Развитие частного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития частного бизнеса в России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-определить сущность частного бизнеса;
-рассмотреть историю развития частного бизнеса в России;
-выявить проблемы развития частного бизнеса в России;
-изучить направления государственной поддержки частного бизнеса в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА…………..5
1.1.Понятие частного бизнеса…………………………………….................5
1.2 Структура частного бизнеса……………………………………………...6
Глава 2. РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ…………………...9
2.1.История развития частного бизнеса……………………………………9
2.2.Проблемы развития частного бизнеса в России………………...……12
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...........................23
2. Расчетная часть
ЗАДАНИЕ № 1……………………………………………………………………...25
ЗАДАНИЕ № 2……………………………………………………………………...31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...…38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Саша 3...doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период интенсивного  становления предпринимательства  (1990-1995гг.);

2. период насыщения  и структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

 

2.2. Проблемы  развития частного бизнеса в  России

 

На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые  определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

Внешняя среда  подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному  предприятию факторов, изменение  значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда  для предприятий имеет важное значение:

1. как источник  ресурсов;

2. как потребитель  результатов деятельности предприятия  и место общественного признания  и оценки этих результатов;

3. как фактор, определяющий  поведение, образ действий предприятия,  отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды  разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски  для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности  для их развития. Определяя стратегию  развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, – это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

Кроме негативных изменений  внешней среды на возрастание  неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий  влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

- в способах разделения  труда; 

- расстановке кадров;

- распределения прав и  ответственности;

- проведения маркетинговой  политики;

- налаживания  финансовых потоков на предприятии; 

- получении информации  и т.д.

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, который является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. «Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.»10

«Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных  чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.»11

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

«О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.»12

На низком уровне предприниматель  также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник  – это самое опасное, что может быть для бизнеса».

Еще одной не менее важной проблемой является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

«Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).»13

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем  направлены в основном на улучшение  технологии, снижении затрат, повышение  профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей,  должно направлять свои усилия на снижение налогов, обеспечение доступности кредитов, совершенствование законодательства, резкое сокращение числа контролирующих инстанций, защиту прав собственника, искоренение коррупции и произвола чиновников. «Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет.»14

В России по мере развития малого и среднего бизнеса  и укрепления рыночных отношений  возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

« Российский частный бизнес успешно преодолел последствия кризиса и совершил мощный рывок. Совокупная выручка 200 крупнейших частных компаний страны выросла за год на 27,5% и превысила 10,2 трлн рублей. Это абсолютный рекорд за все восемь лет, что Forbes составляет этот рейтинг.

Частный бизнес очень многим обязан государству, а  именно амбициозным государственным  проектам на Дальнем Востоке и  в олимпийском Сочи, строительству  автомобильных дорог и прокладке  магистральных трубопроводов. Государственный  бюджет и заказы госкомпаний сегодня — главный двигатель частной экономики.

Особенно хорошо это видно на примере строительного  бизнеса, где состоялось несколько  заметных премьер. Группа компаний «СК  «Мост» ворвалась в рейтинг, построив к саммиту АТЭС вантовый мост на остров Русский во Владивостоке. «Тихоокеанская мостостроительная компания» сдала к началу саммита два моста и автомобильную дорогу. Абсолютный лидер рейтинга, малоизвестное «Второе Краснодарское СМУ», чья выручка взлетела за год сразу на 800%, заслужил подряды «Транснефти» и «Роснефти». Компания «Велесстрой» прокладывает трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан и Балтийскую трубопроводную систему (за год ее выручка выросла на 200%, до 42 млрд рублей). Еще один строитель газопроводов и нефтепроводов, компания «Сварочно-монтажный трест» освоила за год на 169% средств больше, чем годом ранее (27,7 млрд рублей).»15

 

 

 

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 «К сожалению, в России система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.»16 

«Правовое регулирование  развития малого и среднего предпринимательства  в России основывается на Конституции  РФ и федеральном законе № 209-ФЗ от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон дает определения субъектов малого и среднего предпринимательства.»17

Помимо законов  и нормативных актов, существуют государственные программы поддержки  малого и среднего бизнеса. Такие программы предпринимателям предлагают федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Каждая программа действует 1-4 года, имеет утвержденный бюджет и конкретные направления финансовой и нефинансовой поддержки предпринимателей. С помощью госпрограммы  можно, например, получить бюджетную компенсацию на обновление основных фондов, внедрение новых производственных технологий, проведение рекламной кампании или участие в выставке. 

Инфраструктура также  включает центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные Торгово-промышленные палаты – а в России действует более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат – предлагают бизнесу визовую, арбитражную, правовую поддержку, а также широкие возможности участия в выставках и конгрессах в России и за рубежом.

«Государственные и муниципальные  фонды поддержки предпринимательства  в настоящее время действуют в 73 регионах России.»18Эти организации проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. В том числе через региональные структуры Федерального фонда поддержки малого предпринимательства проводится финансирование федеральных и региональных программ поддержки.

Фонды содействия кредитованию – это гарантийные фонды и фонды поручительств. Здесь предоставляют гарантию или поручительство по банковскому кредиту. Как правило, при каждом таком фонде бывает аккредитовано несколько коммерческих банков, работающих в конкретном регионе. Поэтому запросить гарантию или поручительство фонда по привлекаемому кредиту можно непосредственно в банке. Ряд фондов предоставляют поручительства и по договорам лизинга или банковской гарантии.

Бизнес-инкубаторы – это организации, размещающие на своей территории на льготных условиях специально отобранные малые предприятия. Разместив свой бизнес на территории бизнес-инкубатора, возможно воспользоваться льготной арендой помещения, льготными консалтинговыми, образовательными и офисными услугами. «К настоящему моменту в России создано 50 бизнес-инкубаторов. Эти организации выступают как самостоятельно, так и в составе технопарков или техноцентров.»19

Технопарки  создаются, в основном, на базе высших учебных заведений с целью  использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных  технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Сейчас в стране действует более 40 таких организаций.

Инновационно-технологические  центры для малого бизнеса внедряются Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. «Всего создается 12 инновационно-технологических центров, в том числе на базе ведущих российских технопарков, научно-исследовательских институтов и центров. Такие организации создаются с той же целью, что и технопарки. Разница состоит лишь в том, что инновационно-технологические центры уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий.»20

Информация о работе Развитие частного бизнеса в России