Развитие интернет-банкинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обоснована тем, что в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....2
Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания……………..4

Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания………4

Организация расчетно-кассовой работы…………………………..7


Расчетное обслуживание клиентов…………………………………….....13

Расчетное обслуживание юридических лиц……………………....13

Расчетное обслуживание физических лиц………………………...21


Удаленное банковское обслуживание……………………………………24

Интернет-банкинг в развитых странах …………………………...26

Развитие интернет-банкинга в России……………………………28


Заключение…………………………………………………………….....…..31
Список использованных источников литературы…………………………33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.77 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………….....2

  1. Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания……………..4
 
    1. Сущность  и принципы расчетно-кассового обслуживания………4
 
    1. Организация расчетно-кассовой работы…………………………..7
 
 
  1. Расчетное обслуживание клиентов…………………………………….....13
 
    1. Расчетное обслуживание юридических лиц……………………....13
 
    1. Расчетное обслуживание физических лиц………………………...21
 
 
  1. Удаленное банковское обслуживание……………………………………24
 
    1. Интернет-банкинг  в развитых странах …………………………...26
 
    1. Развитие  интернет-банкинга в России……………………………28
 
 

Заключение…………………………………………………………….....…..31

Список  использованных источников литературы…………………………33 
 
 
 

    Введение.

    Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в  себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.

    Прежде  всего это связано с тем, что  его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению  денежных средств физических и юридических  лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка, - это тот критерий, по которому, согласно Федеральному Закону «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.

    Привлечение юридических и физических лиц  на расчетно-кассовое обслуживание позволяет банкам установить с ними деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и т. д. Отношения, построенные таким образом, являются весьма прочными, так как банк и клиент хорошо знают и доверяют друг другу, а следовательно, становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными партнерами.

    Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще  и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. В самом деле, остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как заемные средства банка в виде вкладов до востребования. Причем данные заемные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением заемных средств из других источников: вклады, депозиты, долговые ценные бумаги, межбанковские кредиты. 

    И наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, т. е. обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

    Актуальность выбранной темы курсовой работы обоснована тем, что в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

    На  данный момент коммерческие банки стремятся  усовершенствовать методы и инструменты  в области расчетно-кассового  обслуживания юридических и физических лиц.

    В соответствии с поставленной целью  необходимо решить ряд задач:

- изучить  теоретические аспекты расчетно-кассовых  операций в кредитных организациях;

- рассмотреть  сущность, формы и принципы расчетно-кассовых  операций;

- рассмотреть  организацию расчетно-кассовой работы  в банке;

 

    

  1. Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания.
 
    1. Сущность  и принципы расчетно-кассового обслуживания.
 

     Расчетные услуги — это услуги по осуществлению  расчетных операций через расчетные  сети, участником которых является коммерческий банк в соответствии с  используемой технологией расчетов. Каждый коммерческий банк обязательно  является участником как минимум  одной расчетной сети — сети ЦБ РФ. Проведение расчетов предполагает прием расчетных документов от плательщиков, их обработку, пересылку, доведение  средств до конечного получателя, зачисление их на счет в банке и  выдачу выписок о состоянии счета  его владельцу.

     Для проведения расчетов предприятия и  организации открывают в банке  расчетные или текущие счета. Эти счета предназначаются и  используются для зачисления выручки  от реализации продукции (работ и  услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления  расчетов с поставщиками, бюджетами  по налогам и приравненным к ним  платежам, с рабочими и служащими  по заработной плате и другим выплатам, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих  право принимать решения о  взыскании средств со счетов юридических  лиц в бесспорном порядке. Предприятия имеют право открывать любое количество расчетных счетов в любых банках, которые предоставляют расчетно-кассовые услуги.1 Для открытия расчетного (текущего) счета необходимо заключить с банком договор банковского счета. Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжении клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

     Согласно  ст. 846 ГК РФ банк обязан заключить договор  банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть  счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих  требованиям, предусмотренным законом  и установленным в соответствии с ним банковскими правилами.

     Банк  обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления  в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского  счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Банк, если у него отсутствуют средства для выполнения поручения клиента, должен в течение следующего дня сообщить клиенту о помещении переданных расчетных документов в картотеку неоплаченных документов. В свою очередь клиент имеет право отозвать эти документы.

     Для открытия расчетного (текущего счета) в банк предоставляется комплект документов, к которым, в частности, относятся: заявление на открытие счета, свидетельство о государственной  регистрации, копии учредительных  документов, подтверждающих статус юридического лица, свидетельство о постановке на счет в налогом органе и др.

     Закрытие  расчетного (текущего) счета осуществляется на основании расторжения договора банковскою счета, которое в соответствии с ГК РФ возможно (ст. 859) по заявлению  клиента в любой момент.2

     Кассовое  обслуживание предполагает, что банк выдает и принимает от клиента  наличные деньги. Порядок и сроки  сдачи наличных денег устанавливаются  банком каждому предприятию по согласованию с его руководителем, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы банка.

     В кассах предприятия наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых банками по согласованию с руководителями предприятий ежегодно. Предприятия обязаны сдавать  в банк все наличные деньги сверх  установленных лимитов. Исключения сделаны только для выдачи заработной платы, выплат социального характера  и стипендий, которые могут находиться в кассах предприятий не свыше  трех рабочих дней включая день получения  денег в банке.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.2. Организация расчетно-кассовой работы. 

    Кредитная организация открытая в соответствии с нормативными актами Банка России и внутренние структурные подразделения кредитной организации (далее - филиал) могут осуществлять следующие кассовые операции - прием, выдачу, размен, обмен, обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег.4

    Кредитная организация распорядительным документом определяет сумму минимального остатка  хранения наличных денег. В распорядительном документе кредитной организации  указываются суммы минимального остатка хранения наличных денег  отдельно для кредитной организации, каждого ее филиала, расположенного на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации.

    При определении суммы минимального остатка хранения наличных денег  кредитная организация учитывает  особенности организации кассовой работы, объемы среднедневных оборотов наличных денег, проходящих через кассы  кредитной организации в том  числе по операциям с применением  программно-технических средств. Сумма  минимального остатка хранения наличных денег должна обеспечивать своевременную  выдачу наличных денег клиентам в  начале рабочего дня. Сумма фактического остатка наличных денег на конец  рабочего дня не должна быть меньше суммы минимального остатка хранения наличных денег.5

    Вновь создаваемая кредитная организация  определяет сумму минимального остатка  хранения наличных денег на основании  прогнозируемых данных об обороте наличных денег, которые будут проходить  через кассу кредитной организации. 

     Кассовое  обслуживание является одной из важнейших  функций банков. В кругообороте наличных денег, обеспечивающих товарообмен, банк является исходным и конечным пунктом  движения денег. Основные аспекты такого регулирования законодательно закреплены «Порядком ведения кассовых операций»  и являются обязательным для всех субъектов, независимо от форм собственности  и вида деятельности. Этим порядком роль банка определена не только, как  организатора налично-денежного оборота, но и как контролера процесса.

     Кассовые  операции (услуги) банка - это, прежде всего и главным образом прием от клиентов и выдача им наличных денег. К кассовым относят также операции обмена и размена наличных денежных знаков, определение подлинности банкнот. 

     Для осуществления кассового обслуживания юридических лиц коммерческие банки  создают кассовый узел по месту своего расположения. Кассовый узел кредитной  организации может включать следующие  помещения:6

  • хранилище ценностей;
  • кладовую или сейфовую комнату;
  • операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные и др.);
  • кассовый зал для клиентов;
  • кассу пересчета;
  • вечернюю кассу;
  • помещение по приему-выдаче денег инкассаторам;
  • другие функционально необходимые или вспомогательные помещения
 

     Состав  помещений кассового узла определяется руководством коммерческого банка  исходя из имеющихся возможностей. В кассовом узле создаются необходимые  условия для автоматизации кассовой работы.

     Коммерческие  банки также могут открывать  соответственно оборудованные операционные кассы вне кассового узла. Эти  кассы могут создаваться для  улучшения кассового обслуживания населения при совершении операций но приему и выдаче вкладов (в рублях и иностранной валюте), продаже  и покупке ценных бумаг, приеме коммунальных и других платежей от физических лиц. Операционные кассы вне кассового  узла, расположенные в организациях, производят кроме вышеперечисленных  операций выдачу средств на заработную плату и выплаты социального  характера, а также и другие операции, на совершение которых у коммерческого  банка имеется лицензия. Кредитная  организация также имеет право  устанавливать банкоматы и другие платежно-расчетные терминалы.7

Информация о работе Развитие интернет-банкинга в России