Разработка и принятие управленческих решений как главный компонент муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях
(экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа
децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.
Это управление осуществляется различными субъектами права посредством
использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем
рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного
самоуправления.

Содержание работы

Ведение............................4
II. Основная часть. Разработка и принятие управленческих
решений как главный компонент муниципального управления
.........................8

Глава 1 Структура управленческих решений ............8


§1. Понятие и классификация управленческих решений........8
§2. Субъекты и объекты управленческих решений.........14
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления..................17
§1. Понятие, функции и задачи муниципального управления....17
§2. Процесс принятия управленческих решений .........23

III. Заключение.........................28


IV.
Список использованной литературы.............31

Файлы: 1 файл

Курсовая Экология 2.docx

— 46.36 Кб (Скачать файл)

в пределах их компетенции и определенный правовыми документами. Распоряжение -

решение руководителя, не наделенного властью административными функциями,

обязательное для исполнения непосредственно подчиненными

[3];

·         решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности

коллегиальных органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями

подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных

задач;

·         поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов

руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта

(муниципального образования) и его социально-экономического  развития;

3)     Административно  – организационные (регламенты, уставы, положения,

инструкции);

4)     Организационно  – распорядительные (протоколы, договоры, трудовые

соглашения);

5)     Информационно  – справочные (справки, докладные  записки, акты,

объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма –

приглашения);

6)     Деловые письма;

7)     Финансовые  документы;

8)     Учетные документы.

2.     Устные решения  составляют наиболее оперативную  часть деятельности

управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться

важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.

3.     Кодированные  решения применяются в автоматизированных  системах. Они

наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие,

координирующие и контролирующие управленческие решения.

Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом,

так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто

повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в

различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или

некачественной информации[4].

Выделяют также решения[5]:

1)     Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны  на

предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;

2)     Инициативные, которые принимаются полномочным  субъектом управления в

соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности,

управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.

Функции управленческих решений:

1)     Направляющая, которая состоит в том, что  решение принимается исходя из

долговременной  стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и

обоснование стратегии развития;

2)     Организующая  функция проявляется в необходимости  согласования действий

исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в

запланированные сроки и необходимого качества;

3)     Мотивирующая  функция заключается в согласовании  интересов каждого

члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение

– понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии

оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их

целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

В управленческом решении в той или  иной степени пересекаются и

концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения

– центральный элемент управления и организации. Они принимаются

уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого

круга подведомственных отношений.

     § 2. Субъекты  и объекты управленческих решений

Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти

решения в процессе управленческой деятельности

[6].

Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений

рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат

управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на

достижение целей муниципального образования; их должностные лица

[7].

К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители

муниципальных органов исполнительной власти; первые заместители и заместители

главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной

власти; заместители глав муниципальных образований и  руководителей

муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их

заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных

управлений,  комитетов, отделов  и иных органов, являющихся юридическими

лицами, а также руководители, заместители руководителей комитетов

исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных

отделов исполнительного органа муниципального образования и структурных

отделов самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов,

являющихся юридическими лицами.

Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно – распорядительную

деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило,

постоянные штаты. Основное содержание их деятельности  реализуется через

решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации

местного самоуправления в РФ»[8] данные

субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с

предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях

формальной структуры.

Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом

постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на

объект управления.

Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для

урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются

[9].

Управленческие решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и

внешнего управления и принимаются по различным основаниям

[10]:

1)     осуществление  текущих целей и задач управляющего  субъекта;

2)     необходимость  изменений в самой организации  под влиянием как внешних

так и внутренних факторов;

3)     решение возникшей  проблемы, требующей оперативного или долговременного

разрешения;

4)     необходимость  поиска и выявления новых ресурсов  деятельности организации;

5)     прогнозирование  и определение социально –  экономического развития;

6)     разработка  программ и проектов, планирование, стратегическое управление.

Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными

субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование,

рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют

различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая

всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние

должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм,

опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на

изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих

ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.

Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными субъектами,

то необходима согласованность процесса.

Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования

ситуации или разрешения проблемы.

    

    

     Глава 2 Управленческие  решения как главный компонент  муниципального управления

     § 1. Понятие, функции  и задачи муниципального управления

Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное

явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.

Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах,

предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении

[11] местным органам власти  и их должностным лицам предоставляется  право и

реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках

закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах

своего населения.

Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.

Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются

управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой

целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических

системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей

природе и реализуются путём принятия управленческих решений  уполномоченными

органами и должностными лицами.

Основными функциями управления являются[12]:

1)     прогнозирование  изменений в развитии каких-либо  событий и процессов на

основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и

факторов влияния;

2)     планирование  – определение направлений, формулирование  целей,

постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор

конкретных количественных и качественных показателей в организации

деятельности;

3)     выработка, обоснование  и принятие решений и организация  их исполнения;

4)     распорядительство  и координация действий субъектов, осуществляющих

деятельность по реализации управленческого решения;

5)     правовое регулирование  исполнительно-распорядительной деятельности;

6)     контроль с  целью выявить и устранить  отклонения в реализации решений  и

принятие мер к нарушителям;

7)     учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;

8)     информационное  обеспечение и информационно-аналитическая  работа;

9)     кадровое, материально-техническое  обеспечение, финансирование и т.п.

Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного

самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности.

Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами

административного права[13].

При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица

местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и

практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их

решение.

Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны

осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин

"решение задачи" употребляется  в трех различных смыслах: а) решение  как план

(способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления  требований

задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана

решения[14].

В отличии от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е.

результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных

качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные

структуры по их реализации – вторичны.

Рассмотрим организационные принципы управления[15].

1)                 Принцип плавности в условиях  перехода к рыночной экономике

выражается в разработке различных программ развития хозяйства,

прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее

эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов,

определении приоритетных целей и задач.

2)                 Принцип объективности требует  анализа и учёта фактического

состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной

среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей

взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального

управления.

3)                 Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций

и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного

подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их

профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки

организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.

4)                 Принцип научности заключается  в применении научных методов

и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии

объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе

ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей,

постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

5)                 Принцип рациональности заключается  в том, что цели и

задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных

(силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным.

Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных

вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.

6)                 В тесной связи с принципом  рациональности находится

принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы

в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий,

задач, функций, структуры, форм и методов работы.

Информация о работе Разработка и принятие управленческих решений как главный компонент муниципального управления