются до точки В, и может наступить непродолжительный период снижения выпуска продукции. Однако за сдвигом спроса следует быстрая корректировка зарплаты и цен, в результате которой общий уровень цен падает с Р до Р' Согласно закону

 

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь совокупного  спроса, цен и зарплаты

 

Сея, предложение создает  спрос, так как выпуск возвращается к своему потенциальному значению, и в точке С восстанавливается полная занятость. Таким образом, согласно взглядам классической школы, изменения совокупного спроса влияют на уровень цен, но не оказывают воздействия на выпуск и занятость в течение сколько-нибудь продолжительного времени. Гибкость цен и зарплаты гарантируют, что реальные расходы будут достаточны для поддержания полной занятости.

   Из взглядов экономистов-классиков  вытекают два вывода по экономической  политике. Во-первых, отклонения от  полной занятости и полного  использования производственных  мощностей носят кратковременный  характер. Длительных депрессий  и рецессий не бывает, а квалифицированные  работники могут быстро найти  себе работу за среднерыночную  ставку заработной платы.

   Классический подход  отнюдь не означает, что безработица  равна нулю, ибо различные трения  и проявления рыночной силы  могут обусловить потери, нарушения  и неэффективность на микроуровне.  Безработица может существовать, например, среди людей, переходящих  с одной работы на другую, или  среди работников, не объединенных  в профсоюз, которые добиваются  себе оплаты, превышающей равновесную.  Но, по мнению классиков, в экономике  не может быть всеобъемлющих  и устойчивых макроэкономических  потерь в виде недоиспользования  ресурсов из-за недостаточности  совокупного спроса.

   Во-вторых, политика  управления совокупным спросом  не может повлиять на уровень  безработицы и объем реального  выпуска продукции, кредитно-денежная  и налогово-бюджетная политика  может оказать воздействие только  на уровень цен и на структуру  реального ВВП. Этот вывод легко обосновать на примере (рис. 1). Рассмотрим экономику, находящуюся в равновесии в точке А, на пересечении кривых AD и AS. Допустим, центральный банк принимает решение сократить предложение денег, чтобы понизить инфляцию. В этом случае на короткое время, пока цены будут оставаться на исходном уровне Р, возникает избыток предложения. Но так как вскоре под давлением избыточного предложения начнется понижение цен и зарплаты, экономика сместится в новое равновесное положение в точке С.

   Ядром классической  доктрины является уверенность  в гибкости цен и зарплаты, обеспечивающей автоматическое  регулирование экономики, благодаря  которому быстро восстанавливается  полная занятость и выпуск всегда поддерживается на своем потенциальном уровне.

 

3.3 Кейнсианская теория

 

 Кейнсианская модель  регулирования экономики. Хотя  экономисты-классики заверяли всех  в невозможности хронической  безработицы, экономисты 1930-х гг. уже не могли игнорировать  существование огромной армии  безработных и массовое недоиспользование  производственных ресурсов. Альтернативная  макроэкономическая теория была  предложена Д. М. Кейнсом. Он разработал концепцию совокупного спроса и предложения. Тогда как классическая доктрина предлагала гибкость цен и зарплаты, обусловливающую вертикальный вид кривой AS, Кейнс указывал на негибкость цен и зарплаты в условиях несовершенной конкуренции и на пологость или положительный наклон кривой AS. Предложение отнюдь не рождает спрос, и поэтому реальное производство продукции отклоняется от своего потенциального значения на периоды неопределенной длительности. Суть кейнсианской концепции отражена на рис. 2.

   Согласно кейнсианской  доктрине, совокупный спрос определяет  объем производства продукции.  В кейнсианской модели кривая  совокупного предложения имеет  положительный наклон. Это означает, что с повышением совокупного  спроса производство увеличивается  до тех пор, пока существуют  недоиспользованные ресурсы. При  низком AD производство находится  в точке равновесия А, где уровень безработицы очень высок. Если совокупный спрос возрастает с AD до AD' то объем реального производства повышается с А до В, что сопровождается также ростом

 

 

 

Рис. 2. Кейнсианская модель совокупного спроса и совокупного предложения цен. В рамках кейнсианской парадигмы (согласно которой кривая AS в коротком периоде имеет положительный наклон) экономическая политика вызывает возрастание производства и занятости.

   Кейнс и его последователи подчеркивали, что вследствие негибкости цен и зарплаты в экономике не существует никакого механизма, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей. Страна надолго может оказаться в ситуации низкого выпуска продукции и хронической нищеты, поскольку отсутствует механизм самокорректировки, способный возвратить экономику в состояние полной занятости.

   Для преодоления  инфляционного разрыва государству  предлагается увеличить налоги.

   По Кейнсу, главными составляющими эффективного спроса выступают потребление и инвестиции. Только когда эти составляющие находятся в определенном соотношении, может наступить состояние полной занятости (т.е. отсутствие циклической безработицы). Прирост личного потребления, а следовательно, рост эффективного спроса, считал Кейнс, устойчиво зависит от прироста дохода. Чем выше доход, тем больше и уровень личного потребления. Однако личное потребление растет в меньшей степени, чем доход. Таково проявление «основного психологического закона», согласно которому с ростом дохода склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает. Это не опасно, если сбереженные деньги не лежат в «кубышке», а поглощаются растущим спросом на инвестиции. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, ибо рост инвестиций способствует увеличению национального дохода и привлечению в производство дополнительных работников, т. е. ликвидации безработицы. Следовательно, обеспечить нормальный размер инвестиций - это значит перевести все сбережения в реальные капитальные вложения. Отсюда широко известна в экономической теории формула

 

Информация о работе Различные теории государственного регулирования экономики