Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа
В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях
(экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа
децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.
Это управление осуществляется различными субъектами права посредством
использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем
рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного
самоуправления.
Ведение............................4
II. Основная часть. Разработка и принятие управленческих
решений как главный компонент муниципального управления
.........................8
Глава 1 Структура управленческих решений ............8
§1. Понятие и классификация управленческих решений........8
§2. Субъекты и объекты управленческих решений.........14
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления..................17
§1. Понятие, функции и задачи муниципального управления....17
§2. Процесс принятия управленческих решений .........23
III. Заключение.........................28
IV.
Список использованной литературы.............31
7)
Принцип единоначалия
текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например,
принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.
8) Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу
отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы
задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты.
Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую
политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.
9) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал
централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление
муниципальной милицией).
Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации
[16].
Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка
ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.
По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют
на несколько типов:
1. Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и
есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и
уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к
линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.
2. Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в
корректировке и она вносится, то процесс управления называется
корректирующим.
3. Когда нет возможности выделить главную проблему и принять
единственное решение, тип процесса управления характеризуется как
разветвленный.
4. Если цель
формируется в условиях
предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в
этом случае носит название ситуационного.
5. Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать
проблему, процесс может быть назван поисковым.
Особенности принятия решения в органах муниципального управления:
1. Преобладание
стратегических решений
директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные
действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными,
экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы,
обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор
наилучшего решения.
2. Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических
противоречий города, региона.
3. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для
специалистов муниципального управления складывается, как правило, две
ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за
ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая
ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и
решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий
стратегического характера.
4. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.
Итак мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и
организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов
управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия
управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное
управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи
определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления
различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и
качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных
принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность,
эффективность управленческой деятельности, применение новых методов
управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического
управления, которая облегчает управленческую деятельность.
§ 2. Процесс
принятия управленческих
Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих
решений являются[17]:
1) Необходимость
исполнения предписаний
государственной власти и местного самоуправления);
2) Необходимость осуществления собственной исполнительно –
распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных
органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой
деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы
руководителей структурных подразделений исполнительного органа или
подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений
полномочных субъектов.
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения
заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении
сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений;
окончательном выборе решения; организации его исполнения
[18]. При необходимости
выбирается управленческая
предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого
решения в той или иной ситуации[19].
Сущность управленческих решений[20]:
1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации
привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать
работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников
полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы
контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая
существенная часть получения управленческого решения.
2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса
разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая,
неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности
принять качественные решения.
3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных
актов, обязательств, уставов и т.д.
Собрав и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-
либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого решения,
исполнитель приступает к подготовке его проекта.
Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату
управления необходимо осуществить следующие действия:
1. Оформить
документацию о начале
конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени
исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых
ресурсов.
2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия;
содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке
решения.
3. Обсудить
с разработчиками неучтенные
детали для успешного
работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его
качественного исполнения.
4. Установить
соответствие решения
уставным документам организации.
После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим
этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.
Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя
оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и
сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при
необходимости – поощрительной деятельности.
Основные формы реализации управленческих решений[21]:
1. Предписание
- официальное извещение какому-
обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным,
группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме,
актуальной для организации.
3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться
у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого
решения для его выполнения.
4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного
вознаграждения.
6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи
дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать
новые знания или информацию для выполнения решений.
9. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться
собственными взглядами на выполнение решений.
10. Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и
реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
11. Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью
оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма
использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
12. Заседание - узкопрофессиональное
совещание для решения
задач.
13. Отчет - сообщение специалиста
о результатах проделанной
выполнению решения.
14. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной
форме.
Информационное обеспечение - важнейший элемент успешного функционирования
аппарата управления и процесса принятия решений. Содержание информационных
сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и сущностью
вырабатываемых решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким
требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность
поступления, точность и достоверность и т.д.
Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том,
что все документы составляются официальным, литературным языком.
Рекомендации:
· Недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики,
местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.
· Когда приходится составлять документы с множеством технических
терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а
название терминов написать вплоть до печатных букв.
· Если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо
расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.
Мы рассмотрели основания для принятия управленческих решений, функции
принимающих субъектов, основные этапы и формы разработки, принятия и
осуществления управленческих решений, их сущность и требования к изложению.
Принятие управленческих решений – достаточно сложный и ответственный процесс,
включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий
создания специальных служб. Так например, выборочные исследования показывают,
что 70 - 80% времени работников аппарата управления расходуется на
подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху
решений. Важным является и организация информационной оснащенности процесса
принятия управленческих решений.
III. Заключение
Основное требование к муниципальному управлению – его эффективность в
достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования
зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих
решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.
По свое содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно
и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее
каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для
ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.
Главный недостаток в управленческой деятельности - это не плохое решение, а
отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений:
значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них
тщательно разрабатывать и обосновывать; несогласованность вновь принимаемых
решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование
действий и конфликтность; принятие «расплывчатых» решений, не носящих
конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание,
повысить, принять необходимые меры (таких решений в практике управления до 10
%); недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является
выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной
проблемы.
Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в
главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество