Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа
В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях
(экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа
децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.
Это управление осуществляется различными субъектами права посредством
использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем
рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного
самоуправления.
Ведение............................4
II. Основная часть. Разработка и принятие управленческих
решений как главный компонент муниципального управления
.........................8
Глава 1 Структура управленческих решений ............8
§1. Понятие и классификация управленческих решений........8
§2. Субъекты и объекты управленческих решений.........14
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления..................17
§1. Понятие, функции и задачи муниципального управления....17
§2. Процесс принятия управленческих решений .........23
III. Заключение.........................28
IV.
Список использованной литературы.............31
в пределах их компетенции и определенный правовыми документами. Распоряжение -
решение руководителя, не наделенного властью административными функциями,
обязательное для исполнения непосредственно подчиненными
[3];
· решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности
коллегиальных органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями
подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных
задач;
· поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов
руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта
(муниципального образования)
и его социально-
3) Административно – организационные (регламенты, уставы, положения,
инструкции);
4) Организационно – распорядительные (протоколы, договоры, трудовые
соглашения);
5) Информационно – справочные (справки, докладные записки, акты,
объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма –
приглашения);
6) Деловые письма;
7) Финансовые документы;
8) Учетные документы.
2. Устные решения
составляют наиболее
управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться
важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.
3. Кодированные
решения применяются в
наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.
По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие,
координирующие и контролирующие управленческие решения.
Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом,
так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто
повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в
различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или
некачественной информации[4].
Выделяют также решения[5]:
1) Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на
предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
2) Инициативные,
которые принимаются
соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности,
управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.
Функции управленческих решений:
1) Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из
долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и
обоснование стратегии развития;
2) Организующая
функция проявляется в
исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в
запланированные сроки и необходимого качества;
3) Мотивирующая
функция заключается в
члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение
– понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии
оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их
целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.
В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и
концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения
– центральный элемент управления и организации. Они принимаются
уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого
круга подведомственных отношений.
§ 2. Субъекты
и объекты управленческих
Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти
решения в процессе управленческой деятельности
[6].
Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений
рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат
управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на
достижение целей муниципального образования; их должностные лица
[7].
К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители
муниципальных органов исполнительной власти; первые заместители и заместители
главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной
власти; заместители глав муниципальных образований и руководителей
муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их
заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных
управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими
лицами, а также руководители, заместители руководителей комитетов
исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных
отделов исполнительного органа муниципального образования и структурных
отделов самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов,
являющихся юридическими лицами.
Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно – распорядительную
деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило,
постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через
решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»[8] данные
субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с
предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях
формальной структуры.
Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом
постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на
объект управления.
Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для
урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются
[9].
Управленческие решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и
внешнего управления и принимаются по различным основаниям
[10]:
1) осуществление
текущих целей и задач
2) необходимость изменений в самой организации под влиянием как внешних
так и внутренних факторов;
3) решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного
разрешения;
4) необходимость
поиска и выявления новых
5) прогнозирование и определение социально – экономического развития;
6) разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.
Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными
субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование,
рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют
различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая
всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние
должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм,
опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на
изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих
ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.
Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными субъектами,
то необходима согласованность процесса.
Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования
ситуации или разрешения проблемы.
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
§ 1. Понятие, функции
и задачи муниципального
Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное
явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.
Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах,
предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении
[11] местным органам власти
и их должностным лицам
реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках
закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах
своего населения.
Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.
Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются
управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой
целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических
системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей
природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными
органами и должностными лицами.
Основными функциями управления являются[12]:
1) прогнозирование
изменений в развитии каких-
основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и
факторов влияния;
2) планирование – определение направлений, формулирование целей,
постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор
конкретных количественных и качественных показателей в организации
деятельности;
3) выработка, обоснование
и принятие решений и
4) распорядительство
и координация действий
деятельность по реализации управленческого решения;
5) правовое регулирование
исполнительно-
6) контроль с
целью выявить и устранить
отклонения в реализации
принятие мер к нарушителям;
7) учёт людских,
материальных и финансовых
8) информационное
обеспечение и информационно-
9) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного
самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности.
Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами
административного права[13].
При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица
местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и
практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их
решение.
Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны
осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин
"решение задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план
(способ) решения задачи; б)
решение как процесс
задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана
решения[14].
В отличии от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е.
результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных
качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные
структуры по их реализации – вторичны.
Рассмотрим организационные принципы управления[15].
1) Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике
выражается в разработке различных программ развития хозяйства,
прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее
эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
определении приоритетных целей и задач.
2) Принцип объективности требует анализа и учёта фактического
состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной
среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей
взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального
управления.
3) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций
и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного
подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их
профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки
организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.
4) Принцип научности заключается в применении научных методов
и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии
объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе
ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей,
постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.
5)
Принцип рациональности
задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных
(силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным.
Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных
вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.
6) В тесной связи с принципом рациональности находится
принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы
в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий,
задач, функций, структуры, форм и методов работы.