Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:19, реферат
Кыргызстан обладает значительным потенциалом по многим полезным ископаемым. Основными вырабатываемыми ресурсами являются золото, ртуть, сурьма, свинец, редкоземельные металлы, уран, уголь, нерудное сырье, олово, подземные воды и другие.
По итогам за январь-август 2011 года объем валового внутреннего продукта (ВВП) по предварительной оценке Национального статистического комитета (НСК)1 сложился в сумме 160,8 млрд.сомов, где реальный рост объема ВВП составил 107%, тогда как в январе-августе 2010 года он составил 99,9%.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. ОБЗОР СИТУАЦИИ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. НЕЗАВИСИМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ. . .12
3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
4. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
По мнению большинства опрошенных респондентов, существующим ассоциациям необходимо объединить свои усилия и увеличивать число активных членов, для более активного лоббирования интересов горнодобывающих компаний, с чем согласны и эксперты.
ИППДДО
В 2003 г. была инициирована идея ИППДДО (Инициатива Повышения Прозрачности Доходов Добывающих Отраслей), на данный момент она объединяет 35 стран, из которых 11 изъявили желание внедрять эту инициативу прозрачности отчетности в своей стране. В 2011 г. Кыргызстан прошел валидизацию. Сама инициатива была предложена Тони Блэром еще в 2002 г. Во многих странах, где есть горнодобывающая отрасль, сложилась ситуация, когда население не получает реальной выгоды от своих земных богатств - ресурсы вывозятся за пределы страны. Поэтому эта инициатива была направлена на то, чтобы Правительство отчитывалось перед населением о средствах, поступаемых от горной отрасли.
В Кыргызстане принято постановление Правительства, в соответствии с которым, все горнодобывающие компании, имеющие лицензию должны представлять отчеты в уполномоченные органы о налоговых платежах и других платежах, производимых на территории КР. Кроме этого, существует так же специальный перечень компаний, данные которых подлежат независимой сверке данных. 46 крупных компаний отчитываются по всем налоговым платежам, затем все данные сверяются, и составляется отчет по стандартам ИППДДО.
Однако, по мнению некоторых экспертов и опрошенных предпринимателей, деятельность по ИППДДО плохо освещается и мало кто разбирается в сути данной организации. В основном предприниматели в добровольном порядке отчитываются перед данной организацией, что происходит далее им не совсем понятно. Так же они считают, данную организацию полузакрытой и не совсем прозрачной, так как все мероприятия проводятся в узком кругу участников НПО и секретариата организации, без приглашения самих руководителей компаний.
Общественный наблюдательный совет
Общественный Наблюдательный Совет (ОНС), независимого орган созданный при МПР в 2010 году, выполняет функции мониторинга деятельности МПР, решения которого носят рекомендательный характер. Члены, вошедшие в его состав, из-за большой загруженности своей основной работой, не могут уделить достаточного времени деятельности в ОНС, к тому же свою деятельность они осуществляют на общественных началах. Активные члены ОНС, которые уделяют все же больше внимания данной работе, выразили мнение, что их предложения не поддерживаются властными органами, носят формальный характер и не вызывают какого-либо интереса.
По мнению экспертов на сегодняшний день ОНС не в состоянии реализовать возложенные на него функции как независимого органа, призванного обеспечить объективность принимаемых решений в МПР и выработать рекомендации по дальнейшей его деятельности.
Неправительственные организации
В Кыргызстане существуют около 10 тыс. неправительственных организаций (НПО), из них 365 экоНПО. По мнению опрошенных респондентов, большинство НПО экологической направленности сильно препятствуют работе горнодобывающих компаний, создавая различные препоны. Миссия этих организаций заключается в том, что бы воспрепятствовать процветанию горнодобывающей отрасли, считают они. Наряду с экоНПО есть ряд организаций, которые помогают улаживать конфликтную ситуацию с местным населением и проводят разъяснительные работы, деятельность данных организаций воспринимается положительно руководителями горнодобывающих компаний.
Недостаточная разъяснительная работа среди населения в местах образования горнодобывающих компаний на сегодняшний день создает огромное препятствие в развитии горнодобывающей отрасли. Таким образом, повышение роли НПО занимающихся разъяснительной работой в какой-то мере помогло бы развитию горнодобывающей отрасли.
3.ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Основные выводы
В настоящее время в
горнодобывающей отрасли
· Задержка с выдачей и продлением лицензий государственными органами, в связи с пересмотром выданных ранее лицензионных соглашений;
· Недостаточная прозрачность процедур по проведению конкурсов и тендеров;
· Недостаточная прозрачность критериев оценки выполнения условий лицензионных соглашений для продления или аннулирования лицензий, а так же критериев оценки ТЭО, проектов и запасов месторождений;
· Конфликты с местными жителями, из-за недостаточной разъяснительной работы;
· Несогласованна политика органов власти всех уровней по развитию местности, в частности касательно горнодобывающей отрасли;
· Низкая квалификация специалистов, работающих в государственных органах, создающая препятствия для развития данной отрасли;
· Дефицит профессиональных кадров высшего и рядового состава на предприятиях в горнодобывающей отрасли;
· Слабая научная и образовательная база в ВУЗах Республики;
· Отсутствие гарантий и защиты со стороны органов власти по осуществлению своей деятельности горнодобывающими компаниями по разведке и добычи месторождений;
· Образ государства в мировом сообществе как страны, характерными чертами которой являются политическая, экономическая и социальная нестабильность, что негативно влияет на приток инвесторов;
· Не соблюдение нормативных правовых актов (НПА) органами МСУ;
· Неразвитость существующих законов и НПА регулирующих горнодобывающую отрасль;
· Неорганизованная деятельность ассоциаций по горнодобывающей отрасли.
Рекомендации
1) Профильному министерству требуется разработать новое законодательство в сфере горнодобывающей отрасли, с учетом форматов public-policy, а так же во избежание разного толкования законодательных актов.
2) Пересмотреть критерии оценки выполнения условий лицензионных соглашений для продления или аннулирования лицензий, а так же критерии оценки ТЭО, проектов и запасов месторождений, для дальнейшего их изменения и учета принципов прозрачности и справедливости.
3) Обеспечить лицензиатам гарантию по бесперебойному осуществлению разведки и добычи.
4) Разработать стратегию по привлечению инвесторов в горнодобывающую отрасль.
5) Местным органам власти в местах добычи ископаемых, согласовать политику развития местности с политикой развития страны.
6) Обеспечить защиту и доступ лицензиатов к местам добычи ископаемых.
7) Проводить планомерную разъяснительную работу среди местного сообщества.
8) Горнодобывающим компаниям перед началом каких-либо работ проводить опрос среди населения (настроение сообществ) проживающих около мест добычи ископаемых.
9) Министерству образования и науки создать и развить научную базу по современным стандартам, для подготовки и повышения квалификации специалистов, особенно рядового состава со средним техническим образованием.
10) Профильным Ассоциациям осуществлять свою деятельность и принимать решения согласованно друг с другом, что поможет эффективно лоббировать инициативы предпринимателей в горнодобывающей отрасли в государственных органах.
11) Принимать более активное участие в разработке и принятии проектов законов в горнодобывающей отрасли.
12) НПО осуществлять содействие горнодобывающим компаниям в налаживании связей с местными жителями и создании у них положительного образа инвестора.
4. ЛИТЕРАТУРА
1 . Из отчета Министерства
3 . www.geo.gov.kg
4 . По материалам интернет-сайта www.armankg.com
5. По материалам www.centrasia.ru и www.ekois.net