Развитие бирж в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является исследование понятия фондовая биржа в целом, в том числе определение ее функций и задач; изучение индексов; исследование понятия, значения, видов биржевых сделок, процесса совершения биржевых сделок.
Для достижения данной цели предполагается разрешить следующие задачи:
- дать понятие фондовых бирж, описать историю их происхождения и развития, основные цели, функции и задачи;
- проанализировать организацию и рассмотреть участников фондовых бирж;
- дать понятие, значение и рассмотреть виды биржевых сделок;
- рассмотреть основные индексы и методы анализа фондовой биржи;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Понятие фондовой биржи………………………………………………………6
1.1 Задачи и функции фондовой биржи………………………………………… 8
1.2 Законодательная база, регламентирующая деятельность фондовой биржи в РФ…………………………………………………………………………………. 8
2 Операционный механизм фондовой биржи…………………………………..15
2.1 Разновидности биржевых операций…………………………………………19
2.1.1 Кассовые и фьючерсные сделки……………………………………………23
2.1.2 Фьючерсные сделки с опционом…………………………………………….24
2.1.3 Стеллажные сделки…………………………………………………………25
2.1.4 Фьючерсные контракты……………………………………………………25
2.2 Хеджирование…………………………………………………………………26
2.3 Проведение биржевых торгов…………………………………………………27
3 Фондовые биржи…………………………………………………………………32
3.1 Возникновение и структура фондовой биржи……………………………….32
3.2 Роль фондовой биржи………………………………………………………….34
3.3 Операции с ценными бумагами…………………………………………….....36
3.4 Холдинговые компании………………………………………………………..38
4 Развитие бирж в развитых странах…………………………………………….40

Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 144.42 Кб (Скачать файл)

Положение о выпуске и  обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 год № 78. В нём дано определение  ценной бумаги, установлен порядок  их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа.

Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, в котором установлены  порядок лицензирования, состав документов, а также контроль за использованием лицензий.

Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами ( разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78). В нем были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за использованием выданных им лицензий.

Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 года стал основным документом, регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли в России. В соответствии с этим законом созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности, учтены реальные процессы, происходящие на современных биржах.

Согласно документу биржа  организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие этим положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов "товарная биржа" или "биржа" и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур.

В законе дается определение  биржевого товара, а также обозначены объекты, которые не могут быть предметом биржевых сделок. В документе представлен порядок учреждения, организации и ликвидации товарной биржи. Большое внимание уделено государственному регулированию деятельности товарных бирж.

Закон РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле" определяет порядок валютного регулирования  и общие понятия, необходимые  для совершения сделок с валютой.

Постановлением Правительства  РФ "О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота  биржевых товаров через товарные биржи" от 11 мая 1993 года № 452 подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка. Им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.

Федеральный закон "О рынке  ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. регулирует деятельность фондовых бирж. В этом законе даются определения брокерскому и дилерскому видам деятельности, а также фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности.

Исключения допускаются  только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.

Роль государства в  регулировании биржевой деятельности в России довольно значительна. В соответствии со ст. 33 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" для осуществления государственного регулирования деятельности товарных бирж и контроля за ними при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур была создана Комиссия по товарным биржам (КТБ).

В состав этой комиссии включаются председатель, представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов и объединений, брокерских гильдий и ассоциаций, эксперты и представители от общественных объединений предпринимателей.

В ст. 34 Закона определены функции  Комиссии по товарным биржам:

-выдача лицензий на  организацию биржевой торговли;

-осуществление лицензирования  биржевых посредников, биржевых  брокеров на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле и контроль за ними;

-контроль за соблюдением законодательства о биржах;

-организация и изучение  деятельности товарных бирж;

-разработка методических  рекомендаций по подготовке биржевых  документов;

-рассмотрение в Комиссии  жалоб участников биржевой торговли  на злоупотребление и нарушение законодательства в биржевой торговле;

-разработка предложений  по совершенствованию законодательства  о товарных биржах.

В ст. 35 Закона установлены  полномочия Комиссии по товарным биржам:

-отказ бирже в выдаче  лицензии на организацию биржевой  торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли установленным требованиям;

-аннулирование выданной  бирже лицензии или приостановление  ее действия, если биржа нарушает законодательство;

-направление бирже обязательного  для исполнения предписания об  отмене или изменении положений  учредительных документов, правил  биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;

-направление биржевому  посреднику обязательного для  исполнения предписания о прекращении деятельности, противоречащей законодательству;

-применение к бирже  или биржевому посреднику соответствующих  санкций в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии;

-назначение государственного  комиссара на биржу;

-организация по согласованию  с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторских проверок деятельности бирж и биржевых посредников;

-требование от бирж, расчетных  учреждений клиринговых центров  и биржевых посредников представлений учетной документации;

-направление в суд  или арбитражный суд материалов  для применения предусмотренных  законом санкций к биржам и  их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передача материалов в соответствующие правоохранительные органы.

Для непосредственного контроля за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства на биржу назначается государственный комиссар, который обязан:

-содействовать всемерному  развитию конкуренции в биржевой  торговле;

-обеспечивать соблюдение  прав всех участников биржевой  торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж;

-предотвращать любые  формы дискриминации какого-либо  участника биржевой торговли.

Государственный комиссар вправе:

-присутствовать на биржевых  торгах;

-участвовать в общих  собраниях членов биржи и в  общих собраниях членов секций (биржи с правом совещательного голоса;

-знакомиться с информацией  о деятельности биржи, включая  все протоколы собраний и заседаний органов управления биржи и их решения, в том числе конфиденциального характера;

-вносить предложения  и делать представления руководителям биржи;

-вносить предложения  в Комиссию по товарным биржам;

-осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.

Главным координирующим органом  на рынке ценных бумаг в настоящее  время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Государственное регулирование  главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время действует более 300 таких актов, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком.

На первичном рынке  государственное регулирование  сосредоточено на поддержании единого  порядка эмиссии ценных бумаг  в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке  государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

-регистрация выпусков  ценных бумаг, проспектов эмиссии;

-лицензирование деятельности  профессиональных участников рынка;

-аттестация специалистов  инвестиционных институтов;

-страхование инвесторов;

-аудиторский и рейтинговый  контроль за финансовым состоянием эмитентов;

-надзор и контроль за проведением фондовых операций;

-регистрация и надзор  за деятельностью обменных и  клиринговых корпораций;

-раскрытие и публикация  информации в соответствии с  действующим законодательством.

Составной частью государственного регулирования является лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка.

Для получения лицензии на организацию товарной биржи в  Комиссию по товарным биржам представляют следующие документы:

-заявление;

-устав товарной биржи;

-учредительный договор  или заявку на регистрацию  либо иной соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи;

-свидетельство о государственной  регистрации товарной биржи;

-правила биржевой торговли;

-документ, подтверждающий  внесение в уставный капитал  товарной биржи не менее 50% объявленной суммы;

-документ удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

-список учредителей и  распределение между ними долей  (в %) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.

Комиссия принимает решение  о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления  со всеми необходимыми документами. Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документом, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.

Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии.

Решения об аннулировании  или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в двухмесячный срок на основе:

-материалов, осуществленных  финансовыми органами проверок, в которых установлены факты нарушений в деятельности товарной биржи;

-официальных уведомлений  территориальных управлений Министерства  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства, а также государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений.

При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных  предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд.

Биржа может быть ликвидирована  по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным  судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Механизм лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование как биржевых посредников, так и инвестиционных институтов, дающее право действовать на рынке ценных бумаг.

Помимо государственного регулирования исторически сложился принцип саморегулирования, который  заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые нормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретной биржи. В следующем параграфе курсовой работы, будут рассмотрены особенности регулирования и организации деятельности

К ним относят учредительный  договор, устав биржи и правила  биржевой торговли. В учредительном  договоре должны быть указаны:

Информация о работе Развитие бирж в развитых странах