Развитие бартерных отношений в России: особенности и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Преодоление негативных тенденций расползания бартера при одновременном использовании его положительных эффектов связано в первую очередь с проведением государственной политики реструктуризации отечественной промышленности, согласованной с монетарной, финансовой и социальной политикой. В промышленности, должна быть, существенно увеличена степень вертикальной и горизонтальной интеграции в различных формах, среди крупных предприятий каждой отрасли отобраны и наделены необходимыми оборотными средствами потенциальные "точки промышленного роста", способные при соответствующем управлении в интересах государства активизировать спрос в смежных отраслях и обеспечить переход предприятий-поставщиков из бартерной в денежную сферу экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2 стр.
1.Определение и особенности бартерных сделок………………………...7 стр.
2. Причины возникновения и распространения бартера в российской экономике…………………………………………………………………...13 стр.
3. Бартерная экономика в сегодняшней России…………………………17 стр. 4. Социальная база бартеризации экономики…………………………….25 стр.
Заключение…………………………………………………………………30 стр.
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

01.02.13.21.59.29_Pospelova.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения основных видов взаимодействия предприятия  с экономической средой - сбыта произведенной продукции и материально-технического обеспечения производства - для характеризации ситуации, в которой данное предприятия находится, может быть использована структура показателей, представленная в табл.2. Приведенный вариант заполнения этой таблицы отражает условный пример ситуации, в которой оказались два предприятия и которая приводит к вынужденной бартерной сделке. В целях экономии места данный вариант составлен как бы из двух таблиц, относящихся к двум разным предприятиям. Первое предприятие, представленное в таблице последним столбцом, относящимся к снабжению, имеет два предложения по поставке необходимых ему товаров за деньги (неприемлемых для предприятия ввиду отсутствия денег) и одно предложение о поставке этих товаров в обмен на определенный вид товаров, производящийся на данном предприятии. Второе предприятие, от которого исходит последнее предложение, представлено в таблице в столбце, отражающем реализацию продукции. Второму предприятию известно о потребности первого в его продукции, и оно согласно на получение в качестве оплаты товаров, допускающих перепродажу. В этой ситуации для обоих предприятий бартерная сделка является вынужденной.

Таблица 2

Характеристики  снабженческо-сбытовой ситуации предприятия 

№  
п/п

Предмет возмещения  
поставки

Число имеющихся  у предприятия  
предложений

По реализации продукции 

По снабжению  производства

 

1

Денежные средства

-

2

 

2

Векселя

-

-

 

3

Другие ликвидные  ценные бумаги

-

-

 

4

Товары, допускающие  использование на предприятии 

-

1

 

5

Товары, допускающие  продажу  
за деньги

1

-

 

6

Товары, допускающие  использование в бартерных операциях

-

-

 

Отметим, что  даже частичное вовлечение предприятия  в бартерную цепочку порождает, как правило, положительную обратную связь: получение за отгруженную продукцию других товаров вместо денег заставляет, как правило, предприятие искать способ ее реализации (обычно - бартерный), что приводит к дальнейшему "расползанию" бартера. Именно этим процессом охвачена сейчас обрабатывающая промышленность России.

Следует заметить, что сам по себе бартер как безденежная  форма товарообмена имеет широкое  распространение не только в России, но и во многих других странах [14]. Так, в США в 1995 г. по оценкам экспертов  объем бартерных операций превысил 6 млрд. долларов, в странах Азии - 69 млрд. долларов. В бартерные операции вовлечено не менее 250 тыс. компаний [15]. По данным опроса ряда американских компаний, проведенного Школой бизнеса Стэнфордского университета, эти компании стремятся довести долю продаж, осуществляемых с помощью бартера, до 20% [16]. Постоянными субъектами бартерных операций во всех странах мира являются коллекционеры, автовладельцы и другие лица, готовые к обмену дискретными товарами в целях оптимизации состава собственности. Во многом бартерный характер носят сделки по обмену объектами интеллектуальной собственности - программными продуктами, книгами, видеокассетами и т.п. Некоторые индивидуумы по характеру склонны к бартеру больше, чем ко всем другим видам сделок (вспомним хотя бы Ноздрева, одного из наиболее ярких персонажей поэмы "Мертвые души"), что активно используют в целях извлечения прибыли более чем 500 брокерских контор в США, специализирующихся на бартере. Существенно расширились возможности бартера с вводом в действие мощной бартерной подсистемы в международной компьютерной сети Internet.

Среди общих  преимуществ бартера отмечается возможности сохранения капитала, сокращения общих затрат на маркетинг и трансакции, возможность сбалансировать производственные мощности с потребностями производства путем бартерного обмена излишнего оборудования, установление более тесных отношений с "бартерными" клиентами по сравнению с обычными, "денежными". В Америке активно работают несколько ассоциаций, помогающих в организации бартерной торговли ("World Trade Consortium Profile", "Eagle Barter Exchange", "International Reciprocal Trade Association" и др.), разработаны детальные правила бухгалтерского учета бартерных операций. В качестве исторического начала бартера в США его американские энтузиасты любят вспоминать торговлю с индейцами в пионерские времена, а многие известные бизнесмены с удовольствием рассказывают о бартерных операциях на школьной парте как первых шагах на деловом поприще.

Западные руководства  по бизнесу обычно рекомендуют сочетать бартерные и финансовые сделки в рамках одной фирмы.

Таким образом, бартер - своеобразная "колыбель экономики" - имеет свои положительные стороны и является естественным и неизбежным этапом развития экономических отношений и институтов как в локальном, так и в историческом рассмотрении. В Советском Союзе и позднее в России процессы зарождения и распространения бартера имели определенную специфику.

 
2. Причины возникновения и распространения  бартера в российской экономике

Заимствованное  из английского языка слово "бартер" (barter) устойчиво вошло в русский язык в самом начале 1990-х годов. "Гребень" первой волны бартерного прилива 90-х годов пришелся на 1992 г., когда доля бартера в во внешнеторговых сделках достигла 40%, а во внутреннем обороте бартер занимал: в поставках кокса - 58%, угля - 25, проката черных металлов - 34, машин и оборудования - 35% [17].

Однако бартер 1991 - 1992 гг. отличался  от нынешнего. Особенность "раннего" бартера состояла в том, что наличие  потребности в данном виде товара у покупателя и денег для ее удовлетворения были, как правило, лишь необходимыми, но не достаточными условиями готовности продавца заключить с данным покупателем сделку. В силу всеобщего дефицита и отсюда низкой покупательной способности денег предпочтительной для продавца была сделка, предусматривающая "возмещение" переданного товара другим, имеющим не меньшую "ценность" (субъективно понимаемую в то время как потребительную стоимость). Сейчас же наличие у покупателя денег для приобретения нужного ему товара является (при условии согласования цен и условий поставки) вполне достаточным для продавца аргументом для заключения сделки. Однако покупатель, имеющий натуральную потребность в продукции продавца, часто не обладает финансовыми средствами для ее приобретения. При этом особенность российской экономики в ее нынешнем "неинвестиционном" варианте состоит в том, что в отличие от дореформенной экономики социалистических стран и экономики развитых стран Запада [18] это "бюджетное" ограничение является весьма жестким и практически не может быть преодолено с помощью обращения к институциональным финансово-кредитным учреждениям. Более точно говоря, получение кредита возможно, однако ставка процента настолько превышает рентабельность промышленного производства, что почти все предприятия, прибегавшие к такому способу обеспечения сделок, оказывались впоследствии в полном смысле заложниками своих банковских кредиторов.

Бартер первой волны, возникший, как уже говорилось, главным образом  из-за ослабления отечественной валюты на фоне товарного дефицита, был отчасти преодолен за счет известных мер по укреплению рубля. Бартер второй волны (1994 - 1996 гг.), возникший в основном как следствие дефицита оборотного капитала на предприятиях, поддается управлению значительно труднее в силу двух обстоятельств.

Во-первых, причина его  возникновения не может быть ликвидирована, так сказать, в одночасье, потому что сделать из бедных предприятий  богатые даже путем массового  применения процедуры банкротства  и связанного с ней или последующего перераспределения средств предприятий невозможно. Такая операция сопровождалась бы масштабными социальными катаклизмами. Предприятия, находящиеся в тяжелом финансовом положении, но имеющие неплохие экономические перспективы и составляющие субъектную базу бартера, таким образом, могут либо вообще перестать быть предприятиями, либо стать небедными только в результате естественного эволюционного процесса, протекание которого требует значительного времени.

Во-вторых, наступление данного "бартерного" этапа промышленной экономики оказалось тесно связанным с другими институциональными изменениями в экономике, что привело не только к фиксации этого способа обмена в системе экономических взаимодействий, но и даже, по нашему мнению, к возникновению и закреплению особого "бартерного" экономического мышления.

Говоря о генезисе бартера  в российской экономике, необходимо вспомнить, что в течение многих десятков лет, начиная с времен военного коммунизма, в условиях пониженной роли ценового фактора в формировании субъектно-предметной трансакционной структуры (т.е. выбора субъекта и предмета сделок), основным содержанием процессов экономического взаимодействия в сфере продукции производственно-технического назначения была все-таки поставка товаров, т.е. товарообмен, а не обмен товаров на деньги. При этом бартер, как правило, не был бинарным, а охватывал целую цепочку взаимосвязанных контрагентов и соответствующих товаров и услуг, причем контроль над установлением и поддержанием такого обращения, реализация обратных связей осуществлялись не самими предприятиями, а вышестоящими органами - от ВПО или Главного управления министерства до Госснаба и Госплана. Вместе с тем хорошо известны многочисленные примеры реализации "сверхплановой", а порой и плановой продукции по адресам, обеспечивающим поставку (или доставку) сырья и оборудования, выполнение строительно-монтажных работ, оказание личных услуг руководству и членам коллектива в виде организации летнего отдыха и т.п. Благодаря бинарному бартеру предприятиям удавалось смягчить жесткость ресурсных ограничений, расширить сферу самостоятельных решений и улучшить плановые показатели.

Однако сфера принятия "бартерных" решений руководителями предприятий в послевоенный и  до перестроечный период была ограничена самой системой централизованного планирования, в которой если и находилось место самостоятельно устанавливаемым и реализуемым предприятиями прямым трансакционным связям, то их роль в общем объеме трансакций была незначительной. Большинство видов продукции производственно-технического назначения относилось к числу фондируемых, и ее распределение было прерогативой вышестоящих местных или центральных органов.

Положение начало меняться в  середине 60-х годов, после распространения  первой волны хозрасчета. Однако благодаря  особенностям структуры управления промышленностью, оказавшимся более устойчивыми, чем ожидалось, методы формирования фондов экономического стимулирования в зависимости от размеров прибыли и других фондообразующих показателей вскоре были деформированы и сменились чисто волевыми решениями вышестоящих по отношению к предприятию органов. Соответственно упала роль финансовых (рыночных) факторов, возросла степень централизации и несколько увеличилась роль бартерных операций.

Новый импульс рыночных реформ в конце 70-х - начале 80-х годов, связанный в том числе с ростом самостоятельности предприятий в формировании прямых хозяйственных связей, снизил значимость бартера. В период "широкомасштабного экономического эксперимента" (до середины 80-х годов) объем бартерных операций также был ограниченным. На низком уровне он оставался и после экономической реформы 1987 г., существенно расширившей бюджетные возможности предприятий. Однако рост товарного дефицита и отказ от централизованного контроля над формированием цен привели в начале 90-х годов к резкому увеличению доли бартерных операций. Бартерная торговля стала одним из наиболее популярных видов торговли между предприятиями, оказавшимися после развала СССР в разных странах. Бартерный способ торговли из вынужденного для предприятий превратился в предпочтительный.

 

3. Бартерная экономика в сегодняшней России

 

По нашему мнению, основанному на интервью с руководителями и работниками снабженческо-сбытовых отделов ряда промышленных предприятий, сейчас можно говорить о доминировании  бартера как наиболее распространенного способа проведения трансакций в промышленности. Это приводит к возникновению специфических черт экономики, находящих отражение в ее институциональной структуре, а также в особенностях протекания макроэкономических процессов, в поведении микроэкономических агентов и в принятии "наноэкономических" решений отдельными физическими индивидами. Рассмотрим эти особенности.

Институциональные особенности бартерной экономики. Поиск путей сбыта профильной продукции в условиях неплатежеспособности традиционных потребителей заставляет производителей либо самостоятельно или с помощью потребителя пытаться сформировать бартерную цепочку, либо обращаться к профессиональным посредникам. В последнее время число таких посредников и их влияние на экономику резко возросли. По существу возник, а если точнее сказать, возродился со времен могущества Российской товарно-сырьевой биржи) институт торгово-промышленных посредников.

Информация о работе Развитие бартерных отношений в России: особенности и тенденции