Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:21, курсовая работа
Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. И только последние несколько лет вышли на отведенную для них видную роль.
Введение
Глава 1. Банк и банковская система
1.1 Определения банка
1.2 Структура банковской системы России
1.3 Становления банка России
Глава 2. Проблема слияния и присоединения коммерческих банков
2.1 Существование и развитие крупных, средних и малых банков
2.2 Оптимальное распределение кредитных организаций по территории РФ
2.3 Банковско-промышленная интеграция и кредитования реального сектора.
Глава3. Банк развития в России
3.1 Международный опыт создания банков развития
3.2 Функция банков развития
3.3 Банки развития и государственное частное партнерство
3.4 Российские банки развития: причины неудач
3.5 Внешэкономбанк – основа создания банка развития
3.6 Основные конкурентные преимущества Внешэкономбанка как банка развития
Глава 4. Банковский сектор: развития в первом полугодии 2006г
4.1 Сколько банков нужно России
Заключение
Необходимо подчеркнуть важность обеспечения взаимосвязи и взаимоувязки развития процесса слияний и присоединений кредитных организаций с ростом кредитования реального сектора, в том числе конкретных регионов или отраслей экономики. При током подходе реорганизации банков не станет самодельно. А будет способствовать экономическому развитию страны.
Глава 3. Банк развития в России.
Модернизация экономики,
укрепление ее конкурентоспособности,
повышение уровня жизни граждан
и реализация стратегии социально-
Отсутствие инвестиций в течение длительного времени привели к катастрофическому уровню износа основных фондов в промышленности, транспортной и жилищно-коммунальной сферах, который в среднем по России превышает 50%. Высокий уровень износа основных средств ставит под вопрос не только перспективы роста российской экономики, но и саму способность поддерживать уже достигнутые показатели развития.
В частности, по данным Министерства
топливной промышленности и энергетики
России, даже сравнительно благополучные
компании нефтегазового сектора
в ближайшие десять лет будут
вынуждены инвестировать в
• газовый сектор -- 170-200;
• нефтяной сектор - 230-240;
• электроэнергетика 120-170;
• угольная промышленность 20:
• топливная промышленность - 70;
Потребности в инвестициях других секторов экономики (ЖКХ, сельское хозяйство, машиностроение, включая автомобилестроение, судостроение, авиакосмическая промышленность, транспортная инфраструктура) также измеряются сотнями миллиардов долларов.
В то же время перед Россией
стоит острая проблема развития отдаленных
регионов, прежде всего снижения разрыва
между наиболее и наименее благополучными
регионами. Россия входит в число
тех немногих стран мира, в которых
объем распределения валового регионального
продукта на душу населения в разных
регионах страны отличается более чем
в 30 раз. Сокращение диспропорции в
уровне развития разных регионов важная
предпосылка сохранения территориальной
целостности страны и одна из ключевых
задач экономической политики, решение
которой также требует
В условиях резкого обострения
проблемы технологического отставания
российской экономики, неудовлетворительного
качества производственной инфраструктуры,
низкого уровня инновационной активности
важнейшими направлениями социально-
3.1Международные опыт создания Банков развития
Банки развития получили свое распространение в мире после Второй мировой войны. Им принадлежит значительная роль в восстановлении и модернизации экономик Германии, Японии, Южной Кореи, Китая и многих стран Юго-Восточной Азии.
Многофункциональные банки развития, такие как ЕБРР, МБРР, Банк развития Африки', сыграли положительную роль в трансформации экономик стран Восточной Европы и развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Однако наиболее эффективными оказались банки, специально созданные государствами для развития экономики страны, среди которых наиболее известны немецкий KFW а также банки развития Китая, Японии и Кореи. В последние годы некоторые соседи России, в частности Казахстан, Венгрия и Словакия, также создали государственные банки развития. Анализ международного опыта показывает, что в деятельности банков развития в разных странах есть как различия, так и общие черты, однако они обладают одним общим качеством — высокой степенью поддержки со стороны государства и особым законодательным статусом.
Банки развития ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского законодательства и не конкурируют с коммерческими банками. В частности, большинство банков развития созданы в соответствии со специальным законом или нормативным актом, и контроль над всеми этими банками осуществляется правительствами, а не центральными банками.
Соответственно, банки развития не являются ни по сути, ни по форме коммерческими банками, а их деятельность регулируется не центральным банком, а специальными законодательными и нормативными актами. Банки развития не подпадают и под обычные нормы банковского регулирования, включая требования создания обязательных резервов и выполнения пруденциальных нормативов коммерческих банков.
Банки развития ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского законодательства и не Банки развития во всех странах пользуются высочайшим уровнем поддержки со стороны государства. Во многих странах эта поддержка закреплена законодательно и проявляется в самых разных формах, включая наличие доступа к кредитным линиям центрального банка и правительства и специальных гарантий государства по всем обязательствам или по части обязательств банка. Часто банки развития имеют особый режим налогообложения.
Особый статус и поддержка, оказываемая банкам развития государством (табл. 1), позволяют кредиторам рассматривать эти банки как заемщиков, несущих суверенный уровень риска, что заметно улучшает условия заимствования на внутреннем и международном рынке. Именно низкая стоимость, длительные сроки заимствования и низкие издержки ведения бизнеса являются основой эффективности банков развития при финансировании инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, позволяют им принимать риски, которые коммерческие банки не могли бы себе позволить.
3.2Функции банков развития
В разных странах и на различных этапах развития экономики банки развития выполняют разные функции, однако при всем разнообразии можно выделить ключевые функции банков развития:
• кредитование долгосрочных проектов в приоритетных отраслях экономики;
• кредитование проектов, направленных на выравнивание уровня развития разных регионов страны;
• выполнение функции агента правительства по реализации государственных инвестиционных проектов;
• заимствование средств за рубежом и на внутреннем рынке для финансирования государственно-значимых проектов;
• кредитная поддержка предприятий малого бизнеса, не имеющих доступа к кредитам коммерческих банков;
• андерраэйтинг и приобретение в свой портфель ценных бумаг предприятий, осуществляющих реализацию крупномасштабных проектов.
В отдельных странах банки развития помимо перечисленного также осуществляют: доверительное управление средствами пенсионных фондов.
• формирование и участие в синдикациях кредиторов среди коммерческих банков для кредитования инвестиционных проектов; управление финансовыми активами и обязательствами государства, а также страхование экспортных операций и кредитование импортеров продукции отечественных производителей.
Таблица 1
Особенности статуса некоторых банков развития
Банк (страна, год основания) |
Законодательная база |
Форма собственности |
Государственная поддержка |
Надзором |
Kreditanstalt fur Wiederaufbau-KFW (германия,1948г.) |
Специальный закон |
80%-Федеральное правительство, Федеральные земли |
100%-ная гарантия гос., освобождение от налогов |
Министерство финансов |
Банк развития Китая (Китай, 1994г.) |
Решение Госсовета КНР «О реформе финансовой системы» |
100%-ное государственное участие |
Государственное финансирование закреплено законом, 100%-ная гос. гарантия |
Прямое подчинение Госсовету КНР |
Банк развития Японии (Япония, 1951г.) |
Отдельный законодательный акт, принятый парламентом |
100%-ное государственное участие |
Внешних займов 50%-ная гарантия государства По обязательствам, прямые займы правительства, дополнительные взносы и капитал |
Министерство финансов |
Banco Nacional de Desenvolvimeto Economico e Social (Бразилия, 1952г.) |
Специальный закон |
100% гос. участие |
Госгарантий нет, т.к. это |
Контроль министерства экономичес-кого развития |
Банк развития Казахстана (Казахстан,2001 г.) |
Указ президента, в дальнейшем специальный закон |
84,49%-Правитель-ство Казахстана, 15,51%- местные органы власти |
противоречит законодательству 100%-ная гарантия гос. , освобождения от налогов |
ЦБ и орган финансового надзора (кроме выполнения нормативов |
3.3Банки развития
государственно-частное
Необходимость создания в России банка развития не в последнюю очередь диктуется начавшимся процессом формирования инвестиционного фонда страны и отбора проектов для финансирования из этого фонда. Наличие собственной инвестиционной программы государства ставит специфические задачи обеспечения финансового контроля расходования средств, проведения постоянного мониторинга хода реализации инвестиционного проекта и координации усилий различных органов власти.
Международная практике реализации государственных инвестиционных проектов свидетельствует, что эффективный контроль их реализации возможен только при участии финансового агента правительства, в роли которого чаще всего выступает банк развития. В то же время банки развития не должны подменять или вытеснять коммерческие структуры из подобных проектов. Напротив, на банке развития лежит основная ответственность за эффективную организацию проекта, включая организацию частного финансирования, когда это возможно.
Совместное участие в инвестиционных проектах частного капитала и государства приобретает все большее распространение во всем мире, особенно при реализации проектов капитала и наукоемких отраслях. В этих проектах в рамках так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП) организующая роль государства сочетается с использованием предпринимательских и финансовых ресурсов частного сектора, что приводит к высокой отдаче для всей экономики страны или региона.
Внешэкономбанк (ВЭБ) имеет
значительный опыт сотрудничества с
крупнейшими российскими
3.4 Российские банки развития: причины неудач
В россии уже действуют три государственных специализированных банка, сфера деятельности, которых разграничена в соответствии с отраслевой спецификой их предполагаемых клиентов (табл. 2).
Все государственные
Разумеется, при таких
масштабах деятельности не приходится
говорить о возможности оказывать
сколько-нибудь значимое влияние на
экономику страны. При этом если
деятельность Российского
Безусловно, важной проблемой является изначально очень маленький объем уставного капитала РосБР, составляющий немногим более 200 млн долл. В результате Российский банк развития пс итогам 2004 г. оказался едва ли не последним по величине капитала среди других банков развития и послед1 им по размеру активов При небольшом размере активов и низком уровне капитала банка в долларовом выражении масштабы операций РосБР выглядят просто ничтожными. Например, и активы и капитал Банка развития Казахстана вдвое больше, чем у РосБР. хотя ВВП России в 14 раз больше ЗВП Казахстана.
Однако даже значительное увеличение масштабов операций не позволит РосБР полноценно выполнять функции банка развития. РосБР создавался и функционирует как обычный коммерческий банк, что заметно отличает его ог других банков развития. Статус обычного коммерческого банка и неизбежная конкуренция с коммерческими банками за клиентуру, необходимость соблюдать все нормативы, установленные для коммерческих банков, а также отсутствие ясно выраженной и закрепленной в законодательстве поддержки государства, заложенные уже при создании банка, не дают РосбР возможности быть эффективным инструментом государственной инвестиционной политики.
Таблица 2
Российские государственные специализированные банки (на 1 октября 2005г.)
Банк |
год основания |
активы в млрд. руб. |
капитал млрд. руб. |
Российский банк развития |
2000 |
17479,6 |
6061,5 |
Российский |
2000 |
74676,6 |
10907,3 |
Росэксимбанк |
1994 |
3794,7 |
1768,5 |
Таблица 3
Показатели эффективности гос .специализированных банков (на 1 октября 2005 г.)
Показатель |
РСХБ |
РосБР |
РЭБ |
ВЭБ |
Уставный капитал в % к капиталу |
98,7 |
76,9 |
53,8 |
0,01 |
Балансовая прибыль, млн руб. |
348 |
176 |
32 |
5513 |
Рентабельность активов (ROA), % |
0,5 |
1 |
0,9 |
3,3 |
Рентабельность капитала (ROE), % |
3,2 |
2,9 |
1,8 |
36,8 |
Информация о работе Развитие банковской системы России в современных условиях