Развитие городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотреть историю развития городского хозяйства.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие городского хозяйства.
2. Проанализировать становление и развитие систем городского хозяйства в России.
3. Изучить классификацию современных городов.
4. Выявить уровень развития и проблемы городского хозяйства в настоящее время.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие городского хозяйства…………………………………………………...5
2. Становление и развитие систем городского хозяйства в России………….......7
3. Классификация современных городов…………………………………………13
4.Уровень развития и проблемы городского хозяйства в настоящее время……16
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованных источников……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

история развития городского хозяйства.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Уровень развития городского хозяйства к началу XX в. был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию. Этому способствовал экономический подъем России, но мешали обострившиеся социально-экономические противоречия в обществе, которые вскоре вылились в жестокое противостояние и кровавую гражданскую войну. Многие достижения в развитии городов были в эти годы практически полностью утрачены.

Развитие городов и  систем городского хозяйства в советский  и постсоветский периоды прошло несколько этапов:

1) революционно-восстановительный (1917 – 1929);

2) командно-административный (1930 – 1940);

3) военно-восстановительный  (1941 – 1950);

4) административный (1951 –  1991);

5) переходный (1992 – 2002).

Бурный процесс развития городов  и городского хозяйства на рубеже XIX – XX вв. был жестоко прерван революцией 1917 г. и разразившейся вслед за этим гражданской войной. Многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Так, численность жителей Петербурга с 1917 по 1920-е гг. сократилась более чем в два раза, Киев был практически опустошен.

Этот этап можно сравнить с эпохой крушения Киевской Руси, разрушения городов  под натиском татаро-монгольского ига. Отличие состоит лишь в том, что  в данном случае разрушительные силы были спровоцированы не иноземцами извне, а находились внутри российского общества. Массовая эмиграция и гибель миллионов людей, разрушение материальных богатств и духовных ценностей не способствовали общественному прогрессу.

В начале 20-х гг. в советском государстве  был осуществлен переход к  новой экономической политике (НЭП), суть которой заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца). Экономическое оживление создало условия для возрождения городов и восстановления городских хозяйственных систем.

Было создано управление коммунального  хозяйства, которое взяло на себя функции координатора восстановления хозяйственных объектов в городах. В этот период были восстановлены многие объекты городского хозяйства, включая водопроводно-канализационные системы, трамвайное движение, замощение улиц. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, была восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами. Но функционирование НЭПа было недолгим – с 1921 по 1928 гг. Уже в конце 20-х гг. началось резкое сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и городское хозяйство.

На следующем этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Административные методы стали преобладать и в городском хозяйстве. Основным приоритетом в тот период были подъем промышленности и особенно военно-промышленного комплекса. Города и городское хозяйство теряли самостоятельные рычаги управления и собственные ресурсы, которыми они обладали в период НЭПа.

В то же время тоталитарная система  остро нуждалась в крупных промышленных центрах городского типа и потому уже в 30-е гг. города получают определенное развитие и страна, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей численности населения страны. Получило развитие и городское хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных столичных городов.

Период 40-х гг. характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной  войны 1941 – 1945 гг. и восстановлением разрушенного хозяйства в 1946 – 1950 гг., в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов. Уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 м2 общей площади на душу населения, что соответствовало уровню 1917 г. и явно не отвечало потребностям горожан.

В 50-е гг. XX в. начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития городов и городского хозяйства – административный этап. Наиболее характерной тенденцией была тенденция урбанизации, которая, с некоторыми естественными колебаниями, сохранилась вплоть до начала 90-х гг. После принятия в 1957 г. Постановления ЦК КПСС «О переходе к типовому проектированию и строительству» в стране начался строительный бум: возникали новые города, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства.

В начале 90-х гг. наступил переходный период в развитии городов. Процесс урбанизации приостановился, что связано с усилением кризисных явлений в социально-экономической жизни и трудностями развития городов в переходный период.

В то же время значительная численность городских жителей  и достаточно высокая доля горожан в общей численности населения, составляющая 73%, а также ведущая роль городов в социально-экономическом развитии страны свидетельствуют о высокой степени урбанизации и преобладании городского образа жизни.

Поэтому главной задачей в настоящее время является не дальнейшее повышение уровня урбанизации, а улучшение его качественных параметров и развитие систем городского хозяйства

 

3. Классификация современных городов

 

Городская агломерация, конурбация (от лат. agglomero — присоединяю) — компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Различают следующие  виды агломераций :

-моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Московская агломерация)

-полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).

Критерии объединения:

-массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции),

-1,5-часовая доступность по транспортным коридорам (железным дорогам, автодорогам и рекам),

-наличие регулярных пригородных электропоездов, автобусов, теплоходов,

-нахождение подчиненных поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих,

-общность аэропорта, железнодорожного узла-терминала, речного порта-терминала,

-плотное расселение по транспортным коридорам,и т. д.

Не учитываются:

-прямое расстояние собственно (без учета других факторов),

-близкие подчиненные поселения без прямой связи по транспортным коридорам,

-неблизкие самодостаточные города.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации) — наиболее крупной форме расселения.

Конурбация — (от лат . con — вместе и urbs — город), городская агломерация полицентрического типа, имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего (напр., скопления городов в Рурском бассейне, Германия).

Наиболее значительные конурбации (полицентрические агломерации) сформировались в Европе — Русская  в ФРГ (11,5 млн жителей), Рандстад Холланд  в Нидерландах (около 7 млн), в Японии — так называемый мегалополис  Токайдо (около 60 млн) и некоторых других странах.

Крупнейшие агломерации  в России с численностью жителей  более 1 млн (по состоянию на 2011 год) : Москва 13,5 млн., Санкт-Петербург 4,75 млн., Нижний Новгород 1,7 млн., Екатеринбург 1,54 млн., Новосибирск 1,5 млн., Самара 1,41 млн., Волгоград 1,35 млн., Челябинск 1,32 млн., Ростов-на-Дону 1,29 млн., Омск 1,15 млн., Казань 1,12 млн., Пермь 1,07 млн., Саратов 1,07 млн., Уфа 1,07 млн., Красноярск 1,02 млн.

Субурбанизация – развитие пригородов. Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агломерации – взаимосвязанные группы поселений (прежде всего городские), объединенные различными видами связей (трудовые, производственные, рекреационные, инфраструктурные и др.) в динамичные системы. Затем начинается более быстрое развитие пригородов (прежде всего демографическое) по сравнению с центральным городом.

Необходимое условие  субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между  местам жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительного размещения мест

За субурбанизацией  населения следует субурбанизация промышленности и других сфер занятости. Начинается она с вывода за пределы центральных городов крупных промышленных предприятий, требующих больших площадей и безопасных в экологическом отношении (химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и т.п.). Среди причин субурбанизации промышленности обычно называют возрастание спроса предприятий на крупные земельные участки, их переориентацию на автомобильный транспорт вместо железнодорожного и внутреннего водного, более низкую стоимость земли в пригородах, миграцию квалифицированных работников в пригородную зону и др.

Субурбанизация торговли и услуг непосредственно связана  с субурбанизацией населения, субурбанизация управленческих функций – с кризисным  состоянием центральных городов, переселением служащих в пригороды, высокой степенью развития инфраструктуры в пригородах. Тем не менее субурбанизация рабочих мест все – таки меньше чем субурбанизация населения. Значительная часть жителей пригородов продолжает работать в центральных городах.

Дальнейшее развитие процесса субурбанизации вылилось в  интенсификацию переселений жителей не только в пригородную зону городских агломераций, но и на внеагломерационные территории. США уже стали “страной пригородов” – там живет около 60% населения агломераций.

По мере расширения метрополитенского  ареала все возрастающая доля ее населения живет за пределами фиксированных границ города-центра. Если пригородное население, считать население , проживающее за пределами города-центра, то этот рост вызывает процесс развития пригородов.

Мегало́полис  — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.

Мегалополис — крайне урбанизированная, как правило, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде стран, в которых имеются регионы с большими масштабами урбанизации. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений Аркадии.4

Основные черты мегалополиса: линейный характер застройки, вытянутой  в основном вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей (иногда рек или морских побережий); общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов-центров агломераций, формирующих мегалополис; нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.

 

4.Уровень развития и проблемы городского хозяйства в настоящее время

 

Состояние и развитие сферы городского хозяйства показывает, что для повышения эффективности всей сферы в целом и образующих её структур в частности необходимы коренные изменения, которые могут выражаться в формировании инновационного подхода в управлении предприятиями городского хозяйства.

К факторам, определяющим необходимость внедрения инновационных  идей в управление городским хозяйством и формирование системы управления ими, можно отнести: необходимость сбережения ресурсов в определенных сферах городского хозяйства (например, энергосбережение, водосбережение, транспортная инфраструктура и т.д.); необходимость внедрения информационных технологий в сферы связи, образования, здравоохранения; формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения частных средств и развития конкурентоспособности города, создания рабочих мест и производств; большие проблемы в обеспечении эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства; незначительное участие частного бизнеса в деятельности и функционировании городского хозяйства; необходимость переноса промышленных предприятий за городскую черту.

Во многом развитие инноваций в сфере городского хозяйства невозможно без создания инновационной инфраструктуры – инновационной среды. Очевидно, что для городского хозяйства инициатором формирования и финансирования такой инфраструктуры должно выступать государство, как на федеральном, так и на местном уровнях. В то же время формирование инновационной инфраструктуры должно происходить на основе оценки потенциала городского хозяйства, поскольку именно данный анализ позволит определить те направления, а также возможности (ресурсы) городского хозяйства, потребные для осуществления инновационного управления.

Информация о работе Развитие городского хозяйства