Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа
В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях
(экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа
децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.
Это управление осуществляется различными субъектами права посредством
использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем
рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного
самоуправления.
Ведение............................4
II. Основная часть. Разработка и принятие управленческих
решений как главный компонент муниципального управления
.........................8
Глава 1 Структура управленческих решений ............8
§1. Понятие и классификация управленческих решений........8
§2. Субъекты и объекты управленческих решений.........14
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления..................17
§1. Понятие, функции и задачи муниципального управления....17
§2. Процесс принятия управленческих решений .........23
III. Заключение.........................28
IV.
Список использованной литературы.............31
Курсовая: Разработка и принятие управленческих решений
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
Дальневосточный
государственный технический
Тихоокеанский институт политики и права
Разработка
и принятие управленческих
как главный
компонент муниципального
Курсовая работа
Выполнил:
Студентка П – 161, ГМУ
Очковская Н.В.
Проверил:XXXXXXXXXXX
Владивосток
2003
ПЛАН
I. Ведение.......................
II. Основная часть. Разработка и принятие управленческих
решений как главный компонент муниципального управления
.........................8
Глава 1 Структура управленческих решений ............8
§1. Понятие
и классификация
§2. Субъекты
и объекты управленческих
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления..................17
§1. Понятие, функции
и задачи муниципального
§2. Процесс
принятия управленческих
III. Заключение....................
IV.
Список использованной литературы.............31
I. Введение
В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях
(экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа
децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.
Это управление осуществляется различными субъектами права посредством
использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем
рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного
самоуправления.
Для дальнейшего исследования приведем следующее определение муниципального
управления - это управленческое воздействие субъекта исполнительной власти
на общественные отношения, регулирование которых предусмотрено его
компетенцией. Можно с уверенностью сказать, что к специфическим
характеристикам муниципального управления относятся: плотность среды,
концентрированность ресурсов, сильное
взаимное влияние принимаемых решений и взаимозависимость различных процессов.
Из этих характеристик следует и основное требование к управлению: целостность
и комплексность.
Любое управление осуществляется через «управленческий труд» на основе
управленческих «решений-команд». Управленческий труд - это процесс
обдумывания решения, его принятие и организация выполнения. Причем процесс
принятия управленческих решений достаточно сложный и ответственный, так как
данные акты в той или иной мере затрагивают права и законные интересы
граждан. От их своевременности, точности, целесообразности может зависеть
жизнь, здоровье, благосостояние как отдельных лиц, так и общества в целом.
Решение должно быть направлено на достижение реально поставленных целей,
только тогда можно осуществлять управление любыми объектами. Управленческие
решения рассматриваются как средство реагирования на конфликтные ситуации,
часть целеполагания и развития. В конечном итоге принимаемыми плановыми,
организационными и оперативными решениями определяется качество управления. В
нашей стране, к сожалению, на эту сторону управления практически не обращают
внимания.
Самое непосредственное значения для эффективности решения имеют
компетентность и управленческий опыт лица, его принимающего. Здесь также
выявляется проблема подготовки данных субъектов, отсутствия достаточно
квалифицированных кадров.
Изученность темы:
1) Понятие и
классификация управленческих
Касьянов В.В. Правовые основы управления; Мандрица В.М. Юридический
менеджмент; Сборник образцов гражданско-правовых документов.
2) Субъекты и
объекты управленческих
В.В. Правовые основы управления; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации.
3) Понятие, функции
и задачи муниципального
Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации; Четвериков В.С.
Муниципальное право; Алексеев О.Б. Стратегическое управление в
государственном и муниципальном секторе.
4) Процесс принятия управленческих решений: Мандрица В.М., Касьянов В.В.
Правовые основы управления; Алексеев О.Б. Стратегическое управление в
государственном и муниципальном секторе; Сурнин А.Ф. Муниципальные
информационные системы. Опыт разработки и эксплуатации; Надеев А.Т. Системный
подход к разработке, принятию и реализации управленческих решений.
В настоящее время совершенствование управления – это огромный и мало
востребованный резерв повышения эффективности управленческой деятельности.
При анализе накопленного опыта в сфере работы с управленческими актами
выявлено, что к числу основных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные
органы исполнительной власти для обеспечения своевременных и точных
управленческих решений относятся:
1) отсутствие
модельного инструментария
управленческих решений, их сравнения и оценки эффективности;
2) отсутствие полной, достоверной и своевременной информации для принятия
управленческих решений;
3) отсутствие стройной системы обработки и представления информации для
ее анализа.
Отметим также, что в управлении бывают такие же устаревшие технологии, как и
в технике. Муниципальные руководители должны отличать старые и современные
технологии управления, отдавать себе отчет в том, что они теряют, доверяясь
старым проверенным, но не эффективным методам управления. Конечно во многом
та или иная модель, управленческий подход будут приниматься в зависимости от
того, насколько успешно они будут способствовать решению социальных и
экономических проблем.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих
решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального
управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и
рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных
отношений.
Задачи исследования:
· проанализировать теоретический материал по данной теме;
· изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими
вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
· выявить сущность муниципального управления;
· показать роль и место управленческих решений для муниципального
управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.
Объектом данной курсовой работы является сфера муниципального управления.
Предмет исследования – управленческие решения как главный компонент
муниципального управления; деятельность исполнительных органов по разработке
и принятию управленческих решений.
Для реализации вышеизложенных целей и задач использованы следующие методы:
· теоретический анализ при рассмотрении: 1) видов управленческих решений и
их структуры; 2) проблем постановки целей и задач при принятии решений; 3)
проблем сбора, обработки и представления информации для принятия решений в
процессе осуществления муниципального управления.
· контентанализ при работе с нормативным материалом по вопросу
компетентности субъектов и их информационной оснащенности при принятии
управленческих решений;
· сравнительный анализ при рассмотрении классификации управленческих
решений, их роли и места в системе муниципального управления.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части из двух глав,
заключения и списка литературы.
I. Основная часть. Разработка и принятие управленческих решений
как главный компонент муниципального управления
Глава 1 Структура управленческих решений
§1. Понятие
и классификация
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой
управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности,
состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля
и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен
в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих
решений.
В литературе приводятся различные определения данного понятия в зависимости от
того, с какой точки зрения автор рассматривает тему
[1].
Для дальнейшего исследования используем следующее определение. Управленческое
решение – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в
соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой
деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений.
Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников
муниципальной службы на управляемый объект.
Основные признаки управленческих решений[2]:
1) Субъект управления принимает решение исходя не из собственных
потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.
2) Разработка, принятие и реализация управленческих решений
осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом
компетенции.
3) Для принятия
управленческого решения
профессионализма, специальных знаний, компетентности.
4) Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем,
разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие
субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные
структуры.
5) Последствия
реализации управленческого
как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.
Классификация управленческих решений.
I. По значимости цели:
1. Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие,
организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения
стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку
муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального
образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение
социально-экономического развития, что является необходимым элементом
согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов
муниципального развития.
2. Оперативные
решения связаны с
По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
3. Организационные решения - это выбор, который должен сделать
руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им
должностью:
1) Запрограммированные
решения – результат
последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при
решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения
под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью
2) Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в
определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с
неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру
управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.
3) Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе
ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны
тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на
интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-
либо приложения логики невысоки.
4) Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный
знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что
случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат
альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что
руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может
сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и
разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.
5) Рациональные
решения обосновываются с
аналитического процесса.
II. В зависимости от способа фиксации:
1. Документированные
решения закрепляются и
письменной форме.
По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько
больших групп:
1) Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и
обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение
(например, приказ - решение руководителя, наделенного властью в организации,
обязательное для исполнения);
2) Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:
· постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в
целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и
жизнедеятельности управляемого объекта;
· распоряжение - правовой акт управления, издаваемый должностными лицами