Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:19, реферат
Кыргызстан обладает значительным потенциалом по многим полезным ископаемым. Основными вырабатываемыми ресурсами являются золото, ртуть, сурьма, свинец, редкоземельные металлы, уран, уголь, нерудное сырье, олово, подземные воды и другие.
По итогам за январь-август 2011 года объем валового внутреннего продукта (ВВП) по предварительной оценке Национального статистического комитета (НСК)1 сложился в сумме 160,8 млрд.сомов, где реальный рост объема ВВП составил 107%, тогда как в январе-августе 2010 года он составил 99,9%.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. ОБЗОР СИТУАЦИИ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. НЕЗАВИСИМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ. . .12
3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
4. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Со сменой руководства в профильном министерстве произошли массовые увольнения специалистов давно перешедших пенсионный возраст. По мнению экспертов, на сегодняшний день знания госчиновников профильного министерства с точки зрения ведения горного бизнеса не достаточны, а вкупе с бюрократией и коррупцией создают не самые лучшие условия для развития отрасли.
По оценке трех ключевых государственных ведомств, респонденты выделяют служащих Министерства Природных Ресурсов как самых низких по уровню профессионализма. Три четверти респондентов считают, что уровень грамотности чиновников в горном деле сильно отстает от современных требований 21 века. Уровень профессионализма работников в Госгортехнадзоре и в Агентстве охраны окружающей среды остался на прежнем уровне, считает каждый второй.
По инициативе премьер-министра было предложено на рассмотрение Жогорку Кенешу изменение структуры Правительства. В частности Министерство природных ресурсов и Министерство промышленности объединить в одно ведомство. В Правительстве посчитали, что сосредоточение в одном государственном органе позволит проводить комплексную политику, направленную на выработку общей идеологии по рациональному использованию минеральных ресурсов и в целом развитию промышленного сектора экономики страны.
Большинство экспертов сошлись во мнении, что грядущее возможное преобразование Министерства природных ресурсов в Министерство промышленности и минеральных ресурсов может повлечь за собой негативные последствия. Процесс реформирования внутренней структуры министерства и его отделов может затянуть потуже и без того тугой клубок проблем, существующих в горнодобывающей отрасли. В первую очередь, время на привлечение и переобучение новых кадров, и во-вторых, приведение нормативной базы в соответствие с полномочиями в новом ведомстве. Дополнительную сложность может вызвать и тот факт, что для развития легкой промышленности, пищевой промышленности, а так же тяжелой промышленности также требуется проведения мероприятий направленных на развитие, однако новое преобразование предполагает уделения меньшего внимания чем горнодобывающей отрасли. Эксперты придерживаются мнения, что данные изменения в структуре Правительства преждевременны.
Таким образом, можно заключить, что уровень качества специалистов выпускаемых в Кыргызстане не достаточен для развития горнодобывающей отрасли. Данный факт подкрепляется еще и низким профессионализмом кадров государственных органов. Компании вынуждены самостоятельно повышать квалификацию своих сотрудников, однако они не в силах повлиять на сложившееся положение с низкой грамотностью специалистов, занятых в государственных учреждениях.
Коррупционная составляющая
Коррумпированность всех государственных органов входит в тройку самых острых проблем наряду с безработицей и развитием экономики по данным исследований общественного мнения IRI на протяжении многих лет. Смена власти не изменила ситуацию с коррупцией, которая процветает на всех уровнях власти. Степень доверия населения к госчиновникам достаточно низка.
Респонденты считают, что коррупции в госорганах не становится меньше, и не станет. Больше всего у предпринимателей проблемы возникают по поводу получения и продления лицензий.
На территории Кыргызстана действуют около 1000 компаний, имеющих лицензию и право на пользование недрами. Лицензиатов различают по виду деятельности, по категориям разработчиков месторождений и проводящих геологическое изучение. Существуют еще большое количество проектных, подрядных и обслуживающих организаций, обеспечиваемых работой за счет горнодобывающей отрасли.
В соответствии со статьей 16 в действующем «Законе о недрах» и «Положением ПКР о лицензировании недропользования» предоставление права пользования недрами осуществляется путем проведения конкурса и прямых переговоров. Предоставление права пользования недрами предоставляется Министерством природных ресурсов (МПР) по заявкам физических и юридических лиц, которые рассматривают заявки в течение одного месяца. Данное право предоставляется в случае, если в согласованные лицензионным соглашением сроки лицензиат представляет в МПР технический проект проведения работ с экспертизами по технической, экологической безопасности, охраны недр, удостоверения на право временного пользования земельным участком при разработке месторождений полезных ископаемых или письменного согласия владельца земельных прав на проведение геологического изучения. Какие-либо работы до согласования технического проекта запрещаются.
Проблемы с получением лицензий своевременно привели к тому, что деятельность большинства компаний в настоящее время приостановлена и полевой сезон сорван. Даже те компании, которые получили лицензии с большим опозданием, не владеют достаточным временем для выполнения утвержденного плана работ, что создает угрозу для компаний по отзыву лицензии. Своего рода замкнутый круг.
По мнению некоторых экспертов, отзыв лицензий у компаний происходит без учета обстоятельств и трудностей, связанных с местным населением и с получением доступа к лицензионной площади. В дополнение, экспертами отмечается, факт проведения государственными органами отсева недобропорядочных инвесторов, получающих лицензии с целью перепродажи.
Эксперты считают, что чиновники работают в не интересах страны, а ради личной выгоды, процедуры рассмотрения лицензий затягиваются, а в случае получения лицензий, на местах ОМСУ силами местного сообщества устраивают различные препоны.
Согласно закону о недрах компании получившие лицензию после всех установленных процедур, должны быть обеспечены доступом на обозначенную территорию со стороны местных госадминистраций. Однако сами компании не требуют от правительства исполнения лицензионных соглашений, что говорит о получении лицензий не совсем прозрачными способами.
В начале настоящего года произошли задержки по выдаче и продлению лицензий. Основную вину с опозданием полевых работ руководители горнодобывающих компаний перекладывают на госчиновников. По мнению экспертов, такое действие было направлено на отсев мелких компаний, и привлечения либо для пролонгации деятельности крупных инвесторов.
Взаимоотношения между местным сообществом и горнодобывающими компаниями
Проблема взаимоотношений горных компаний с местным населением стоит достаточно остро, уже на протяжении нескольких лет. Эскалация конфликта началась сразу же после апрельских событий прошлого года. Местные жители перекрывают дороги и блокируют доступ к лицензионной площади, требуя от компаний преференций для развития их региона. Такая тенденция наблюдается во многих местностях республики.
Следует отметить, что конфликт развивается значительно меньше в тех регионах, где еще со времен Советского Союза действовали подобные компании. Для населения этих местностей развитие горнодобывающей отрасли подразумевает дальнейшее развитие инфраструктуры и обеспеченность рабочими местами.
Не развитость а чаще отсутствие политики развития отдельных местностей, масса проблем социального характера, а так же отсутствие информации о деятельности горных компаний толкает местных жителей добиваться внимания к своим проблемам от частных компаний, в данном случае горнодобывающих. Население считает, что горнодобывающие компании обязаны, делится своей прибылью с местным сообществом.
Такое обстоятельство сложившееся за последний год повлияло на то, что в компаниях, приступающих к ведению деятельности на какой-либо лицензионной площади, сформировался дополнительный бюджет учитывающий возможные риски и проблемы, связанными с местным населением. Иначе говоря, компании идут на уступки и готовы принимать на себя расходы по улучшению условий жизни населения в регионах, чтобы обеспечить себе доступ к разведке или разработкам.
Компании больше всего оказывают помощь в виде предоставления рабочих мест, оказывают помощь финансового и гуманитарного характера, а также содействуют строительству объектов социального назначения. Респонденты называют строительство школ, мостов, дорог и т.д. самой затратной статьей в расходах, предназначенных для местных сообществ, в среднем каждой компанией было затрачено 30 тыс. долл.. Таким образом можно сказать, что горнодобывающие компании добровольно взяли на себя часть функций государства, хотя государство получает налоги, и пошлины с этих компаний.
Государство занимает пассивную позицию и не предпринимает каких-либо действий в отношении решения проблем в данном направлении, а лишь выдает разрешение на проведение работ без обеспечения доступа и защиты со стороны местного сообщества. Население подкрепляет свои действия возможными последствиями экологического характера. Однако после материального удовлетворения потребностей местных жителей, конфликтная ситуация разряжается до возникновения следующей. 70% руководителей компаний оценивают взаимоотношения их компаний с местным сообществом в местах проведения работ как ォтерпимыеサ, а каждый пятый оценивает как «плохие».
В ходе исследования было выявлено, что более половины опрошенных респондентов отмечают свою ответственность за установление хороших отношений с местным населением. По их мнению, правительство (70%) и местные органы власти (55%) так же должны нести полную ответственность за установление хороших отношений горных компаний с местным населением.
По мнению экспертов, сами компании используют не правильные методы работы с населением, зачастую неформальные переговоры с населением которые сопровождаются раздачей денег местным жителям по любому конфликтному поводу приводят к предубеждению населения в том, что компании недобросовестны и непрозрачны.
Резюмируя, можно сказать, что несогласованная политика органов власти всех уровней по развитию местностей касательно данной отрасли приводит к проблеме развития горнодобывающей отрасли, а следовательно, негативно влияет на привлечение инвесторов и в целом на развитие экономики страны.
Основные изменения, произошедшие в органах лицензирования и выдачи разрешений, за последний год
Последствия событий 2010 года отразилось и на деловой активности компаний. Среднее число уровня уверенности дальнейшего развития своего бизнеса предприниматели, занятые в горнодобывающей отрасли оценивают как «не в полной мере уверен» на 2,9 баллов по 5-бальной шкале.
Инвестиционная привлекательность за последний год так же значительно снизилась, считает подавляющее большинство респондентов. Более половины опрошенных руководителей компаний считают, что 9 Респондентам было предложено оценить по шкале от 0 до 5, где 0-совсем не должны нести ответственность, а 5 - в полной мере несут ответственность.
Правительство относится равнодушно к инвесторам в горнодобывающей отрасли, а каждый третий уверен в том, что государственные органы сдерживают вклад имеющихся инвестиций в горную отрасль, тем самым отпугивая и не поощряя развитие данной сферы.
По мнению респондентов за последние 12 месяцев взаимопонимание недропользователей с Министерством природных ресурсов ухудшилось (80%).Из них чуть менее половины считает, что взаимопонимание между ними ухудшилось сильно.
По мнению предпринимателей занятых в данной отрасли, за последний год не наблюдалось положительных тенденций касательно вопросов получения разрешений и лицензирования, ухудшилась эффективность работы лицензионного органа (60%). Большинство опрошенных респондентов считают, что за последние 12 месяцев в системе лицензирования произошли негативные изменения, из них 45% утверждают, что в данной системе стало значительно хуже.
Критерии оценки выполнения условий лицензионных соглашений для продления или аннулирования лицензий не ясны для предпринимателей (80%). 55% респондентов не удовлетворены ясностью критериев оценок при экспертизах ТЭО, проектов, запасов месторождений.
Достаточно слабо оцениваются возможности по оспариванию решений органа выдающего лицензии. 70% респондентов считают, что у них незначительные возможности оспорить решение органа выдающего лицензии в судебном порядке, а каждый второй считает, что у него небольшие возможности. Каждый четвертый оценивает свои возможности по оспариванию решений органа выдающих лицензии во внесудебном порядке как незначительные. Каждый шестой считает, что такой возможности нет вообще.
Подавляющая часть респондентов испытывали трудности в прошедшем году с получением, с продлением действий лицензий, и согласованием программ с уполномоченным органом. Основанием для торможения деятельности горнодобывающих компаний послужило время, потраченное на пролонгацию и согласование программ, среднее число составило 6 месяцев.
За год в данной отрасли произошли изменения в отношении выдачи разрешений и лицензирования отрицательного характера. Данные изменения негативно влияют на приток инвесторов в Республику, и создают условия для оттока имеющихся крупных предпринимателей.
2.НЕЗАВИСИМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Ассоциации
Для ведения мониторинга деятельности горнодобывающих компаний, а так же защищающие интересы предпринимателей в стране, существуют некоммерческие и неправительственные организации, а так же различные ассоциации. В настоящее время в Кыргызстане существуют 3 ассоциации: Гильдия горнопромышленников, Ассоциация геологов и горняков, Кыргызская Горная Ассоциация.
Существует также комитет по минеральным ресурсам при Международном деловом совете (МДС), членами которого являются в основном иностранные инвесторы. Данные организации ведут деятельность несогласованно, преследуя лишь интересы узкого круга людей, считают руководители горнодобывающих компаний. Так же ими было отмечено, что большинство компаний не состоят ни в одной ассоциации, а предложения по поводу присоединения поступают только к ограниченному числу компаний. По мнению опрошенных респондентов, ассоциации осуществляют свою деятельность пассивно, не проводится тесный контакт с государственными органами, заседания ограничиваются обсуждением более мелких задач, проектов законов, состояния на текущий момент и консультациями. Однако существенную поддержку горной отрасли ассоциации оказать не могут, так как свою деятельность ведут достаточно разрознено.