Развитие частного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития частного бизнеса в России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-определить сущность частного бизнеса;
-рассмотреть историю развития частного бизнеса в России;
-выявить проблемы развития частного бизнеса в России;
-изучить направления государственной поддержки частного бизнеса в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА…………..5
1.1.Понятие частного бизнеса…………………………………….................5
1.2 Структура частного бизнеса……………………………………………...6
Глава 2. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ…………………...9
2.1.История развития частного бизнеса……………………………………9
2.2.Проблемы развития частного бизнеса в России………………...……12
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...........................23
2. Расчетная часть
ЗАДАНИЕ № 1……………………………………………………………………...25
ЗАДАНИЕ № 2……………………………………………………………………...31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...…38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Саша 3...doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

1. Теоретическая часть

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА…………..5

1.1.Понятие частного бизнеса…………………………………….................5

1.2 Структура  частного бизнеса……………………………………………...6

Глава 2. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ…………………...9

2.1.История развития  частного бизнеса……………………………………9

2.2.Проблемы  развития частного бизнеса в  России………………...……12

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...........................23

 

 

2. Расчетная часть

ЗАДАНИЕ № 1……………………………………………………………………...25

ЗАДАНИЕ № 2……………………………………………………………………...31

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...…38

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, частного бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие частного предпринимательского бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере.

«Подобно тому, как частная собственность явилась исторически исходным типом собственности, соответствующим рыночной экономике, частный предпринимательский бизнес стал исходным пунктом предпринимательского бизнеса вообще. Можно смело утверждать, что частный предприниматель - это самый древний персонаж систематической деловой деятельности и самый активный субъект деловых отношений.»1

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития частного бизнеса в России.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

-определить сущность частного бизнеса;

-рассмотреть историю развития частного бизнеса в России;

-выявить проблемы развития частного бизнеса в России;

-изучить направления государственной поддержки частного бизнеса в России.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области основ бизнеса, организации предпринимательской деятельности: Архипов А.И, Асаул А.Н., Лапуста М.Г., Чеберко Е. Ф и других, так же правовой базой данной работы послужили Гражданский Кодекс РФ в действующей редакции, Федеральный закон Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА

1.1. Понятие частного бизнеса

 

«Бизнес – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела»2

Частный предпринимательский бизнес является исходным пунктом предпринимательского бизнеса. Каждый частный предприниматель является единоличным владельцем собственного бизнеса. Владелец такого бизнеса получает весь доход, и сам несет риск убытков от своей деятельности.

«Частное предпринимательство - экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства. Приверженцы частного предпринимательства утверждают, что оно в общем прибыльно не столько потому, что является частным, а в большей степени потому, что представляет собой предпринимательство, способствующее большей эффективности и техническому совершенствованию, чем контролируемые государством фирмы.»3

Бизнес – это всегда юридически оформленный вид человеческой деятельности, который может осуществляться только в рамках одной из установленных законом форм хозяйствования.

«Важная роль частного бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.»4

Экономические отношения, в которые вступают отдельные  лица, занимаясь бизнесом, настолько  сложны и многогранны, что не позволяют  четко определить границы этой деятельности. Поэтому предпринимательская деятельность определяется как правовое понятие.

Рассмотрим одну из основных форм организационно-правовой  предпринимательской деятельности.  Это индивидуальный предприниматель.

«Индивидуальный предприниматель (сокращ. ИП; он же ЧП, он же ПБОЮЛ) — физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированное в качестве предпринимателя в установленном порядке.»5 Аббревиатуры ЧП (частный предприниматель) и ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) считаются устаревшими.

Физическое  лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, должно выступать под своим именем (ст. 19 ГК РФ). Оно не нуждается в образовании юридического лица и является самостоятельным субъектом гражданского и предпринимательского права наряду с любой коммерческой организацией.

 

1.2 Структура  частного бизнеса

 

Правильнее бизнес подразделять на предпринимательство (хозяйственную деятельность в сфере материального производства) и коммерцию (хозяйственную деятельность в нематериальной сфере). Результатом предпринимательской деятельности являются материальные блага (товары), а коммерческой – нематериальные блага (услуги).

Бизнес может  осуществляться в трех основных формах:

  • индивидуального или частного предпринимательства;
  • партнерства;
  • корпорации (акционерного общества).

Индивидуальный  предприниматель вправе действовать  без оформления статуса предприятия, фирмы, однако при условии государственной  регистрации систематической деятельности, предприниматель действует при  этом как физическое лицо. Если подобное предпринимательство приносит доходы в сумме выше необлагаемого минимума, то с доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности необходима уплата налогов.

Индивидуальный предприниматель вправе использовать по собственному усмотрению имущество, которое ему принадлежит (например, сдача внаем жилья, выращивание сельскохозяйственной продукции на своем огороде и продажа ее). Согласно Гражданскому кодексу РФ индивидуальный предприниматель всем принадлежащим ему имуществом отвечает по своим обязательствам. Он может начать и прекратить свою деятельность в любое время в соответствии с собственным желанием. В отдельных случаях закон предусматривает необходимость получения платных государственных лицензий, дающих право проведения некоторых видов единоличного предпринимательства (например, отстрела редкой дичи, вылова ценных пород рыб, некоторых видов образовательных услуг и врачебной деятельности).

В случае если индивидуальная предпринимательская деятельность одного вида носит систематический характер, предпринимателю следует приобретать патент на проведение такой деятельности. Патент выдается на определенный срок, а также на определенный объем деятельности и подлежит оплате.

Любой дееспособный гражданин, желающий создать собственную  хозяйственную, коммерческую организацию обладает правом и возможностью приобрести статус юридического лица, зарегистрировав себя как частное предприятие, фирму в соответствии с действующим законодательством. Собственник (учредитель) частной фирмы (субъект предпринимательской деятельности) вправе нанимать на работу любое количество сотрудников (наемных работников, не влияющих на управление фирмой). К частному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое, хотя и следует, строго говоря, относить к групповым, т. е. коллективным формам, в действительности при наличии нормальных отношений в семье представляет разновидность частного предпринимательства. Поскольку индивидуальный владелец – предприниматель, ведущий единоличный бизнес, не связан никакими условиями, а также ограничениями, которые диктуют совладельцы, и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает привлекательностью.

Таким образом, можно сказать, что индивидуальный предприниматель — уже не физическое лицо, но еще и не до конца сформированная организация.

 

 

Глава 2. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.1. История развития частного бизнеса

 

В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В  этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Частное предпринимательство  в России зародилось задолго до либеральных реформ, еще в годы брежневского «застоя». В годы «перестройки» в стране появляются первые полулегальные коммерческие структуры. Десятки тысяч кооперативов разного профиля создаются как частными лицами, так и государственными и общественными предприятиями и организациями. Весьма широкий масштаб в 1987–1989 гг. приобретает так называемое комсомольское предпринимательство. Через комсомольские структуры учреждались первые коммерческие банки, жилищно-строительные кооперативы. Получив на старте серьезное преимущество, эти коммерческие структуры быстро, без огласки и налогов сколотили первоначальный капитал.

«После 1991 г. предпринимательская деятельность в стране была окончательно легализирована. Бизнес превращается в почетное занятие. Появляется возможность легализовать теневые капиталы и подпольным фирмам. За первое полугодие 1992 г. в России было зарегистрировано 350 тыс. товариществ, 80 тыс. акционерных обществ, 5 тыс. коммерческих банков, 8 тыс. совместных предприятий. К концу года на предприятиях «нового бизнеса» было занято уже 16 млн человек, или 22 % от общей численности работающих в России.»6

По мере углубления либеральных реформ в частном  бизнесе происходит смена ценностной ориентации и самой «фигуры предпринимателя». Сначала на смену кооператорам с их психологией и поведением временщиков приходят экс-управленцы, министерские и партийные работники, ИТР промышленных предприятий. Они приносят в бизнес свои прежние неформальные связи, знание функционирования госпредприятий. Полем их деятельности становятся всевозможные СП (совместные с иностранным капиталом предприятия), коммерческие банки, биржи. Именно в кредитно-финансовой сфере частный бизнес в первые годы реформ развился наиболее быстрыми темпами.

«На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год»7

В 1993 г. настает  время совершенно нового для России типа делового человека, чья сфера в бизнесе – интеллектуальные услуги (аудит, консалтинг, инновационная и инжиниринговая деятельность).

Таким образом, к середине 90-х гг. происходит возрождение  российского предпринимательства, в первую очередь крупного и среднего. Его становление происходит в нелегких условиях нецивилизованного рынка: коррумпированности чиновничества, незащищенности предпринимателей от многочисленных криминальных группировок, неразвитой нормативной базы для их деятельности. В результате вымогательство и раздел сфер влияния между преступными кланами стали обычным явлением в российском бизнесе.

В эти годы государство  сделало ставку на реформирование крупных  предприятий в бизнесе, поддержку  естественных монополий, что поставило  средние и особенно мелкие предприятия в очень тяжелые условия. В результате к 1996 г. было зафиксировано снижение числа мелких предприятий и численности занятых на них людей. Значительная часть зарегистрированных МП так и не приступила к хозяйственной деятельности.

 Ситуация  начинает меняться лишь к концу 1997 г. «К 1997 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми.»8 К этому времени МП превращается в реальную экономическую силу. На начало 1999 г. в этом секторе экономики было зарегистрировано почти 840 тыс. предприятий. В общей сложности малые предприятия к концу XX в. создавали уже более 10 % ВВП (валового внутреннего продукта) страны, обеспечивая при этом бюджету 15 % поступлений

«Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны.» 9 Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

В настоящее  время государственная политика, направленная на укрепление позиций и формирование бизнеса в России, сделало новый поворот. Проводятся мероприятия по сокращению бюрократических процедур, что должно облегчить как регистрацию, так и повседневную жизнь предпринимателей.

Информация о работе Развитие частного бизнеса в России