Разработка программы и методики аудиторской проверки налога на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог на имущество, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Содержание работы

Нормативные документы и источники информации, используемые при аудите налога на имущество
Основные цели и задачи аудиторской проверки налога на имущество
Разработка плана и программы аудита налога на имущество
Методика аудиторской проверки налога на имущество
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая аудит.docx

— 47.76 Кб (Скачать файл)

       Разработка  программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и  разработка общего плана аудита. Программа  является развитием общего плана  аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур.

                Далее определяют уровень существенности и аудиторский риск. Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

               При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.              

                Расчет общего уровня существенности производится по данным остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета за анализируемый период.      

              Аудиторский риск означает вероятность того, что  бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения  после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет. между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость - чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск и наоборот.                                                                                                                                  В ходе аудита налога на имущество аудиторская компания получает подтверждение достоверности расчетов по налогу на имущество, правильность отнесения групп основных средств, правильность начисления амортизации, правильность применения льгот, правильность заполнения деклараций, своевременность предоставления отчетности в налоговые органы, своевременность и полноту уплаты налога на имущество.

             В рамках налогового аудита могут проверяться сопутствующие услуги, связанные с консультациями по поводу заполнения инвентарных карточек на основные средства и других документов, связанных с приобретением, продажей, модернизацией, ремонтом, списанием основных средств.     

               Налоговая база по налогу на имущество организаций согласно п. 1 ст. 375 НК РФ определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.         

           На  основании п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Расчет среднегодовой стоимости имущества налогоплательщика на каждый отчетный период может быть представлен следующими формулами:

Скв = (ОС+ ОС+ ОС+ ОС4) / (3 + 1)4;

Спол = (ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС7) / (6 + 1);

С9м = (ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ С+ С10)/(9+1);

С9г = (ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС+ ОС+  ОС+ ОС+ ОС10 + OC11 + ОС12 + ОС!3) / (12 + 1),

где: Скв  —   среднегодовая   стоимость  имущества  организации   за 1 квартал конкретного налогового периода;

Спол  — среднегодовая стоимость имущества организации за полугодие конкретного налогового периода;

С9м   —  среднегодовая  стоимость  имущества  организации  за 9 месяцев  конкретного налогового периода;

Сг —  среднегодовая стоимость имущества  организации за год конкретного налогового периода;

ОС— остаточная стоимость имущества на 1 января конкретного налогового периода;

ОС— остаточная стоимость имущества на 1 февраля конкретного налогового периода и т.д.;

ОС13 — остаточная стоимость имущества на 1 января года, следующего за налоговым периодом.  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика проведения аудиторской проверки налога на имущество

 

     

     Для проведения аудита налогообложения  аудиторская организация выделяет специалистов по проверке отдельных налогов. Каждый налог выделяется в отдельный объект аудита.      

    В случае инициирования проверки собственником  организации заключение договора на аудит налогообложения включает: предварительное планирование, знакомство с деятельностью экономического субъекта; подписание письма-обязательства; подписание договора на проведение аудита налогообложения; проведение аудита налогообложения; подготовка материалов, включающих аудиторские рекомендации по устранению недостатков в организации налогового учета по результатам проверки, и передача их заказчику, включая аудиторское заключение.     

   Объектами аудита являются расчеты с бюджетом по следующим налогам: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на недра, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог, налог на рекламу и др. Кроме налогов в ходе аудита налогообложения получает подтверждение достоверность расчетов по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФСС РФ). В рамках налогового аудита могут проверяться сопутствующие услуги, связанные с восстановлением налогового учета организации, составление налоговой отчетности и представление отчетности контролирующим органам.     

 При построении методики  аудита по налогу на имущество  выполняются следующие этапы:

•определение обязанности  уплатить налог на имущество в  качестве налогоплательщика или  налогового агента;

•оценка систем бухгалтерского и налогового учета по налогу на имущество;

•оценка системы внутреннего  контроля по налогу на имущество;

•определение аудиторского риска необнаружения ошибок;

•определение объема аудиторской  выборки с целью доведения  уровня аудиторского риска до приемлемого, применяемого конкретной аудиторской организацией;

•расчет уровня существенности для конкретного налога или принятие общего уровня существенности по общему плану аудита;

•отбор информационных источников для аудита налога на имущество;

•выполнение аналитических  процедур;

•оценка результатов аудиторской  выборки;

•оценка аудиторских доказательств;

•формирование мнения аудитора о степени достоверности финансовой отчетности в части остатков по расчетам с бюджетом по налогам и сборам;

•подготовка детализированного  отчета для руководства экономического субъекта.    

 При проведении аудита отражения налога на имущества на счетах бухгалтерии, аудитор проверяет применяемый предприятием порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество, который должен быть тождествен порядку, установленному Инструкцией Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". В соответствии с инструкцией учет расчетов предприятий с бюджетом (кроме банков) по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество".

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.        

 За неправильное отражение  начисленного и уплаченного налога  на имущество в бухучете фирма  может быть оштрафована.       

 Если в течение года  в бухучете налог на имущество  будет отражаться неправильно,  налоговая инспекция вправе оштрафовать  фирму на сумму 5000 руб. (п. 1, 3 ст. 120 НК РФ). Если же ошибка будет  повторяться в течение двух  и более лет, размер штрафа  может увеличиться до 15 000 руб. (п. 2, 3 ст. 120 НК РФ).          

 Кроме этого, если  неправильный учет налога приведет  к искажению любой из строк  бухгалтерской отчетности более  чем на 10 процентов, то по заявлению  налоговой инспекции суд может  оштрафовать руководителя фирмы  и главного бухгалтера на сумму  от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).     

 При проверке расчета  налога на имущество организаций  также проверяется ведение учета  имущества на счете 03 «Доходные  вложения в материальные ценности»,  на котором учитывается имущество,  приобретенное организацией изначально  для сдачи в лизинг, в аренду  или в прокат.    

    Аудиторы  обращают внимание при проверке на то, ведется ли раздельный учет основных средств, если налогоплательщики перешли на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (ЕНВД). Именно раздельный учет показывает, какое имущество используется в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, а какое - нет. Соответственно налог на имущество организаций начисляется на стоимость имущества, используемого в деятельности, не подпадающей под обложение ЕНВД.    

    При проведении проверки может также  производиться осмотр территорий и помещений, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода.    

    В ходе проверки может осуществляться инвентаризация имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для проверки, и т.д.    

   Выясняя правильность начисления, полноту и  своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов.    

 Оценивая  правильность составления налоговой  отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, аудиторы должны установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности.

Проведение  проверки осуществляется в соответствии с программой аудита расчетов с бюджетом по налогу на имущество.

          Главный бухгалтер отвечает за определение объекта налогообложения, состав налоговой базы, налогового периода, применяемых ставок, порядок исчисления и своевременной уплаты налога в бюджет.

          В учетной политике для целей налогового учета по вопросу налога на имущество предприятия есть только два пункта, в которых говориться, что начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом. Не оговорены форма и способы ведения налогового учета, срок полезного использования основных средств и нематериальных активов, не определен налоговый период, порядок и сроки уплаты налога на имущество в бюджет, а также существуют ли льготы по данному налогу и возможность отсрочки платежа в бюджет. Отсутствие в учетной политике многих пунктов раскрывающих налог на имущество затрудняет проведение аудиторской проверки  и определения правильности расчетов с бюджетом по данному налогу.

         Налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Налоговые регистры заполняются на основании первичных  документов налогового учета. На предприятии используются рекомендованные типовые формы учетных регистров, самостоятельно разработанных форм нет.

           Объектом   налогообложения   является имущество организации  в его стоимостном выражении, т.е.   основные  средства, нематериальные активы,  запасы и затраты,  находящиеся на  балансе плательщика.  Основные средства, нематериальные активы, малоценные и  быстроизнашивающиеся   предметы   для   целей   налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

             Налогооблагаемой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость имущества.

            Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимают  отражаемые в активе баланса остатки  по следующим счетам бухгалтерского учета: 01 «Основные средства» -  за минусом суммы амортизации учитываемой на счете 02 «Амортизация основных средств» .

            Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может  превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы.  
           Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Информация о работе Разработка программы и методики аудиторской проверки налога на имущество