Разработка и принятие управленческих решений как главный компонент муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях
(экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа
децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.
Это управление осуществляется различными субъектами права посредством
использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем
рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного
самоуправления.

Содержание работы

Ведение............................4
II. Основная часть. Разработка и принятие управленческих
решений как главный компонент муниципального управления
.........................8

Глава 1 Структура управленческих решений ............8


§1. Понятие и классификация управленческих решений........8
§2. Субъекты и объекты управленческих решений.........14
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления..................17
§1. Понятие, функции и задачи муниципального управления....17
§2. Процесс принятия управленческих решений .........23

III. Заключение.........................28


IV.
Список использованной литературы.............31

Файлы: 1 файл

Курсовая Экология 2.docx

— 46.36 Кб (Скачать файл)

7)                 Принцип единоначалия заключается  в том, что вопросы

текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например,

принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.

8)                 Особую роль в муниципальном  управлении отводится принципу

отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы

задач образуются целевые  структуры, специальные органы и аппараты.

Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую

политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.

9)                 Принцип двойного подчинения  обеспечивает сочетание начал

централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление

муниципальной милицией).

Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации

[16].

Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка

ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют

на несколько типов:

1.      Если осуществление  этапов происходит в строгой  последовательности и

есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и

уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к

линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.

2.      Если при  выполнении какого-либо этапа  предыдущий нуждается в

корректировке и она вносится, то процесс управления называется

корректирующим.

3.      Когда нет  возможности выделить главную  проблему и принять

единственное решение, тип процесса управления характеризуется как

разветвленный.

4.      Если цель  формируется в условиях неопределенности  как

предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в

этом случае носит название ситуационного.

5.      Если приходится  непрерывно уточнять ситуацию  и корректировать

проблему, процесс может быть назван поисковым.

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

1.      Преобладание  стратегических решений социальной  направленности как

директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные

действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными,

экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы,

обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор

наилучшего решения.

2.      Наличие  у управленцев умения выявить  зарождение стратегических

противоречий города, региона.

3.      Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для

специалистов муниципального управления складывается, как правило, две

ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за

ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая

ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и

решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий

стратегического характера.

     4.     Низкая мотивация исполнителей  управленческого решения.

Итак мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и

организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов

управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия

управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное

управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи

определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления

различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и

качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных

принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность,

эффективность управленческой деятельности, применение новых методов

управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического

управления, которая облегчает управленческую деятельность.

    

    

     § 2. Процесс  принятия управленческих решений

Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих

решений являются[17]:

1)     Необходимость  исполнения предписаний вышестоящих  органов (органов

государственной власти и местного самоуправления);

2)     Необходимость  осуществления собственной исполнительно –

распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных

органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой

деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы

руководителей структурных подразделений исполнительного органа или

подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений

полномочных субъектов.

Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения

заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении

сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений;

окончательном выборе решения; организации его исполнения

[18]. При необходимости  выбирается управленческая стратегия, которая всегда

предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого

решения в той или иной ситуации[19].

Сущность управленческих решений[20]:

1.      Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации

привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать

работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников

полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы

контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая

существенная часть получения управленческого решения.

2.      Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса

разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая,

неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности

принять качественные решения.

3.      Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных

актов, обязательств, уставов и т.д.

Собрав и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-

либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого решения,

исполнитель приступает к подготовке его проекта.

Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату

управления необходимо осуществить следующие действия:

1.      Оформить  документацию о начале выполнения  работ с указанием

конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени

исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых

ресурсов.

2.      Разработчикам  решения разъяснить права, ответственность  и полномочия;

содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке

решения.

3.      Обсудить  с разработчиками неучтенные  детали для успешного выполнения

работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его

качественного исполнения.

4.      Установить  соответствие решения действующему  законодательству и

уставным документам организации.

После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим

этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность

мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.

Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя

оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и

сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при

необходимости – поощрительной деятельности.

Основные формы реализации управленческих решений[21]:

1.      Предписание - официальное извещение какому-либо  должностному лицу об

обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.

2.      Деловая  беседа - специально организованная  встреча с подчиненным,

группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме,

актуальной для организации.

3.      Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем  с целью добиться

у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого

решения для его выполнения.

4.      Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем  с целью

объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.

5.      Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем  с целью

осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного

вознаграждения.

6.      Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем  с целью

научить, передать опыт для успешного выполнения решения.

7.      Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем  с целью передачи

дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.

8.      Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем  с целью дать

новые знания или информацию для выполнения решений.

9.      Совет - деловая  беседа, проводимая руководителем  с целью поделиться

собственными взглядами на выполнение решений.

10. Тренинг - специально организованная  деятельность по разработке и

реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.

11. Совещание - коллективная  деловая беседа, проводимая руководителем  с целью

оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма

использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.

12.  Заседание - узкопрофессиональное  совещание для решения организационных

задач.

13. Отчет - сообщение специалиста  о результатах проделанной работы  по

выполнению решения.

14. Деловое слово - твердое  решение руководителя, данное подчиненным  в устной

форме.

Информационное обеспечение - важнейший элемент успешного функционирования

аппарата управления и процесса принятия решений. Содержание информационных

сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и сущностью

вырабатываемых решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким

требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность

поступления, точность и достоверность и т.д.

Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том,

что все документы составляются официальным, литературным языком.

Рекомендации:

·        Недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики,

местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.

·        Когда приходится составлять документы с множеством технических

терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а

название терминов написать вплоть до печатных букв.

·         Если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо

расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.

Мы рассмотрели основания для принятия управленческих решений, функции

принимающих субъектов, основные этапы и формы разработки, принятия и

осуществления управленческих решений, их сущность и требования к изложению.

Принятие управленческих решений – достаточно сложный и ответственный процесс,

включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий

создания специальных служб. Так например, выборочные исследования показывают,

что 70 - 80% времени работников аппарата управления расходуется на

подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху

решений. Важным является и организация информационной оснащенности процесса

принятия управленческих решений.

     III.             Заключение

Основное требование к муниципальному управлению – его эффективность в

достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования

зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих

решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.

По свое содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно

и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее

каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для

ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.

Главный недостаток в управленческой деятельности - это не плохое решение, а

отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений:

значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них

тщательно разрабатывать и обосновывать; несогласованность вновь принимаемых

решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование

действий и конфликтность; принятие «расплывчатых» решений, не носящих

конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание,

повысить, принять необходимые меры (таких решений в практике управления до 10

%); недостаточное информационное  обеспечение, следствием чего является

выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной

проблемы.

Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в

главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество

Информация о работе Разработка и принятие управленческих решений как главный компонент муниципального управления