Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:29, контрольная работа
Преодоление негативных тенденций расползания бартера при одновременном использовании его положительных эффектов связано в первую очередь с проведением государственной политики реструктуризации отечественной промышленности, согласованной с монетарной, финансовой и социальной политикой. В промышленности, должна быть, существенно увеличена степень вертикальной и горизонтальной интеграции в различных формах, среди крупных предприятий каждой отрасли отобраны и наделены необходимыми оборотными средствами потенциальные "точки промышленного роста", способные при соответствующем управлении в интересах государства активизировать спрос в смежных отраслях и обеспечить переход предприятий-поставщиков из бартерной в денежную сферу экономики.
Введение……………………………………………………………………..2 стр.
1.Определение и особенности бартерных сделок………………………...7 стр.
2. Причины возникновения и распространения бартера в российской экономике…………………………………………………………………...13 стр.
3. Бартерная экономика в сегодняшней России…………………………17 стр. 4. Социальная база бартеризации экономики…………………………….25 стр.
Заключение…………………………………………………………………30 стр.
Список использованной литературы……………
Такие посредники делятся на две группы. Одни, обладая в отличие от промышленных товаропроизводителей и товаропотребителей значительным рабочим капиталом, скупают промышленные товары и впоследствии либо реализуют их отечественному или зарубежному потребителю (если товары подлежат непосредственному потреблению), либо используют эти товары для дальнейшей переработки. С другой стороны, предприятия следующего передела вынуждены соглашаться на предложения посредников о поставке промежуточных товаров, являющихся для этих предприятий исходными, с оплатой готовой продукцией. Это вызывается двумя причинами: во-первых, отсутствием денег для независимого приобретения исходных материалов на свободном рынке, во-вторых, усиливающейся монополизацией рынка в силу рыночной экспансии тех же посредников. Таким образом, предприятие оказывается как бы зажатым в тисках: с одной стороны, оно зависит от посредника в приобретении исходных материалов, с другой - испытывает трудности в реализации и в итоге вынуждено обращаться к тому же посреднику. В результате из независимых товаропроизводителей предприятия превращаются в производителей услуг, работая исключительно на "давальческом" сырье. При этом посредники обладают прекрасными возможностями контролировать цены на рынке конечной продукции, поскольку, используя производственные мощности достаточно крупных предприятий по схеме толлинга, сами по себе они не несут затрат, связанных с амортизацией прошлого и живого труда. Благодаря этому им удается то, что не удается самим предприятиям обрабатывающей промышленности: без проблем реализовывать конечную продукцию по низким ценам. Практически каждое крупное предприятие обрабатывающей промышленности в течение последнего года было объектом кажущихся заманчивыми предложений со стороны, как их называют на предприятиях, "мальчиков", которые предлагают, скажем, вагон хлопка для переработки в пряжу с оплатой готовой продукцией. Поскольку денег на закупку сырья у предприятия нет, а реализация готовой продукции по ценам производителя вызывает определенные трудности, предложение, как правило, принимается. Потом выясняется, что проблемы прядильного производства лишь усугубились: цена на рынке пряжи резко падает, делая производство принципиально нерентабельным. Предприятие вновь вынуждено обращаться к тем же (или другим, что несущественно) "мальчикам" и все туже затягивать петлю на своей шее.
В последнее время так называемая "мальчиковая" экономика распространилась в такой степени, что охватила, по-видимому, почти все прядильное и ткацкое производство и большую часть обрабатывающей промышленности (подобные схемы действуют и на внешнеэкономическом рынке: по данным [19] на толлинг приходится около 80% экспортируемого из страны металла). Если учесть при этом высокую степень криминализации института посредников (это касается и происхождения их первоначального капитала и соответствующих обязательств), то становится ясным, почему большинство предприятий, попавших в "бартерные тиски", вскоре теряют самостоятельность, вынужденно продавая (или передавая) посреднику значимую часть акций предприятия или - пока это происходит значительно реже - вводя его представителей в правление и совет директоров.
В итоге при дальнейшей
бартеризации экономики следует
вскоре ожидать существенного
Вторая группа
посредников включает небольшие
организации, не обладающие первоначально
значительным капиталом, но имеющие
достаточно широкие связи и
Макроэкономические
особенности бартерной
В принципе возможны два способа возникновения и развития бартера. В одном случае он возникает вынужденно, как средство реализации сделок, которые без бартера просто не были бы осуществлены. В этом случае бартер как бы заполняет собой пустое пространство. В другом варианте бартерная сделка по желанию одного или обоих участников заменяет собой денежную, и в этом случае бартер сокращает поле нормальных сделок типа "товар - деньги". Бартер середины 90-х годов, в отличие от бартера начала десятилетия, возник как средство реализации экономических взаимодействий в условиях жесткой монетарной политики и неплатежеспособности предприятий, "оттеснив" собой пустоту, т.е. сузив множество принципиально реализуемых, но не реализованных сделок. Влияние бартера данного вида на макроэкономические процессы можно считать положительным, т.к. он стал одним из средств поддержания экономической деятельности промышленности в целом. В свое время бартер сыграл "спасительную" роль для экономических взаимоотношений между странами бывшего СССР, обеспечив возможность товарообмена в условиях взаимного валютного недоверия. В период развала хозяйственных связей бартер позволил создать вокруг предприятий своеобразную товаропроводящую среду, промежуточную между рыночной и интеграционной. Таким образом, роль бартера в переходные периоды, по-видимому, была незаменимой.
Вместе с тем из лечебного средства выживания он превращается в тормоз дальнейшего развития.
Действуют две противоположно направленные и развивающиеся с разной скоростью тенденции. С одной стороны, непосредственно по мере роста соотношения между объемами бартерных и денежных трансакций покупательная способность денег увеличивается, что способствует снижению инфляции. С другой стороны, неэффективность бартерного способа реализации экономических взаимодействий в конечном итоге неизбежно ведет к спаду производства, уменьшению физического объема продукции и как следствие - увеличению ее цены. Кроме того, при более или менее неизменном объеме денежной массы с ростом бартерной сферы увеличивается количество денег, приходящееся на одну сделку в денежной сфере, что также способствует инфляции. В условиях же искусственного ограничения денежной массы расширение бартерной части народного хозяйства, как показано в [23], может при определенных ситуациях вызывать кажущуюся парадоксальной реакцию экономики: несмотря на увеличивающуюся дефицитность денег, рост цен ускоряется. Это происходит тогда, когда снижение производства в денежной части экономики опережает снижение денежной массы. В этих условиях естественный переток рабочей силы может принять характер бегства из монетарной сферы экономики в бартерную, а расширение бартерной сферы - характер цепной реакции.
Таким образом, в краткосрочном плане бартер препятствует инфляции, в то время как в долгосрочном - неизбежно провоцирует ее.
Распространение бартерного способа трансакций в ущерб денежному ведет, в конечном счете, к распадению экономики на слабо взаимодействующие и непрочные сами по себе цепочки. При отсутствии или слабости такого связующего различные подразделения народного хозяйства звена, как деньги, экономика теряет эластичность, производственные ресурсы утрачивают мобильность. Горизонтальное распространение инноваций, широкая диффузия достижений НТП становятся нереальными.
Среди негативных макроэкономических характеристик бартерной экономики следует упомянуть также ее принципиально неинвестиционный характер: незначительная доля финансовых потоков в сфере реального производства не позволяет осуществлять сбережения в денежной форме и рассчитывать на мультипликативные эффекты нарастания массы накоплений.
В рамках бартерной экономики представляется неразрешимой и задача объективной рыночной оценки предприятий, и котировка их ценных бумаг. Если будущие доходы предприятий неизмеримы, точнее, несоизмеримы ни во времени, ни в пространстве, то теряется и основа общественно значимого соизмерения и, следовательно, обмена акций. Из трех основных видов ценности акций (дивиденды, право на часть имущества в случае ликвидации и право на участие в управлении) практически остается лишь последнее. Субъективный характер этого вида ценности очевиден. Соответственно, эмиссионный путь финансирования инвестиций возможен только за счет продажи крупных пакетов акций и сопряжен с риском утраты самостоятельности предприятий.
Особенности микроэкономического поведения в бартерной экономике. Предприятия, целиком перешедшие на бартерный способ обращения, по существу лишаются перспектив экономического роста. Ответы на классические вопросы микроэкономики "что", "как" и "для кого" производить, оказываются деформированными по сравнению с теми, которые диктуются общественным благом, поскольку приоритетными потребителями оказываются не наиболее активно и успешно развивающиеся предприятия (отрасли), а предприятия, расположенные "ближе" к данному в смысле длины бартерных цепочек. Применительно к бартерной экономике должна быть пересмотрена и концепция "пяти сил конкуренции" М.Портера, определяющая факторы "силы" поставщика, потребителя, внешне- и внутриотраслевого, а также товарно - субституционного (по существу - технологического) конкурента. Так, в число факторов "силы" производителя следует включать его характеристики как поставщика товаров в возможные бартерные цепочки, соединяющие его с производителем, а также характеристики "прочности" и числа звеньев этой цепочки. Следовало бы также включить в число автономных субъектов конкуренции посредников, приобретающих в бартерном случае самостоятельное значение.
Индивидуализация
отношений между экономическими
агентами в бартерной экономике
выражается также в изменении
способа ценообразования и
В связи с условностью понятия прибыли в бартерной экономике необходимо пересмотреть и точку зрения на мотивацию поведения микроэкономических объектов. Поскольку бартерное предприятие практически не получает реальной выручки от реализации и, следовательно, прибыли и, минимизируя налогообложение, зачастую и не стремится к ее получению, вопрос о критерии принятия решений на предприятии возникает в его первоначальной постановке. По нашему мнению, основанному на интервьюировании руководителей нескольких десятков промышленных предприятий, одним из главных критериев успешной деятельности предприятия в бартерной экономике в стратегическом аспекте является степень накопленной им "мощности" или "силы", понимаемой, однако, не в традиционном для плановой экономики смысле максимально возможного объема производства продукции, и не в традиционном для западной теории бизнеса смысле как совокупности внешних по отношению к предприятию условий, затрудняющих конкуренцию с ним, а в смысле характеристики возможностей предприятия стабильно осуществлять расширенное воспроизводство в тех или иных (в том числе неблагоприятных) условиях. Это понятие, по нашему мнению, наиболее естественно называть "потенциалом" предприятия. Следует иметь в виду, что различные группы работников предприятия, его поставщиков, потребителей и возможных инвесторов воспринимают различные грани потенциала предприятия неодинаково. В отличие от развитой рыночной экономики, где потенциал предприятия, как правило, допускает обобщенное денежное выражение, в экономике бартера он распадается, дробится на множество качественно различных составляющих, оценка и соизмерение которых сопряжена со значительными сложностями. В качестве общих составляющих потенциала "бартерного" предприятия могут выступать такие факторы, как спрос на профильную продукцию предприятия, положение предприятия на рынке исходных ресурсов, объем и технический уровень (качество) материальных ресурсов предприятия, квалификация кадрового состава, уровень управления, в том числе - личные связи и информированность менеджмента предприятия. Для руководства предприятия его потенциал во многом связан, кроме перечисленных факторов, со степенью управляемости коллектива, возможностью беспрепятственной реализации собственных целей и планов т.д.
Для потенциала "бартерных" предприятий особое значение приобретает место профильной продукции в структуре товарных потоков, определяющее возможности монополистического поведения предприятия. Поскольку в нынешней неинвестиционной экономической ситуации появление внешних конкурентов вряд ли возможно, положение предприятия, чья продукция является "узким местом", в бартерной экономике позволяет извлекать значительный "рентный" доход. Присвоение руководителями таких предприятий этого дохода является одной из разновидностей присвоения ренты (rent-seeking) [24]. Это обстоятельство служит мощным стимулом поддержания и саморазвития бартера. Однако существуют и другие факторы, действующие в том же направлении. Бартерная экономика оказывается выгодной для значительной группы участников экономического оборота.
4. Социальная база бартеризации экономики.
По известным оценкам, около 85% финансовых ресурсов страны сосредоточены в московских банках. Если учесть, что отношение денежного агрегата М2 к валовому внутреннему продукту в России составляет не более 8% при весьма значительных сроках проведения денежных расчетов, в то время как в развитых странах Запада в условиях прекрасной организации платежной инфраструктуры оно колеблется около 100%-го уровня, то следует признать, что реальное производство по существу отрезано от финансовых ресурсов, а обеспечение нормального товарно-денежного оборота в данной ситуации невозможно. Однако несмотря на то, что "финансово обескровленная" промышленность просто вынуждена была искать неденежные способы реализации сделок, в настоящее время у бартерной экономики сложилась солидная социальная база.
Кто входит в эту группу экономических агентов, которым выгодна дальнейшая бартеризация экономики? Во-первых, это торгово-промышленные посредники, фактически существующие за счет трансакционных трудностей и роста трансакционных издержек. Во-вторых, владельцы значительных денежных средств и финансовые менеджеры, обладающие возможностью не только скупать акции промышленных предприятий по дешевой цене, но и финансировать участников первой группы. По-видимому, дальнейшее расширение бартера будет способствовать концентрации финансовых ресурсов в руках "московских финансистов". К этой же категории относятся и иностранные инвесторы, для которых превышение обменного курса доллара над паритетным курсом создает благоприятные возможности для конкуренции с отечественными финансистами. Наконец, бартеризация экономики оказывается, как ни странно, выгодной для значительного числа руководителей промышленных предприятий. Именно последнее обстоятельство представляется наиболее опасным для перспектив развития отечественной промышленности, и на нем стоит остановиться подробнее.
Информация о работе Развитие бартерных отношений в России: особенности и тенденции